Московская «Независимая газета» в своём номере от 11 февраля 2019 г. напечатала резонансную статью Владислава Суркова «Долгое государство Путина» (https://www.ng.ru/ideas/2019-02-11/5_7503_surkov.html), в которой автор прежде всего попытался дать краткий анализ состоянию идеологической обстановки в России и мире на фоне тягчайшего нравственного кризиса, поразившего самые развитые страны Западного мира. Вместе с тем автор, будучи человеком весьма сближенным с властными структурами Кремля, если не сказать ещё точнее – идеолог этих структур, попытался сделать прогноз из представленной идеологической обстановки в англосаксонском мире, суть которого – политическая модель «путинизма», как идеологема, теперь надолго, как минимум до конца нынешнего века, будет путеводной звездой для последующих российских руководителей России в деле развития мощи и благосостояния страны. Несмотря на тонкий и проницательный интеллект автора, оперирующий примерами из более чем 2-тысячелетней истории Европы и 200-летней истории США, метод философского осмысления политической действительности автор демонстрирует антитетический – диалектический, в основе которого суть не конструктивное решение проблем, а разрушительная борьба стран за место под Солнцем. И этот, старый как мир философский метод презентации антитетической фактографии, чтобы на его основе прийти к конструктивному сознанию, не может никак способствовать глубокому и истинному осознанию происходящего, а тем более - формированию системных идей, с помощью которых только и можно конструировать устойчивое прогрессирующее развитие цивилизации.
В самом деле, уже в начале своей статьи, автор косвенно ссылается на определение понятия «политика» в том его варианте, в каком дал ему У.Черчилль – «искусство возможного», но не в смысле данным В.Лениным – «концентрированное выражение экономики», что гораздо ближе к истинному смыслу этого определения.
В самом деле, «политика» – это искусство распределения (с помощью натурального обмена, или денег, или из альтруистских побуждений – информацией или знаниями, в том числе по нравственным мотивам), для достижения тех или иных целей, находящихся вне плоскости самого такого распределения. Цели могут быть экономические – искусство оптимизации, достижения оптимального результата минимальными средствами; идеологические – искусство аксиологизации, - придания того или иного ценностного свойства сущностям, определяющих бытие людей, для достижение консолидации конкретного социума в деле реализации его гуманных аспираций; властные – искусство эсхатологии, определения смысла самого бытия человека. Увы, автор данного сочинения не оперирует этими смысловыми категориями при философском осмыслении текущего момента.
Ниже курсивом приведены закавыченные цитаты из статьи В.Суркова и комментарии историка и философа Валерия Иванова.
Развивая дальше свою мысль автор пишет: «Русской истории известны, таким образом, четыре основные модели государства, которые условно могут быть названы именами их создателей: государство Ивана Третьего (Великое княжество/Царство Московское и всей Руси, XV–XVII века); государство Петра Великого (Российская империя, XVIII–XIX века); государство Ленина (Советский Союз, ХХ век); государство Путина (Российская Федерация, XXI век). Созданные людьми, выражаясь по-гумилевски, «длинной воли», эти большие политические машины, сменяя друг друга, ремонтируясь и адаптируясь на ходу, век за веком обеспечивали русскому миру упорное движение вверх». Однако «государство Путина», при всех очевидных заслугах этого политического деятеля и руководителя страны, это всего лишь государство, сохранения, выживания и реванша. А нужно - государство конструктивного гуманного развития. В.В.Путин - государь стабилизатор, но не строитель прогрессивной экономики и многоукладного культурного общества граждан России.
«С тех пор как после провальных 90-х наша страна отказалась от идеологических займов (и финансовых – ВВИ), начала сама производить смыслы и перешла в информационное контрнаступление на Запад, европейские и американские эксперты стали все чаще ошибаться в прогнозах. Их удивляют и бесят паранормальные предпочтения электората». О чём это? Почему паронормальные? – русские люди вполне конкретно решают стоящие перед ними задачи.
