… Если слепой поведет слепого…
Данная статья состоит из эссе-размышлений, написанных, в том числе на основе беседы журналиста Константина Сёмина с историком Евгением Спицыным (регалии не называю). В статье мною изложены видения причин падения популярности в 21-м веке у народа России таких средств массовой информации как газеты и журналы, в том числе издаваемые в виртуальном варианте. Во всех эссе данной статьи утверждаю, что причиною является смена вектора идеи образования человека в России (с «творца» на «злодея»), а как следствие сего: интеллектуальная деградация исполнителей – журналистов (в «вышках» есть факультеты журналистики, ещё шаг, и появятся факультеты учителей, зоотехников, слесарей – логика выращивания дебилов!). Опубликована эта радио-передача на интернет-канале ютуба 30 ноября 2018 года: (https://youtu.be/hNQpKQicyfA) – длительность её около 43 минут. В статье обозначены лишь некоторые проблемы и ответы на их решение. А, следовательно, она особенно актуальной будет для журналистов и глав СМИФ. Повествование в статье ведётся от первого лица.
Философское введение. Этой статье предшествует эпиграф. Сутью человека является разум (так что те люди, кто все усилия тратит на «накачивание мышц» – не тщитесь, умнее вы не станете). Следовательно, мир и людей он видит мозговым «компьютером» (т.е. «железом» для человека является тело, сам же «компьютер» слеп без мышления). Вот и выходит, что без образования жизнь человека бессмысленна. Логично предположить, что образование (по моему мнению, основанному на тридцатидвухлетнем педагогическом опыте) человек получает всю свою земную (а может и не только) жизнь. А начинается оно у людей в детские годы: с момента рождения тела формируется мышление. Следовательно, чем больше двигается ребёнок, тем он умнее будет во взрослой жизни, т.е. глубоко мыслящим (любые, даже самые умные малоподвижные игры в детском возрасте полезны в минимальном количестве – это исходит из сути человека).
Философ А.Г. Дугин, а также многие другие учёные 21-го века утверждают, что субъектом мысли является человек (один или сообщество), понимающий идею. Пресса времён СССР была субъектом. В настоящее время средства массовой информации (СМИ) России не имеют независимости, а, значит, не являются субъектом. Хотя имеют все признаки субъекта (такие как воля, т.е. способность к самостоятельному мышлению).
Суть человека. При достижении людьми определённого возраста, они идут в школу. В школах России с 1-го по 4-й классы ребёнка обучают инструментам мышления (читать, писать, арифметике…), в среднем и старшем звене школы дети получают уже накопленные человечеством знания. Вот почему я поддерживаю тех учёных и педагогов, которые противники специализации детей: ведь тем самым ребята лишаются детства. Очень важно для развития мышления живое образование. Его даёт как непосредственное участие детей в активных мероприятиях (дети времён СССР всё свободное от учёбы время проводили на улице в подвижных играх типа футбол, лапта, «красные и синие»…), так и живое общение с родителями и педагогами. Ведь что есть образование – мы, люди не знаем (в противном случае человек смог бы контролировать такое явление как «озарение», называемое «эвристическим мышлением», образование, полученное в детско-молодёжные годы, создаёт почву для «эвристического мышления», делает людей во взрослой жизни сильными). Но ясно одно, что внеучебное детско-молодёжное образование дополнительным не является. И по своему содержанию не менее, а в большинстве случаев, более сложное, чем обучение в аудитории. В 1986-м году вышел приказ №140 по министерству образования СССР об обязательном проведении походов в начальной школе (о данном приказе «забыли»).
Какое значение в образовании человека имеет пресса – самое прямое. Информативное: в мероприятии (любом, что со знаком «плюс», к примеру экспедиция школьников, что со знаком «минус», к примеру керченская трагедия) участвует до 1% людей, но через средства массовой информации в нём в пассивной форме принимает участие от 30 до 95 % населения Страны, а может, и всей планеты Земля (мною как-то силовикам было высказано предположение, что задача террора в запугивании населения, что СМИ, распространяя информацию, пусть невольно, но являются соучастниками преступления, в тот год чин с генеральскими погонами ничего не ответил, а зря – уверен, керченской трагедии бы не было, если бы… – но это рассуждение выходит за рамки данной статьи). Чтение газет и журналов вживую у людей развивает логическо-аналитическое мышление (может, поэтому советские журналы, в которых работали журналистами люди, пишущие статьи с аналитикой, были так массово читаемыми).
