Пойдём со мной
Москва уснёт, но мы с тобой пойдём
по этим мокрым улицам и крышам,
(как Данте и Вергилий!) – под дождём,
чтоб пение небесных сфер услышать,
и, под огнями сумрачных домов,
в дыму осеннем, в киновари листьев
мы наберем букеты новых слов
и бросим миру в лица эти лисьи.
Придут снега, но стоит ли дремать?
Коснись со мной холодного гранита:
мне надоело, друг мой, воевать,
мне надоело всеми быть забытой,
ведь я же не Алкей, не Феогнид,
мой жаждет флот открытия Америк!
Ведь что же ярче в юности блестит,
чем новый берег?
Пойдём же, друг, бродить по мостовым,
смотреть на кабаки и на вокзалы!
О счастье, сшито ты из бересты:
легко порвать, легко начать сначала -
и так я начинаю новый лист,
по эту ли он сторону от рая?..
Пойдём со мной, покуда воздух чист,
я приглашаю!
Ворожея
Солнце снова в железо заковано,
И в осоке уснут вечера,
Я к избушке твоей заколдованной
Пробираюсь во тьме до утра.
Ворожея, подруга речистая!
Видишь – звезды, как жар, горячи…
Слышишь – сердце моё огневистое
Лебедьми над Непрядвой кричит.
Не спасёшь меня в холод колодезный,
Хочешь – душу с размаху руби…
Мне признаться пред небом не боязно
В ветровой заплутавшей любви.
Что хвалиться мне памятной силою,
Ворожить над болотной водой?
Я хочу позабыть, чернокрылая,
Прежних мыслей настой травяной.
Brevislux
Закатятся и возвратятся солнца,
но что они? Нам – гроздья винограда,
хмельная ночь – и осень, осень, осень:
вот первая и горькая награда.
И падал снег.
Под ним дрожали крыши,
и краткий свет, как нож, разрезал полдень,
и если ты замолкнешь, то услышишь,
как умирает терпкое «сегодня».
Так стань мне божеством или проклятьем
на пару дней, оставшихся до лета,
взъерошенным стихом, который знать нам
не суждено без права и привета,
и пей до дна, не испытавший страха,
расплёскивай по чашам эти песни!
Зови меня хоть птицею, хоть прахом:
когда же смолкнет солнце – мы воскреснем.
Аллюзия
Тянет ночь, кочующая, грузная –
не любя:
жизнь моя – огромная аллюзия
на тебя,
что, вздыхая, валится подкошенно
сердцем – вниз,
если ты позволишь, тяжкой ношею
поделись.
Так – любовь и боль моя становятся
на ребро:
город этот – старая пословица,
тёмный брод,
кипятком – в сердца, в ладони снежные
жжётся – стих…
я хочу, чтоб ты сокрытой нежности
не постиг.
***
По пологим холмам - и в горячую слякоть,
- Так, что пышет дождём кровеносная сетка -
Я привыкла бросаться, как в реку - и плакать,
И шутить над собою колюче и метко.
Я уже не вернусь: ведь сюда уходящий
Не глядит впопыхах на пустые ошибки,
И забудется старая комната, ящик
Потускневших стихов, что колючи и зыбки,
И улыбка чужая - ненужным приветом
Проскользнёт по губам - и дыханье собьётся...
Я уже не вернусь: рассыпается лето
В прогоревшем и мутном сентябрьском солнце.
Купеческие висы
Море дымилось. Мы бросили якорь
там, у последнего фьорда,
чтобы потом, уезжая, заплакать
и отвернуться нетвёрдо.
Да! Мы носили рубахи по-русски,
как и барон, так и ленник,
здесь обещали нам странные сгустки
времени, счастья и денег.
Челюстью лязгая – мощной, балконной –
город рычал в непогоду.
В воду бросали мы старые кроны,
в жгучую, чёрную воду!
Этой воде ли простить нам печали,
дать индульгенции в руки?
Слышат ли волны, как стонут причалы,
полные снов о разлуке?
Мёду ли жаркого? Сизого шёлка,
что на базарах дамасских
взял моё сердце, как ты, незнакомка,
робостью, грустью и лаской?
Что тебе снится ночами скупыми
в северном робком сиянье?
Я сохраню – о, поверь! – твоё имя
запеленав его снами,
и, убаюкивая, как ребёнка,
с сердцем, подкошенным бредом,
я – ведь купец я! – на радость потомкам
в страны иные уеду.
И, меж крестовых походов и пыли,
в золоте пьяном прибоя
снова приснятся мне фьорды и мили,
небо моё молодое.