«Когда все еще были без ума от глобализации и шумели о плоском мире без границ, Москва внятно напомнила о том, что суверенитет и национальные интересы имеют значение». Это линейный, мир без границ. Англия прокладывая морские и океанские линейные маршруты своего могущества, строила свои линейные смысловые парадигмы своего кастового иерархического центростремительного материального классового общества. А вот Российский - плоский континентальный мир, всегда имевший свои закономерные границы с соседними государствами, развивал демократический социально уравновешенный – справедливый мир центробежного нравственно детерминированного вечевого общества.
«Имеется широкий выбор подлецов и запутанные правила, призванные свести их борьбу между собой к более-менее ничейному результату. Так возникает благодетельная система сдержек и противовесов – динамическое равновесие низости, баланс жадности, гармония плутовства. Если же кто-то все-таки заигрывается и ведет себя дисгармонично, бдительное глубинное государство спешит на помощь и невидимой рукой утаскивает отступника на дно». Как этот образ напоминает Зиновьевское инфернальное государство - государство тьмы. Но в нём очень страшно и опасно! Это что – «пугалка»?
«Наша система, как и вообще наше все, смотрится, конечно, не изящнее, зато честнее. И хотя далеко не для всех слово «честнее» является синонимом слова «лучше», оно не лишено притягательности». Зачем эти самоуничижительные объяснительные поклоны? И зачем это экспонировать? - «Бюрократия, даже когда хитрит, делает это не слишком тщательно, как бы исходя из того, что «все равно все всё понимают. Высокое внутреннее напряжение, связанное с удержанием огромных неоднородных пространств, и постоянное пребывание в гуще геополитической борьбы делают военно-полицейские функции государства важнейшими и решающими. Их традиционно не прячут, а наоборот, демонстрируют, поскольку Россией никогда не правили купцы (почти никогда, исключения – несколько месяцев в 1917 году и несколько лет в 1990-х), считающие военное дело ниже торгового, и сопутствующие купцам либералы, учение которых строится на отрицании всего хоть сколько-нибудь «полицейского». «Либерал» от слова «свобода», а слово «свобода», в латинском варианте, от слова libere - книги. Кто много читает тот и свободен! Либералы не читают много, они много потреблять хотят всегда.
«Некому было драпировать правду иллюзиями, стыдливо задвигая на второй план и пряча поглубже имманентное свойство любого государства – быть орудием защиты и нападения». Современное государство должно быть не орудием, а инструментом воспитания своих умных, начитанных, нравственных граждан - только таких надо защищать, а «нападать» надо на нецивилизованные социумы новыми идеями развития цивилизации, как научно технического прогресса, так и нравственного гуманного культурного совершенства.
Автор заявляет что есть «глубинный народ»? – непонятно, ни само название, ни его смысл. Если народ где-то там, в глубине от своего государства, которое видимо находится на необитаемом острове, то зачем оно нужно, такое государство, окружённое безжизненным водным пространством?
«На глянцевой поверхности блистает элита, век за веком активно (надо отдать ей должное) вовлекающая народ в некоторые свои мероприятия – партийные cобрания, войны, выборы, экономические эксперименты». Современная политическая элита философски безграмотна, но очень похотливая, и в этом в чём-то рациональна, но очень недальновидная.
«Народ в мероприятиях участвует, но несколько отстраненно, на поверхности не показывается, живя в собственной глубине совсем другой жизнью. Две национальные жизни, поверхностная и глубокая, иногда проживаются в противоположных направлениях, иногда в совпадающих, но никогда не сливаются в одну». Опять англосаксонский диалектизм – мир строится по другим системам, Христианство увело человечество в Европе от диалектики, в том числе и в социальных процессах и привело её жителей к выдающимся достижениям развития человечества и вывело человечество в космос – сделала это Россия, строившая своё общество на заземлённых коммунистами христианских идеях социальной справедливости.
Так и хочется крикнуть: Элита - не бойся народа! Слушай его и служи его чаяниям. Увы, но для этого надо очень много знать, в том числе в области философии. Поэтому сейчас это «глас вопиющего в пустыне".