В 21-м веке население России (самой читающей страны мира) как бы «вдруг» перестало читать. Газетные киоски на улицах поубавились, они стоят, но выглядят как пережиток старины.
Конечно же, я как непрофессионал не могу осветить все причины падения интереса у людей к чтению газет и журналов, но вот тема мною обозначена и некоторые проблемы в ней будут освещены, а, следовательно, «имеющий уши да услышит».
Газеты и журналы, издаваемые во времена 20-го века,были«живыми» по содержанию: в них содержалась информация о реальной жизни России (государство СССР, молодые и не очень люди прошлое Родины называют «совок»), начиная от строек общесоюзного масштаба, кончая местными новостями. При этом события освещались со знаком «плюс» (а можно и с «минусом» – сие утверждаю как автор множества документальных статей по событиям, которые сам же организовывал и проводил в области полевой детской педагогики). В 80-х годах 20-го века спросом пользовались местные областные газеты: ведь в них сообщались новости, интересные читателям. И, конечно же, они были истинными: ведь в противном случае люди бы не покупали в киосках местные газеты. Сейчас в это трудно поверить, но большинство издаваемых газет и журналов находилось на самофинансировании, т.е. дотации от государства они не имели, а выпускались газеты и журналы десятками, а то и сотнями тысяч экземпляров, и почти весь их тираж раскупался.
Люди, читая газеты и журналы, не только образовывались, но и как бы соучаствовали в жизни Страны. У читающих на бумажном носителе информацию, развивалось мышление (невольно).
Специализация газет и журналов. Все, как и в настоящее время (но это только внешне): для каждой группы людей издавались свои издания. Для детей издавались специальные газеты и журналы (журнал «Мурзилка», газета «Пионерская правда»), в них статьи писались на доступном ребятам языке, а содержание соответствовало возрасту (тексты почти не имели политического содержания). Для родителей были специальные издания СМИ. Историк А.И. Фурсов рассказывает в своих лекциях много о журнале «Наука и жизнь» (все его экземпляры скупили японцы и мы, русские покупаем у них придуманные нами же машины!).
Таким образом, газеты и журналы выполняли важнейшую функцию по образованию людей разного возраста. Человек, лично не участвуя, к примеру, в походе или путешествии, прочитав газету или журнал, образовывался. Казалось бы, всё то же самое даёт сегодня интернет. Всё верно. Только вот вектор образования посредством власти сменился с «плюса» на «минус». А по утверждению журналиста Дмитрия Тарана (с ним я, как педагог полностью солидарен) – задача всех сегодняшних СМИ не допустить «взросления» человека, т.е. перехода им «точки Гамлета». В интернете, автором которого является спецслужба США легко поменять вектор образования.
В итоге, в 21-м веке в России газеты и журналы перестали быть массовыми и читаемыми людьми.
Костровое согревание рук. Мне, выводя детей в походы, в том числе зимние, было удивительно видеть, что ребята греют руки над костром через перчатки. В ютубе об этих походах есть видеофильм (https://youtu.be/B9gaiCxOjsQ) – в обоих зимних походах одно и то же: дети греют над костром руки в перчатках. А почему сего не было в 80-х годах 20-го века (я водил детей и в эти годы в походы)?! В газетах и журналах дети и их родители читали реальные («живые») истории, написанные журналистами и педагогами о детско-молодёжных походах и путешествиях. Подобные чтения воспитывали детей в духе силы, т.е. осуществлялся на практике девиз «в здоровом теле – здоровый дух». Кстати, мало кто знает, идеологический отдел спецслужбы (КГБ СССР) жёстко контролировал все СМИ (нам сегодня тот же идеологический отдел ЦРУ США преподносит сие как «цензура», т.е. в том же детском журнале «Мурзилка» было запрещено публиковать статьи и фото эротического содержания). Создавалась у ребят почва для путешествий: никто из них даже в мыслях не имел греть руки в варежках или перчатках.
