Крылов Иван Андреевич родился 2 (13) февраля 1769 года в Москве. Огромное литературное значение творчества Крылова для нашей страны не подлежит сомнению. Его влияние на русское общество и литературу обширно и плодотворно. Это самобытнейший и крупнейший писатель своего времени, великий художник слова, талантливый баснописец. Острый и ясный ум, художественный вкус составляли в нём единое целое. Мастер обличения подлости, лицемерия и глупости, тупого самодовольства, фальши, самообольщения. По красоте формы и по силе выражения его басни – верх совершенства. Они наполнены явными и скрытыми цитатами.
Александр Сергеевич Пушкин называл его «самым народным нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев» с «лукавством ума, с насмешливостью и живописным способом выражаться».
Крылов прошёл суровую школу жизни. В девять лет, потеряв отца, Иван рано вступает в самостоятельную жизнь. Десяти лет от роду он начинает службу подканцеляристом тверского магистрата. В 1782 году четырнадцатилетний юноша вместе с матерью и младшим братом переселились в Санкт-Петербург. Здесь Крылов поступил на службу в Казённую палату.
Свой творческий путь великий баснописец начал в юношеском возрасте басней, переведённой им с французского языка. В столице он начинает писать трагедии, водевили, комические оперы, пьесы. Первым, дошедшим до нас произведением Крылова, является пьеса в трёх действиях «Кофейница». Нужно отметить, что его комедии «Урок дочкам» и «Модная лавка» имели большой успех у зрителей.
Он издавал известные сатирические журналы «Почта духов» и «Зритель».
Уже в ранней юности Иван начал переводить басни Лефонтена, что у него получалось очень удачно. Этот весьма наблюдательный юноша был способен с помощью нескольких слов воспроизвести незабываемый образ. В 1809 году вышел сборник его басен, получивший большое признание современников. А автор завоевал себе этим произведением почётное место в русской литературе. Крылов рассказывает о различных событиях так, что читатель видит перед собой яркую, живую сценку. Его не спутаешь с другими. Но к этому результату он шёл долго и трудно.
Поразительно широк тематический охват басен – вся Россия, от мужика до императора, представлена в них. Автор видит истоки озверения, обесчеловечивания и предательства. Басни оказались очень удачными и глубоко обдуманными. Здесь немало мест, исполненных живого и светлого юмора. При этом Иван Андреевич всегда стремился к краткости и пластичности изложения.
Большая часть сюжетов его басен является оригинальной, но отдельные из них перекликаются с баснями Лефонтена, Эзопа, Федра и Бабрия.
Ещё при жизни автора 236 басен Крылова были собраны в девять сборников, ставших неотъемлемой частью русской классической литературы. А басни «Стрекоза и Муравей», «Осёл и Соловей», «Кукушка и Орёл» положены на музыку композитором А.Г. Рубинштейном. Музыку же к басням «Прохожие и Собаки», «Ворона и Лисица», «Осёл и Соловей», «Троеженец», «Две бочки» написал композитор Ю.М. Касьяник.
Персонажи его басен неповторимы, индивидуальны и колоритны. Они являются острыми сатирами, написанными на злобу дня. Автор создал в них типичные, реалистичные и живые характеры, обобщающие образы. Писатель прекрасно владеет искусством диалога.
Мораль – необходимая составная часть басен, которую Крылов помещает либо в начале, либо в конце басни.
Благодаря детальному описанию поэтом своих героев и их поведения мы чётко представляем себе: и смешного Тришку («Тришкин кафтан»), и бедного Фоку («Демьянова уха»), и капризную невесту («Разборчивая невеста») и других персонажей крыловских басен.
Его манера повествования тесно связана с жизненным опытом, пословицами и поговорками. Свежесть метафор, лаконизм, ритмическое разнообразие, ёмкость – вот основные черты поэтики Крылова. Язык басен – меткий, яркий, сочный. Многие выражения из них сами стали поговорками: «Слона-то я и не приметил», «А Васька слушает да ест», «Услужливый дурак опаснее врага», «Сильнее кошки зверя нет», «Как счастье многие находят / Лишь тем, что хорошо на задних лапах ходят!», «А я скажу: по мне, уж лучше пей, / Да дело разумей…»
«Ни Пава, ни Ворона» говорят о человеке, порвавшим со своей средой и не приставшем к другому обществу (из басни «Ворона»).
Как не вспомнить в этой связи «Тришкин кафтан» – фразеологизм из одноименной сатирической басни?
Иван Андреевич очень быстро откликался на события, происходящие в России. Так, по поводу преобразования Государственного Совета он написал басню «Квартет», которая заканчивается знаменитыми строчками, ставшие классикой жанра: «А вы, друзья, как ни садитесь, / Всё в музыканты не годитесь».
За образами животных легко просматриваются конкретные исторические лица. Так, Волк из басни «Волк на псарне» это император Наполеон, а Львёнок из басни «Воспитание Льва» по мнению большинства исследователей – Александр Первый.
В басне «Волк на псарне» иносказательно описываются неудавшиеся переговоры Наполеона с Кутузовым. И когда Волк говорит: «Я пришёл мириться к вам совсем не ради ссоры», в ответ получает:
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю.
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой.