Мчись же, ладья – пусть охрипнут вороны,
пусть искажаются ноты!
В воду мы бросим старинные кроны,
в жгучую, чёрную воду.
Sednolimodo
Ночью останется только читать по-латыни,
бредить стихом и тугие верёвки плести…
Ходишь с пергаментом – даром что солнце не стынет,
значит, к восходу немного останется сил.
Пьёшь – не взахлёб, да и пишешь с неловкой оглядкой,
мол, разберёмся потом, а пока – карнавал!
Просишь огня, а дают отопления... Кратко:
я бы нашёл, если б ведал, чего я искал.
Всё – суета? Так скажи это другу и смейся,
лекции брось и молись на свою немоту;
все мы, как видно, немного данайцы-ахейцы:
лезем в нутро –
только видим в нутре пустоту.
Капает с крыши. Промокла под осень солома,
в серых хрущёвках синеет включившийся газ.
Дай мне пергамент – и выпусти в полночь из дома,
дай мне смирения!
Только, молю, не сейчас.
***
В средневековой пустоте,
где ночь – от края и до края,
мы все – отчаянно не те,
и не живём, а умираем,
и рвётся чёрная строка
от строгости молитвослова
к окну, в витраж и облака
без дум и горького былого.
На что я трачу эту жизнь,
о чём кричу высоким слогом?
Номинализм и реализм! –
какая сухость, боги, боги…
Свою же праведную грусть,
по завещанию Эразма,
несу я к Вакху и молюсь
тайком об этом безобразье.
Я - жалкий грешник, чистый лист,
но всё же в чём-то разумею:
номинализм и реализм
мои не высушат идеи,
там, в монастырской пустоте,
сижу, зажатый кельей тесной,
и к неизвестной красоте
слагаю сумрачные песни.
Монолог запертых ночью в музее
Какой там импрессионизм,
нам дайте бутербродов с чаем,
мы все порядком здесь серчаем,
что свет погас, а лифт завис.
О, мы блуждали в темноте,
как тени скорбные в Аиде,
без всякой надобности в гиде,
но с надобностью в красоте.
По залам влёк нас этот пыл,
к груди прижали мы билеты!..
Но нас охранник не заметил:
и сам ушёл, и дверь закрыл.
Как душно здесь! Со всех сторон
белеют мраморные бюсты;
напрасно здесь, кося под Пруста,
искать утраченных времён,
одна лишь пыль покрыла зал…
Нам тут заночевать придётся?
С одной стены глядит уродец,
с другой картины – кардинал.
Мы повернули. И во тьме,
казалось, засияли стены:
полотна вспыхнули Гогена
в противовес седой зиме.
И мы стояли, онемев
от этой яркости безумной,
не замечая мглы чугунной,
сигнализации напев…
И уж поверьте, что, когда
открыл нам дверь освободитель,
билет мы взяли на Таити
и улетели навсегда.
Из цикла «Сентябрьские стихи»
***
Я училась всему: понемногу, помногу? – впустую,
ибо время меня не грызёт, не тревожит, не лечит;
это, может, и к лучшему. Так, подъезжая к столице,
я смотрю на рябину и рыжие мхи у дороги,
колоски и шиповник. Других я названий не знаю.
Мне хватает и тех, что могу удержать на мгновенье —
как горячие угли, как снежные искры в ладонях! —
ведь случайное слово всегда будет проще и ближе,
чем плетенье словес. Безопасней не думать, не помнить,
не привязывать встречи к домам, а тоску — к переулкам,
и, в какой-нибудь книге знакомое выискав имя,
в тот же миг разучиться читать на родном языке.
***
К передвиженью по карте
нужен особый талант;
верхняя полка плацкарта,
снова я твой арестант.
Едем, качаемся в дрёме,
тычемся в ком простыней,
чтобы услышать сквозь гомон
грёзу свободы своей.
Полка с Вселенной мне узки,
но, растирая виски,
жажду вкусить среднерусской
средневековой тоски!
Ой, то не вечер для юных,
чёрная шапка в снегу…
К чёрту колёса фортуньи,
слышать о них не могу!
Стуком их ровным и рьяным
полнятся наши края:
здравствуй, Кармина Бурана,
милая песня моя.
Так всё отныне и будет
во времена перемен:
путь в никуда ниоткуда —
и растворенье во тьме.
***
в реке не страшно, там течёт вода,
офелии и рыбы плещут в бездне;
я столько лет карабкалась сюда,
что позабыла, для чего я лезу,
а в самом деле, Боже, для чего,
ты мне не говорил, а я не знаю,
плыву непотопляемым бревном
к калиточке потерянного рая.