Согревание рук на морозе в варежках. Всё верно: от мороза лучше всего руки защищают варежки. Сие мною было прописано в положении о поездке с детьми в Звенигород в 2014-м году (https://youtu.be/NEBkpWecfnU) – видео опубликовано в ютубе. Причём, во время предварительной подготовки к поездке детям, её участникам были розданы положения о ней, а их родители расписались, что положение читали. В итоге: большинство детей было одето для экскурсии, а не подвижных игр типа «штурм валов» (одежда была красивой, но не практичной для детских игр даже во дворе дома). Хотя вроде бы должно быть наоборот. В положении было рекомендовано иметь запасную одежду (её никому из детей родители не положили), а также запасные варежки, ведь после штурма валов нам предстояла экскурсия в Саввино-Сторожевский монастырь, а потом – катание с горок. Дети взяли запасные варежки. Вот они-то и спасли положение: ведь в незапасных некоторые ребята наливали воду в расположенном на улице источнике.
В 21-м веке (а, может, и раньше) всё, как по волшебной палочке, изменилось: в средствах массовой информации стали публиковать рассказы о положении дел за пределами России, а также подробно, с красочными фотографиями освещались темы: как вкусно приготовить пищу или модно одеться. Про Россию почти совсем не говорили. Словно кто невидимый отучал людей России от чтения живой газеты и журналов. Естественно, возникает вопрос «а зачем»!
А вот и результат: дети (будущие взрослые граждане России) в том походе или изорвали, или сильно испачкали модную, но непрактичную одежду. Многие из этих ребят через 5-7 лет сами станут родителями (из миллиона юных москвичей лишь 35 на собственном опыте познали истинное назначение варежек, а остальные взрослыми не собираются стать!). После подобных походов (мне об этом часто рассказывали педагоги уже в 21-м веке) родители ругали детей и меня, руководителя поездки за одежду (как не вспомнить художественный фильм «Остров», в котором главный его герой говорит матери, мол, тебе ребёнок важен или работа!). А потом – дети вырастают, становятся взрослыми. Конечно же, их родители радуются, что их чада имеют здоровое тело и развитое мышление (о том, что они, не стесняясь своего ребёнка, ругали педагога, забыли, бывает – я не обижался, вот учителям детей было за их родителей обидно, но, они, те учителя были умничками, терпели обиду!). Власть или не видит, что Страну лишают сильных граждан, или является соучастником этого (но ведь вернуть человека в детство, как только государство одумается – невозможно).
Формирование общественного мнения. Как не вспомнить те же газеты и журналы времён СССР: в них, особенно в специализированных изданиях, содержались статьи и рассказы, как на общетеоретические темы, так и о конкретных мероприятиях. Люди труда, особенно учителя и преподаватели вузов преподносились со знаком «плюс» в любых проводимых ими мероприятиях. В 21-м веке многие родители (к счастью не все, лично сие видел и слышал) считают своим долгом обругать учителей – а ведь их, педагогов сущность со времён СССР не поменялась. Ниже привожу в качестве примера две публикации. И они лишь малая часть освещения работы педагогов. Причём, первая публикация сделана в 1986-м году, когда я работал простым преподавателем. Это в газете от 1989 года я публиковался как представитель контролирующего работу чиновников органа власти. Но это лишний раз говорит о том, что пресса была народной: она освещала реальную, конкретную жизнь людей. В газетах были международные полосы, но они имели информативный характер. Зато были специализированные издания.
На фотографиях: вырезка из газеты «Волжская Коммуна» за 1986-й год; вырезка из газеты «Волжская Новь» от 1989 года (обе областные газеты г. Куйбышева).
Массовость. В данном эссе утверждаю, что в России времён СССР газеты и журналы были массовыми. А закладывалась массовость с годами и десятилетиями. Газеты и журналы читали почти все умеющие читать граждане СССР (грамотность в России эпохи СССР послевоенного периода была 100%). В чём же секрет такой популярности? Конечно же, в правдивости освещаемых материалов (что касается СССР – точность публикаций была 99%). Главное же было в личности журналистов. Их специально не готовили, но от них требовалось умение грамотно писать, т.е. передавать увиденное, а ещё они обязаны были уметь добывать информацию, а главное – её грамотно излагать (а тут не только правописание, но и стилистика, многие современные молодые журналисты могут и не знать разницу между этими понятиями). При этом хорошим считался тот журналист, кто имел аналитическое мышление. Как правило, такие работники через короткое время работы переводились в центральные газеты и журналы. Сейчас всё с точностью до наоборот. Газеты и журналы оплачиваются частными компаниями, а если государственными, то люди с аналитическим изложением материалов в СМИ не допускаются (мнение частное, читательское).
