Ветер времени, словно осенние листья, срывает с могучей кроны языка слова и уносит их в никуда, в нигде, в никогда. В туманную область забвенья…
Вчера ещё они зеленели и шелестели, а сегодня вянут, жухнут, звучат всё реже, реже и вот уже неутомимое, неумолимое, неостановимое, непостижимое время уносит их в безвозвратную даль.
И ты не замечаешь, как слова деревенской слободки твоего детства этот ветер выметает из жизни, из речи, из памяти. Кадка, подловка, утирка, гнутки, гнеток, снегурки, пудики, квашонка, надысь, восейка, цыпки…
Слова уходят, а вместе с ними из памяти уходят и запахи, звуки, ощущения…
Как стучит ранним утром ухват в кухонном закутке? Как шуршат ночные мыши в подполе? Звенит молоко в подойнике? Щёлкает кнут утреннего пастуха? Чем пахнет свежевыстиранное бельё на морозе? Тлеющая картофельная ботва в сентябрьском поле? Какой вкус у огуречной травы? У ядрёного деревенского кваса, налитого всклень в запотевшую кринку? У неспелого крыжовника? Какой на ощупь нос у новорождённого телёнка? Как невесом пуховый шарик однодневного цыплёнка? Какого цвета гречишное поле в августе, встающий из-за чёрной кромки леса январский месяц, брюшко стремительной ласточки; какой конь – соловый, а какой – буланый; какая собака – муругая?
Что чувствуешь, засыпая, на лежанке погребицы, соловеющими глазами разглядывая сквозь щелястую крышу и ветви антоновки крупные летние звёзды; или завернувшись в старое пёстрое лоскутное одеяло на полатях старой избы под завывания вьюги в печной трубе? Твои выросшие дети и не застали их – полати. А сколько чудных сказок и историй услышал ты в их бедном уюте на сон грядущий от своих старших братьев и сестёр.
Жили были стрик со старухой у самого синего моря… И было у старика три сына… И поехал Иван-дурак счастья искать… Долго ли коротко… На златом крыльце сидели… Молочные реки, кисельные берега…
– Баушк, киселька белого сваришь?
– Сварю, золотко, сварю…
Аршин, калоши, лапта, розвальни, сени, подклеть, тяпка, обух, башлык, безмен, давеча…
Давеча ещё слова эти были обычными, каждодневными, необходимыми; и, казалось, будут такими вечно, но…
Оно, конечно, время приносит взамен новые листья – менеджер, ваучер, кумкват, суши, оффшор, контент, месседж и даже ЛГБТ-сообщество с лизингом.
Кто лучше – товаровед в магазине или мерчандайзер в маркете?
Слова сменяются словами, не меняя сути жизни и сущности людей? Ну, какая разница – водитель кобылы или шофёр, аэроплан или самолёт?
Или что-то меняется? Неуловимо, неощутимо, подспудно, коварно.
Слова – другие, другие и чувства. Забывая свои слова и принимая чужие, не изменяем ли мы себе, не изменяемся ли?
Новые слова, может быть, и не хуже старых, и даже, может быть, полезнее в современном быту… Но мне жалко, мне не хватает старых, которые исчезают, тают, пропадают и вот-вот пропадут совсем…
Портал Славянскiй Мiръ – это богатейшая сокровищница славянской культуры, развивавшейся тысячелетиями. Здесь вы найдёте телевидение, радио и инфопортал, где сможете узнать все самое интересное и важное о развивающемся Славянском Мире: о проводимых культурных мероприятиях и образовательных программах, о развитии ремесел, о повседневных традициях и военных успехах наших Предков, о возрождении исконных военных традиций в казачестве и о многом другом. Здесь нет разделения на религии и национальности. Славянский мир един и тем интересен.