а там закрыто. выключили свет.
мол, милая, и так уж много чести,
но я-то исполняла свой обет,
я думала, там будут Эвересты!
а это просто северный пейзаж
мне говорят: «вы этого хотели»
(таскаться, будто матушка Кураж,
нести пургу и торговать метелью?!)
тут нет трагедий, у меня есть дом,
там молоко и баночки из лаша:
в хранилище незначимых имён
так пошленько вершится повесть наша,
и я плыву – скорей бы уж, скорей! —
в реке не страшно, там не до балета,
и точно не до оперных ролей,
ведь всё равно выходит оперетта.
***
Я пишу тебе письма на жёлтой шершавой бумаге,
словно ранний романтик (а может, и бартовский скриптор,
языку подчинённый), мечась меж двумя берегами.
Эта комната осенью схожа с заброшенной криптой.
Заходи в катакомбы — я буду радушный хозяин,
я тебе на стене нарисую ягнёнка и рыбу.
Это будет наш завтрак: духовное светлое пламя
да цветной фолиант, привезённый тобой из Магриба.
В эти ветхие дни я сажаю на нитку сюжеты,
словно яркие бусины (вроде обычай навахо).
Ты не верь им, не верь: я всего лишь цепляюсь за лето,
но зимы не боюсь, потому что не ведаю страха.
Ты ко мне не придёшь: неприход твой сродни ритуалу,
как работа, метро, сериал, остывающий ужин,
я зову твою тень, только зова безмолвного мало:
мне так нужен мой голос, но разве я голосу нужен?..
Метаморфозы: уроки птичьего языка
Есть то, о чем я не могу писать,
пока не доучу, допустим, птичий
насмешливый пронзительный язык
без словарей и прочих упражнений.
Его слова наивны и светлы:
закрой глаза и повторяй за мною,
но помни: что с закатом значит «осень»,
с рассветом превращается в «весна».
Произносить не легче: сделай вдох,
пусть струны арфы вытянутся в горле,
и вспомни, что любовь подобна смерти,
и зазвучи, и в звуке задохнись.
С тех пор, как я учу его, мой слух
настроился на звон цветущей липы
и отторгает прочие слова,
которые я прежде так любила.
Я снова прихожу к тебе домой.
Там холодно. Зима грызёт деревья,
ты говоришь мне что-то; но на птичьем
звучат похоже «стой» и «уходи».
Переведи меня на твой язык,
переведи меня через дорогу,
я так хочу сказать тебе, что я…
Но я не помню слов, что шепчут люди,
зажатые меж тесных зимних рам
в томительном, горячечном ознобе
под музыку кипящей батареи,
в стеклянной клетке выбеленных стен!
Я – Филомела, лавровая ветвь,
я – Дафна в соловьином оперенье,
скажи мне, что твердят на грани сна,
какие песни посвящают страсти?..
Вот то, что было прожито давно:
когда я прохожу во тьме по парку,
ты следуешь за мной. Я слышу листья,
подёрнутые инеем и тленом,
но стоит обернуться – пустота.
Ты существуешь и не существуешь,
такого слова не бывает в русском,
(другое есть, но я его не помню,
весьма невразумительный глагол).
Когда-нибудь я позабуду всё
расплывчатое, тёмное, простое
и клёкотом наполню этот дом.
Не вслушиваясь в лиственную речь,
я буду рвать сиреневые фразы;
отброшенные мною на асфальт,
они твоё всегда слагают имя:
бескрылых букв бессмысленный набор.
Золото
Возьми моё молчание, которое золото,
и дай мне простой фарфор.
Всем сестрам по серьгам из слитка размолотого,
мне – разговора сор.
Потому что из любого узелка – хоть Гордиева! –
я одна расплету, смеясь,
карфагенские косы буйного норова,
коммуникаций вязь.
Даже в злом завихрении спора, как омута,
знай, водица моя чиста;
возьми моё молчание, которое золото,
и я разомкну уста.
Как только рухнул Советский Союз, многие соотечественники попытались заняться частным предпринимательством. Не у всех это получилось и не у всех вызвало приятие. Но были и такие люди, кто, начав своё дело в 91 г., сумел развить его и усовершенствоваться. Таков, например, один мастер по изготовлению печатей и штампов из Москвы. Прочитать подробнее об этом мастере вы можете на его сайте. Там же найдёте информацию о том, как сделать у него заказ.
Комментарии пока отсутствуют ...