Журналистская палочка-выручалочка. Многим, помнящим детские сказки, известно, что кроме заклинаний волшебник имел палочку. В народе России её называли «палочкой-выручалочкой»: в случае экстренном она приходила человеку на помощь. К примеру, в Москве ежегодно обучается в школах более миллиона детей (!). В походы и путешествия в 20-м веке ездило не более 5% учеников, а в 21-м – не более 0,5 % (я работал в этой сфере школьного образования именно в Москве)! Очевидно, что миллион школьников, став взрослыми, не могли получить сведения о походах. «Палочкой-выручалочкой» в 20-м веке, когда Россия находилась под юрисдикцией СССР, были газеты и журналы (родители из них узнавали о премудростях походов и путешествий). В них как педагоги, так и журналисты рассказывали о детско-молодёжных мероприятиях, происходивших в России, а не в Ираке или США. При этом информация подавалась со знаком «плюс». В настоящее время либо сенсации типа «утонул ребёнок», либо «ничего» (точно знаю, что в городе Новосибирске офицеры-воспитатели организовали и провели водные походы с учениками. А вот в СМИ об этом ни слова не сказано.) Зато все полосы газет заняты войной в Ираке и конфликтом на Украине. Я лично такую газету не куплю. А по интернету читать не буду: информация, что в печатной газете, что в интернете – однозначно лживая.
Несколько слов о грамотности людей «от станка». В годы СССР существовала практика, что педагог давал «первичку», в том числе фото и своё имя, а журналист приводил материал в надлежащий для чтения вид (точно знаю, что почти все мемуары так написаны).
В 21-м веке, чтобы педагогу «от станка» чтобы написать заметку или статью, надо за это заплатить (в годы СССР мне за статьи платили). А уж про работу журналистов вообще забыть можно: они все заняты писательством на иные, далёкие от народа России темы.
Переформатирование интересов читателя. Давно известно, что потребители воспринимают тот материал, который им нравится, т.е. соответствует их интересам. В России времён СССР были одни ценности, в России 21-го века – другие. Почему так произошло: смена ценностей? Вроде бы люди одни и те же. Рассуждаю как читатель. Во-первых, меня мало интересует проблематика зарубежных стран, а во вторых, хотелось бы аналитически устроенных статей. А их или нет вовсе, или отыскать в «море» мусора невозможно. Итак, постепенно вкус у читателя формируется в стиле потребителя, неизменным показателем чего является «грязное бельё» людей (журналистов 21-го века народ по большей части ненавидит). Кто-то невидимый посредством информации в СМИ образовывает людей России в сторону «потребителя». Вот и выходит, что «кто платит, тот и заказывает музыку». Так кто «платил» в годы СССР и сейчас, в 2018-м году!?
О личности журналиста. Любая работа будет мертва, если её не делают люди (сами или посредством животных или машин). Поэтому, конечно же, важна личность специалиста, тем более в таких СМИ как газета или журнал. Ведь чем профессиональнее журналист, тем более читаемой будет газета. И опять же, кроме интересов (они могут и формироваться), необходимо учитывать возраст читателя. А, следовательно, специалист должен «как рыба в воде» разбираться в описываемом им мероприятии (без людей его, мероприятия, не будет). Журналист Константин Сёмин рассказывает, что в его родном городе Свердловске открыт в университете факультет журналистики. Я подумал, что это такой же «бред» как одеть корове седло и назвать её лошадью. Далее посмотрел работы журналиста К. Семина – они впечатляют своей оригинальностью и «умностью». Потом спустился по лестнице ответа на вопрос «а каковы истоки талантливого журналиста». Конечно, они в детском воспитании (статья о философии СМИ, а не детской педагогики). Естественно, возникает вопрос, а почему журналисты с ярко выраженной аналитической стезёй изложения материала неизвестны в России 21-го века? Молодость виновата? Так возраст журналиста К. Семина уже к 40 годам близится, да и его работы, далеко не все, выложенные в интернете «кричат» о журналистском таланте Кости (мнение личное, почти старика). Может, есть какой-то план у авторов уничтожения живых газет и журналов? Возникает вопрос, а зачем уничтожается «живое» СМИ в России 21-го века! А пока же очевидно, что в России 21-го века созданы все условия, чтобы яркие личности в журналистике не работали.
Интернет-террористы. Недавно весь читающий мир «ахнул»: в г. Керчи юноша, совсем ещё ребёнок, ему было 18 лет, расстрелял из автоматического оружия таких же, как и он детей (в СМИ их называют молодёжь). Я уверен, что началась эта трагедия ещё в 2016-м году: майор милиции Евсюков расстреливает из пистолета ничего не подозревающих граждан Москвы. Казалось бы, задуматься, а с чего это вдруг, пройдя такой отбор, уже почти пенсионер майор милиции расстреливает людей. Знакомый врач-психоаналитик сказал мне ещё в том 2016-м году, что данный случай сильно похож на выполнение чьей-то команды (по видеокадрам видно невменяемое состояние майора). Через два года юноша, сидящий в интернете ночи напролёт, словно по чьей-то команде берёт оружие и расстреливает учащихся (и опять же по видеокадрам видно неадекватное поведение парня). Нигде в СМИ вы не найдёте сопоставления двух этих случаев. Специалисты, может, сопоставляли, а, может, и нет: ведь России по Закону запрещено иметь идеологический отдел в ФСБ (хотя против России ведётся идеологическая война). Кстати, кадры: людей из прошлого пополняли «новички». Им «старички» передавали опыт работы. И эта преемственность актуальна в любой профессии. Я вижу в уничтожении преемственности кадровый голод (он ощущается в настоящее время, особенно заметен в тех областях человеческой деятельности, где нужны специалисты высококлассные, ими являются те люди, кто воспитывает человека: педагоги и журналисты, но никак не чиновники или посредники).
Чтобы люди были интернет-внушаемыми, необходимо отключить их от живого мышления. А этому, подчас невольно, мешали «живые» газеты и журналы. Люди, их читая, развивали мышление (его степень различная), а главное – они были мало внушаемыми, особенно в интернете. Вот вам и причина уничтожения методом условий живой газеты (в годы СССР государство выделяло средства многим газетам, знаю об этом не понаслышке – опыт работы в РК КПСС). Людей отучили читать живые газеты. Но нужно время для их переформатирования. И керченская операция – показатель, что люди готовы выполнить команду к совершению террора. Логика ЦРУ очевидна: через интернет давать команды наиболее внушаемым молодым людям (естественно участие в операциях частных спецслужб, как в керченской трагедии 2018 года, ведь средства у них, злодеев). Конечно же, после этой статьи, жаль, что она не появится в центральных газетах России (мне всё равно под чьим именем – для меня важно, чтобы керченская трагедия была последней) – идеологический отдел ЦРУ изменит тактику, но не цель: она останется прежней – социальный бунт, а может, и «цветная революция» в России.
Помечтаем: России удалось выгнать злодеев и добиться независимости. Смена вектора развития страны на «творца» будет обязательной. Что точно будет в первые годы (количество лет зависит от качества образования) – кадровый голод. Уже сейчас он ощущается: педагог одного из столичных вузов опубликовал результаты тестов студентов журфака – будущих журналистов: т.е. безграмотность будущих специалистов очевидна, следовательно, кадровый голод будет всё возрастать (я пытался около 30 лет обучить детей письменной речи, но то пара сотен детей, а сей опыт власти не стремятся освоить: ведь грамотный журналист есть «глаза общества»).
А пока же в оккупированной России одним из важнейших условий самофинансирования газеты или журнала является «игра» по собственным правилам, т.е. они должны стать народными.
Чем больше в газетах фактического, живого материала, тем больший рейтинг будет у газеты. А, следовательно, она будет читаемой массами людей. Интернет-управление обществом людей будет автоматически удалено надолго, если не навсегда.