Влияние мифа на западное воспитание в эпоху Средневековья

1

7317 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 119 (март 2019)

РУБРИКА: Публицистика

АВТОР: Жайвороновський Роман

 

Миф играет очень важную роль в нашей повседневной жизни, так как человек, когда познает мир, а значит, посредством мифологии и его смысл, начинает в него верить, исходя из личных качеств характера и полученного мировоззрения. Если человек не верит в один миф, значит он является сторонником другого мифа, сам, возможно, того не сознавая. Например: человек не верит во вред курения, он верит в то, что курение, по крайней мере, безобидное и т.д. Отсюда можно сделать вывод, что действует следующий принцип: свято место пусто не бывает. Это означает, что миф играет важнейшую роль в процессе создания мировоззрения каждого человека. Например, мифологичная наука, религия: на их основании возникает пропаганда идеологии правящего режима, независимо от государственного строя, его природы и структуры. В связи с этим в данной статье мы постараемся проследить влияние мифологии на события истории Запада, начиная с Темных веков и заканчивая Средневековьем.

 

Главным исследователем мифов, а также их структуры, является М. Лосев, что он и указал в своей наиболее известной книге «Диалектика мифа». Его идеи были приняты также видными российскими философами ХХ столетия, такими, как Н.О. Лосский. Так как есть субъект, то есть и объект, где обитает та или иная мифология. Без объекта не существует и субъекта, и наоборот: без субъекта не существует и объекта. Этот тезис был использован М. Лосевым в его главной работе «Диалектика мифа». Данная мысль перешла в работы Н.О. Лосского.

Начиная с распада Западной Римской империи (476 год) и где-то до конца XIV столетия, на территории Европы существовала лишь духовная христианская литература, к которой имела доступ лишь элита данных стран. Это были Евангелия, Псалтыри, жития святых, реже - былины о рыцарских подвигах (например, «Песнь о Роланде» или стихотворные произведения Завиши Чарного). Да, там скорее был текст о верности королю, но опять же: король в мировоззрении того населения символизировал, будучи Помазанником Божиим, прообраз Бога в Царствии Небесном. Так было и в действительности. А значит, и указы, пускай и не всегда идеальные, имели характер Божьей Воли и их следовало неукоснительно выполнять. Отсюда в умах жителей уже Темных веков (476-814) родился миф о служении Богу и Королю, соблюдая при этом христианские заповеди. На основании этого мифа и заповедей позже возник кодекс чести рыцаря, который, служа королю или сюзерену, должен защищать вдов и сирот, а также в случае необходимости отдать за них жизнь. На основании данных мифов возникли средневековые произведения Завиши Чарного, только там были также добавлены лирические элементы сюжета относительно возлюбленной дамы сердца. Завиша Чарны, как и автор более ранней «Песни о Роланде», не мог опубликовать среди элиты произведений с более худшими в духовно-нравственном аспекте элементами, а это влияет на вкусы жителей того периода, в частности, Средневековой Польши. Отсюда можно сделать вывод, что вкусы у элиты того периода были более предрасположены к исполнению христианских заповедей. Например, это следующая заповедь: «Нет более той любви, когда ближний положит свою жизнь за други своя». Это и было четко указано в «Песне о Роланде», менее ярко в произведениях Завиши Чарного. И в эти идеалы люди верили. Отсюда можно сделать вывод, что в повседневной жизни мифология жителей Средневековья имела привязку к христианской религии. Это очень четко прослеживается в эпоху Крестовых походов: перед Первым Крестовым походом был поход бедноты (1096 год), что пошла на территорию Малой Азии, которая поверила в спасение у Гроба Господня. В результате беднота была уничтожена мусульманами. Похожая ситуация была в 1312 году, когда молодежь Франции тоже хотела сделать подобный религиозный поход. Но вернемся ко Крестовым Походам. Возникает вопрос: пошла бы данная беднота на верную смерть, не имея в своем мировоззрении мифологичного тезиса о спасении в Иерусалиме? Или сделала бы она это сегодня? Похожее дело обстояло и с самими крестовыми походами: если элита еще могла иметь мысли о богатстве и власти над иностранными королевствами, то как быть с рядовыми рыцарями? В их умах защита Гроба Господня являлась доминирующей идеей их повседневной мифологии. Если бы не было этой идеи, то дошло бы до существенных противоречий между рыцарской элитой и рядовыми рыцарями, что было чревато бунтом, так как воин верил, что исполняет волю короля, а значит, и Волю Бога Иисуса Христа. Да, были такие рыцари, которые грабили, насиловали и убивали, но свои преступления они пытались растворить в христианской мифологии. Например: отряд рыцарей разграбил деревню, сжег ее и убил жителей-мусульман. Рыцарь был уверен, что правильно поступает, так как ведет войну с неверными, а все свои преступления часто сваливал на мусульман, так как они мешали совершению их великого дела. Следовательно, он скрывал и растворял свои постыдные деяния в идее войны за Крест Господень, а значит, в войне за свободное спасение в другом мире. Сегодня бы люди растворяли свои грехи в хиллиастической свободе, объявив своих жертв преступниками перед идеями демократии и либеральной свободы. Здесь снова можно установить факт христианской религиозности мифологии жителей Средневековой Европы. Данное состояние религиозной мифологии давало нереальную фактическую власть папе римскому, так как он, согласно католическому учению - наместник Христа, являлся в тот же самый момент ее главным вдохновителем и исполнителем. Данное положение вещей упрочняло авторитет папы римского в глазах жителей Средневековой Европы. Апогеем этого авторитета является спор немецкого императора Генриха IV с папой римским Григорием VIII, который заставил монарха пешком направиться в Каноссу в покаянной одежде грешника. Отсюда и возникло выражение: «Идти в Каноссу», то есть, идти на унизительные уступки.

 

Мифы важны потому, что управляют жизнью целых народов, так как они формируют мировоззрение каждого человека, который подчинен, согласно Лосеву, какой-то идее и в ее он верит. А идея - символизирует какое-либо действие, следовательно, оно должно быть положительное или отрицательное, а значит, данные элементы являются свойством направления деятельности человека. На том и базируются все религии и их редуцированные производные - идеологии.

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов