5 декабря вся наша страна, то есть бывший Советский Союз, праздновала День Сталинской конституции, или, как её ещё называли «Конституции победившего социализма». Я пишу эти строки не только для того, чтобы напомнить тем, кто успел забыть об этом, а преимущественно для той части молодёжи, что не имеет ни малейшего представления об этой славной странице нашей истории, которая иногда умышленно скрывается от молодых людей нынешнего времени, а порой преподносится в искажённом виде, как, впрочем, и всё о Советском Союзе.
Сталинская конституция была принята в 1936 году в последний день работы восьмого Всесоюзного чрезвычайного съезда Советов, в то время, когда в стране, как было объявлено, победил социализм. Подчёркиваю, что речь шла о социализме, а не коммунизме, поскольку победа коммунизма считалась следующим этапом, который, к сожалению, нам не довелось пока увидеть. Однако будем оптимистами, и считать не всё ещё потерянным.
Сегодня мне хочется вкратце сопоставить «Конституцию победившего социализма» с некоторыми последовавшими за ней в нашей стране. Следует заметить, что эта конституция не случайно называется сталинской. Дело в том, что Сталин, которого современная пропаганда сейчас чаще упоминает только в сочетании со словом «репрессии», на самом деле был твёрдым строителем нового в мире государства, писал много теоретических работ и очень серьёзно занимался разработкой конституции. Например, в сопроводительной записке к проекту решения Политбюро об изменениях в конституции и создании конституционной комиссии, которое было принято Политбюро 31 января 1935 г., он писал: «По-моему, дело с конституцией Союза ССР состоит куда сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Во-первых, систему выборов надо менять не только в смысле уничтожения её многостепенности. Её надо менять ещё в смысле замены открытого голосования закрытым (тайным) голосованием. Мы можем и должны пойти в этом деле до конца, не останавливаясь на полдороге. Обстановка и соотношение сил в нашей стране в данный момент таковы, что мы можем только выиграть политически в этом деле. Я уже не говорю о том, что необходимость такой реформы диктуется интересами международного революционного движения, ибо подобная реформа обязательно должна сыграть роль сильнейшего орудия, бьющего по международному фашизму».[1]
Сталин же выступил на съезде с обширным докладом о проекте конституции, отвечая подробно на все могущие возникнуть вопросы. Он не стал говорить о первой советской конституции, принятой в январе 1918 г., когда в стране шла гражданская война, государство находилось в стадии становления, поэтому большая часть документов носила временный характер. Другое дело конституция 1924 г. Она просуществовала 12 лет, и в 1936 г. планировалось только внести в неё ряд изменений и дополнений. Однако слишком большие перемены произошли в России за это время. Сталин так охарактеризовал в своём докладе два разных периода: «Что имели мы в 1924 году? Это был первый период нэпа, когда Советская власть допустила некоторое оживление капитализма при всемерном развитии социализма, когда она рассчитывала на то, чтобы в ходе соревнования двух систем хозяйства, капиталистической и социалистической, организовать перевес социалистической системы над капиталистической. Задача состояла в том, чтобы в ходе этого соревнования укрепить позиции социализма, добиться ликвидации капиталистических элементов и завершить победу социалистической системы как основной системы народного хозяйства…(стр. 120) Что мы имеем теперь, в 1936 году?.. мы имеем теперь последний период нэпа, конец нэпа, период полной ликвидации капитализма во всех сферах народного хозяйства»[2] (стр. 121).
Однако цитируя строки из доклада, хочется цитировать все подряд, ибо каждая важна. Поэтому я рекомендую тем, кто не знаком с работами Сталина, прочитать всё его сообщение съезду народных депутатов, ибо в нём отмечается и ликвидация классов капиталистов и помещиков, кулаков, купцов и спекулянтов, то есть всех эксплуататорских классов, и оставление классов рабочих, крестьян и интеллигенции, существенно обновившихся, и о постепенном стирании граней между социальными группами. В докладе говорится о начале роста промышленного производства и сельского хозяйства.