В басне «Воспитание Льва» Крылов высмеивает традицию приглашать иностранцев для обучения наследников престола, детей вельмож и дворян.
Что пользы нет большой тому знать птичий быт,
Кого зверьми владеть поставила природа,
И что важней наука для царей:
Знать свойства своего народа
И выгоды земли своей.
Животные, наделённые чертами и свойствами людей, подчеркивают комизм изложенных ситуаций.
В басне «Орёл и Крот» говорится о том, что орёл не захотел прислушаться к совету крота и за это поплатился.
Басни «Ворона и Курица», «Раздел», «Щука и Кот» посвящены героическим событиям 1812 года.
Считается, что в заключительных стихах басни «Ворона и Курица» речь идёт о французах и Наполеоне:
Так часто человек в расчётах слеп и глуп.
За счастьем, кажется, ты по пятам несёшься:
А как на деле с ним сочтёшься –
Попался, как ворона в суп!
А в басне «Раздел» автор выступает против распрей и разногласий, произошедших между руководителями народного ополчения Аракчеевым и Растопчиным, преследовавшими свои личные интересы:
В делах, которые гораздо поважней,
Нередко от того погибель всем бывает,
Что чем бы общую беду встречать дружней,
Всяк ссоры затевает
О выгоде своей.
Басня «Щука и Кот» была написана уже в конце войны. В ней говорится о неудачных действиях адмирала Чичагова, не сумевшего помешать французам переправиться через реку Березину. Крылов пишет, что люди, берущиеся делать несвойственную им работу, терпят неудачу:
Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник…
В ряде своих басен он обличает крепостное право («Волки и Овцы», «Мор зверей», «Рыбьи пляски», «Волк и Ягнёнок» и др.). В них отражаются думы и настроения трудового народа.
Первая фраза в басне «Волк и Ягнёнок» указывает на суть происходящего: «У сильного всегда бессильный виноват», а в конце подводится итог: «Ты виноват уж тем, / Что хочется мне кушать…»
В басне «Листья и Корни» он воспел подлинный, но незаметный труд крестьян.
О тружениках – крестьянах, и дворянах – тунеядцах Иван Андреевич говорит и в басне «Собака и Лошадь»: «Однако же когда б я не пахала, / То нечего б тебе здесь было и стеречь…»
В басне «Ворона и Лисица» он высмеивает лесть, которая царит в обществе. «Лесть гнусна, вредна», но люди всё равно попадают и попадают в эту ловушку.
Мораль басни «Обоз» выражается поговоркой: «У других в глазу видишь соломинку, у себя и бревна не заметишь». Прежде чем судить другого человека, нужно поставить себя на его место и представить – а могу ли я сделать это дело лучше?
Тема дружбы в его баснях занимает особое место. О дружбе говорится в баснях: «Два голубя», «Собачья дружба», «Два мальчика», «Собака», «Лев, Серна и Лиса», «Человек, Кошка и Сокол».
В последней басне Иван Андреевич делает вывод: «К стыду, из нас не всякий / Сравнится в верности с собакой… / Как редки таковы друзья».
Также он критикует предательство, воплощенное в философии индивидуализма («Мальчик и червяк»). На эту же тему им написана басня «Дерево». Предательство – самый тяжёлый грех с незапамятных времен. И самый презираемый. Это вопрос нравственного выбора, а не обстоятельств.
Автор осуждает лень, нерасторопность, пассивность («Охотник») и говорит: «Коль дело есть, скорей его кончай, / Иль после на себя ропщи – не на случай…»
В басне «Лебедь, Рак и Щука» автор высмеивает не умеющих делать своё дело: «Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду».
В товарищах должно быть согласие, иначе дело будет терпеть неудачу.
Он пользуется в своих баснях меткими образными выражениями. Всем известна басня «Кукушка и Петух», в которой в карикатурном виде изображены писатели Ф. Булгарин и Н. Греч, расхваливавшие друг друга в печати:
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.
Не только звери, но и предметы обретают в баснях особый статус сказочности. Например, ларчик, который просто открывался.
Басни И.А Крылова по праву считаются в России высшими образцами этого жанра. В них нашли своё отражение нравственные идеалы нашего народа, особенности национального характера.
Его басни внесли новую, свежую струю в русскую литературу. Их язык отличается необыкновенной гибкостью и выразительностью.
В 1812 году Крылов был принят на службу в Публичную библиотеку, где проработал двадцать девять лет, руководя Русским отделом библиотеки.
В конце жизни он был обласкан властью. Состоял действительным членом Императорской Российской академии. Имел шеститысячный пенсион, чин статского советника.
Умер 9 (21) ноября 1844 года от двухстороннего воспаления лёгких. Похоронен в Санкт-Петербурге.
Николай Васильевич Гоголь писал о Крылове: «Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа». Они не теряют актуальности и в наши дни. Ведь в них отразились пороки и недостатки, которые люди стараются искоренить.
Тяга к положительному, потребность в идеале сильны по-прежнему. Басни помогают нам взглянуть на себя критически, стать честнее, трудолюбивее, добрее. Мораль здравого смысла, заложенная в них, сохранила своё значение и сегодня. Хочется верить в человеческую отзывчивость, доброту и честность.