По мнению автора этот «глубинный народ» - «В разные времена за него принимали то крестьян, то пролетариев, то беспартийных, то хипстеров, то бюджетников. Его «искали», в него «ходили». Называли богоносцем, и наоборот. Иногда решали, что он вымышлен и в реальности не существует, начинали какие-нибудь галопирующие реформы без оглядки на него, но быстро расшибали об него лоб, приходя к выводу, что «что-то все-таки есть». Он не раз отступал под напором своих или чужих захватчиков, но всегда возвращался». Зачем все эти ярлыки, они не заменять понимание самих людей. Только через нравственность господа поймёте окружающий вас народ, если, конечно, у вас с народом одна нравственность!
«Начать в России можно с чего угодно – с консерватизма, с социализма, с либерализма, но заканчивать придется приблизительно одним и тем же. То есть тем, что, собственно, и есть». Это ни о чём! Нравственность где? С обозначения нравственных критерием бытия людей: моральных, этических, эстетических и эсхатологических, - только и можно синхронизировать власть и чаяния народа.
Президент России В.В.Путин, при всём уважении к нему, всего лишь инструмент в руках Всевышнего умного промысла – не стоит забывать об этом. Государь батюшка царь, начиная с мудрейшего Ивана Грозного, венчался на царство через «таинство помазания Божие», принимая на себя тем самым всю скорбь и все невзгоды своих подопечных, и деля с ним всю радость народных побед. И таинство помазания не избавляло душу царя после смерти от покаяния перед Всевышним за неправедные дела и суды над подданными. Но это было тогда… А сейчас?
«В новой системе все институты подчинены основной задаче – доверительному общению и взаимодействию верховного правителя с гражданами. Различные ветви власти сходятся к личности лидера, считаясь ценностью не сами по себе, а лишь в той степени, в какой обеспечивают с ним связь. Кроме них, в обход формальных структур и элитных групп работают неформальные способы коммуникации. А когда глупость, отсталость или коррупция создают помехи в линиях связи с людьми, принимаются энергичные меры для восстановления слышимости». Наивные заклинания – разная нравственность у нынешних финансово-политических элит, которые даже не знают в чём истинный глубокий системный философский смысл слова «политика» и её прикладное значение в неоднородных культурно систематизированных народных массах. И практика Запада, - «многоуровневых политических учреждений», - о которых напоминает автор, и в самом деле нам не поможет.
«По существу же общество доверяет только первому лицу. В гордости ли никогда никем не покоренного народа тут дело, в желании ли спрямить пути правде либо в чем-то ином, трудно сказать, но это факт, и факт не новый. Ново то, что государство данный факт не игнорирует, учитывает и из него исходит в начинаниях». Дай Бог, чтобы так и было. Однако, по существу, управляющая государством нынешняя финансово-властная элита не способна услышать свой народ. Имитации обратной связи – очевидна. Люди, не охваченные реализацией общенародной идеи социальной справедливости, которая только и возможна при наличии общепонятных высоконравственных гуманных идеалов – безмолвствуют, и лишь потребительски выживают.
«Глубинный народ совсем не наивен и едва ли считает добродушие царским достоинством. Скорее он мог бы думать о правильном правителе то же, что Эйнштейн сказал о боге: «Изощрен, но не злонамерен». Причём здесь Эйнштейн? У нас есть свои православные, мусульманские, буддистские и прочие нравственные религиозные критерии оценки действительности.
«Современная модель русского государства начинается с доверия и на доверии держится», - доверяй, и проверяй! В заклинания верить – не надо!
«У нашего нового государства (у чьего «нашего», и почему «нового»?- ВВИ) в новом веке будет долгая и славная история. Оно не сломается. Будет поступать по-своему, получать и удерживать призовые места в высшей лиге геополитической борьбы».
Вся статья пропитана англосаксонским диалектическим методом борьбы за место под Солнцем. Россия ничего никому не обязана доказывать - она будет вечно, как доказала история! А другие пусть равняются на неё и её цивилизационные достижения.
ЕТЦ etc-ohrana.ru – это объединение организаций, которые имеют многолетний опыт работы по оборудованию объектов и квартир техническими средствами охраны, системами видеонаблюдения и контроля доступом, а также по взаимодействию с подразделениями вневедомственной охраны органов внутренних дел. Сигнализация подключается как на пульт централизованного наблюдения территориальных подразделений полиции ФГКУ УВО ГУ МВД России, так и на собственный мониторинговый пульт Локального Центра Мониторинга.