И всё же для полного понимания того, о чём пойдёт речь, я не могу не привести ещё одно высказывание из доклада: «Наше советское общество добилось того, что оно уже осуществило в основном социализм, создало социалистический строй, то есть осуществило то, что у марксистов называется иначе первой, или низшей, фазой коммунизма. Значит, у нас уже осуществлена в основном первая фаза коммунизма, социализм. Основным принципом этой фазы коммунизма является, как известно, формула: “от каждого – по его способностям, каждому – по его труду”. Должна ли наша Конституция отразить этот факт, факт завоевания социализма? Должна ли она базироваться на этом завоевании? Безусловно, должна. Должна, так как социализм для СССР есть то, что уже добыто и завоёвано»[3] (стр. 127).
И дальше Сталин приводит факты развития страны, в которой земледелие давало в 1,5 раза больше, а индустрия в 7 раз больше продукции, чем в довоенное время, а народный доход вырос за тот же период в 4 раза. При этом уничтожена безработица, осуществлено право на труд, отдых, бесплатное образование, обеспечено всеобщее, прямое и равное избирательное право при тайном голосовании всех граждан.
Одним словом, Сталинская конституция закрепляла все те завоевания, которых россияне лишились в одночасье после подписания в 1991 г. Беловежского Соглашения, инициированного Ельциным, распустившим Советский Союз. Разумеется, в разрушении Советского Союза лежит и вина Горбачёва, которого Ельцин просто смёл со своего пути, прорываясь к власти, но это уже другой вопрос.
Беловежское Соглашение было подписано тайно в Белорусском посёлке Вискули 8 декабря главами трёх советских республик: Белорусской, Украинской и Российской Федеративной. В нём заявлялось, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность, прекращает своё существование. Это произошло, без одного года спустя 70 лет после того, как 29 декабря 1922 года был подписан Договор об образовании СССР.
А теперь представьте себе Большой театр в Москве, где зимним полуднем 30 декабря 1922 года проходил первый в истории Союзный съезд Советов. Делегаты в ушанках из лисьего меха, в белых чалмах, в персидских халатах, в серых армейских шинелях и кожаных куртках начали собираться в зале театра с самого утра. А в первом часу дня на сцену под гром долго не смолкающих аплодисментов вышел старый большевик, участник трёх российских революций (1905 г., Февральской и Октябрьской 1917 г.), член партии с 1989 года Пётр Гермогенович Семидович и открыл съезд такими словами: «Единодушная воля трудящихся Украины, Азербайджана, Грузии, Армении и Белоруссии слить обособленные советские республики в единое целое, в мощное государство союза социалистических советских республик выражена на съездах Советов Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации. Эта воля с неописуемым энтузиазмом поддержана представителями трудящихся РСФСР на заседании Х Всероссийского съезда Советов… Резолюцией, принятой на этом съезде, подтверждён как основа союза принцип равноправия республик, добровольного вхождения их в союзное государство с сохранением для каждой права свободного выхода из него.
Эти принципы лягут в основу предлагаемого делегациям договора… мы объединяемся в единое государство, образуем единый политический и хозяйственный организм. И каждая рана извне, каждая боль внутри на какой-либо отдаленной окраине отзовётся одновременно во всех частях государства и вызовет соответствующую реакцию во всём организме Союза…». Речь большевика была встречена овациями.
Почувствуй, читатель, разницу в обстановке принятия Договора об образовании СССР на съезде и келейного тайного подписания Соглашения о его роспуске тройкой преступников. Договор 1922 года вместе с Декларацией об образовании СССР были объединены в первую конституцию СССР 1924 года, которую впоследствии изменили и дополнили Сталин и Бухарин, создав практически новый текст в 1936 году, но сохраняя основные завоевания революции.
Что же касается Беловежского Соглашения, которое тоже явилось основой создаваемых впоследствии конституций вновь созданных государств, так называемого содружества, начиная с Российской Федерации, то, не смотря на громкие заявки на учёт интересов народа, права народа резко изменились. Во-первых, подписанты Соглашения даже не спросили народ о том, хочет ли он разделения огромной страны на группу государств. Точнее, вопрос такой был поставлен 17 марта 1991 года на Всесоюзном референдуме о сохранении СССР, где прямо спросили у народа: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» и народ ответил «да», за что проголосовали 76,4% голосовавших. Но в Вискулях об этом не то чтобы забыли, а просто не хотели вспоминать.
А теперь давайте вспомним ещё раз, о каких преимуществах говорил Сталин, принимая конституцию «победившего социализма», и спросим самих себя, что из этого осталось сегодня.
Он говорил, что уничтожена безработица в стране. Сегодня она есть. Статистика утверждает, что уровень безработицы в 2018 году составил 5,2%, то есть около 4 миллионов граждан не могут найти работу. Таким образом, не осуществляется право на труд, которым гордились в Советском Союзе. Раньше судили за тунеядство и попрошайничество. Сейчас улицы городов наводнили странные личности, называемые бомжами, которых выгнали из квартир то ли за неуплату проживания, то ли за долги банковским рэкетирам. А было время, когда трудящимся государство выдавало квартиры бесплатно.
Сегодня бизнесменам выгодно получать работы больше, а платить за неё меньше. Иные ухитряются вовсе не платить за выполненную работу. Суды переполнены безнадёжными процессами об обманах работников.
Сталин говорил о праве на отдых. Такое право у нас есть, но только у богатых. Мне вспоминается, что знаменитый санаторий «Ливадия», организованный в бывшем царском дворце на южном берегу Крыма и отданный после революции крестьянам и рабочим, в этом году по чьей-то воле был продан частному владельцу и прекратил своё существование в качестве лечебного учреждения. Теперь в Ливадии три гостиницы, одна из которых Спа-Отель, стоимость проживания в котором (оплаченная заранее стоимость не возвращается), включая только завтрак, за одни сутки составляет семь тысяч семьсот рублей. Я платил раньше за лечение и трёхразовое питание семьдесят тысяч за двадцать дней отдыха в одноместном номере, с видом на море, в чудесном третьем корпусе. Почувствуй разницу, читатель!
Ленинский Декрет «Об использовании Крыма для лечения трудящихся» утверждал генеральную линию новой власти: «Санатории и курорты Крыма, бывшие раньше привилегией крупной буржуазии, прекрасные дачи и особняки, которыми пользовались раньше крупные помещики и капиталисты, дворцы бывших царей и великих князей должны быть использованы под санатории и здравницы рабочих и крестьян». В июне 1925 года в самой торжественной обстановке под звуки «Интернационала» над бывшей резиденцией бывшего царя в Ливадии подняли красный флаг, и Нарком здравоохранения СССР Николай Семашко произнёс: «Товарищи, мы собрались сюда на торжественное открытие крупнейшего крестьянского санатория в царских дворцах. Где, когда в мировой истории, в какой стране бывал такой факт, чтобы во дворцы царей приезжали крестьяне для того, чтобы поправить своё расшатанное здоровье? Нигде, никогда, ни в одной стране мира».
Да, времена изменились: дворцы опять переходят в руки крупной буржуазии. Какой крестьянин может сейчас приехать отдыхать в Ливадию? За это ли наш народ проливал кровь и пот в революционные годы и во время Великой Отечественной войны?
Сталин говорил, и в Советском Союзе было всеобщее бесплатное образование. Где оно сегодня? Ау! Где бесплатная медицина? Ау! Нет, вру. Кое-где есть и бесплатные школы, и бесплатное лечение. Вы не можете платить? Хорошо. Тогда не жалуйтесь на то, что вас плохо учат и почти не лечат. А за деньги вы всюду желанный человек.
Сталин объяснял, каким должно быть всеобщее избирательное право. Речь шла о Советах народных депутатов, где каждый депутат избирался народом сначала в производственных коллективах, где каждый друг друга знал, потом в городские, районные, областные и республиканские Советы. Многоступенчатые выборы путём тайного голосования обеспечивали народность избранников. Такие выборы теперь отменены, действует имущественный ценз, то есть опять деньги решают всё. Буржуазные парламенты заменили Советы.
Вот и весь разговор. Потому и не отмечают сегодня День Сталинской конституции и День Седьмого ноября – красный день календаря, о чём тоже не говорят молодёжи.
[1] РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 163. Д. 1052. Л. 153. Полный текст записки Сталина см.: Там же. Ф. 71. Оп. 10. Д. 130. Л. 13–15.
[2] Сталин И.В. Cочинения. – Т. 14. – М.: Издательство “Писатель”, 1997.