Вечный исход

4

7373 просмотра, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 111 (июль 2018)

РУБРИКА: Книга

АВТОР: Голубничий Иван Юрьевич

 

Светлана ЗАМЛЕЛОВА. «Исход». Роман. – М.: ИПО «У Никитских ворот», 2018. – 392 с.

 

 

«Сквозь кровь и пыль...»

А. Блок

 

Известная российская писательница, прозаик, публицист, литературовед и философ Светлана Замлелова написала новый роман. Разговор о нём, в перспективе, должен быть серьёзным и основательным, соответственно тому значению, каковое, на мой взгляд, он имеет для современной российской, русской литературы. Роман «Исход» – фундаментальное художественно-философское произведение, затрагивающее важнейшие вопросы человеческого бытия, написанное языком классической русской прозы, с динамичным сюжетом, который отсылает читателя к драматическому и судьбоносному периоду нашей страны начала XX века. Центральные исторические события того периода служат как бы фоном всему повествованию, а собственно сюжетная линия в этих событиях получает онтологическое обоснование, раскрывает роль частного в целом, малого – в великом и драматическом. Для С. Замлеловой всегда было характерно стремление заглянуть в психологию своих героев, в их душевные побуждения в процессе их становления. Психологизм истинный, т.е. не обусловленный патологическим интересом к тёмным сторонам человеческой природы (что мы часто видим в произведениях современной литературы), а напротив, стремящийся рассмотреть в ней светлое начало и причины, мешающие этому началу проявиться – вот одно из основных качеств, характеризующих её творчество. Её герои – люди разных возрастов и характеров, разного личностного масштаба, разного социального происхождения, но все они – живые, действующие непосредственно и жизненно убедительно, в соответствии со своими искренними, хотя и порой ошибочными, побуждениями и мотивациями. Главная героиня романа «Исход» – Милка Ламчари, девушка из караимской, а значит, правоверной иудейской семьи, с тонкой душевной организацией и, как принято говорить в таких случаях, с высокими духовными устремлениями. Собственно, под своим первым именем она является читателю только в самом начале романа. Вследствие духовных исканий и мировоззренческой эволюции она решается на то, чтобы переменить своё вероисповедание в соответствии с новыми религиозными убеждениями – она переходит в православие. Это обстоятельство имеет роковое значение в её жизни – от неё отворачиваются родные и близкие, скованные предрассудками, и она, под новым, христианским именем Ольга, изгоняется из родного дома фактически на все четыре стороны... Не приспособленная к жизни, не обладающая никакими профессиональными навыками, в какой-то момент Ольга Ламчари оказывается перед возможностью гибели, нравственной и физической. Мир, незнакомый и неприветливый, не сулит ей ничего хорошего. К счастью, благоприятное стечение обстоятельств и встретившиеся на её пути хорошие и просто неплохие люди не дают ей пропасть и помогают обрести некоторую первоначальную опору, отталкиваясь от которой, Ольга получает возможность найти какие-то жизненные ориентиры.

 

Особое место в романе занимает образ Аполлинария Матвеевича Искрицкого – образ несколько загадочный и играющий символическую роль в повествовании, своего рода ангел-хранитель. Взяв под свою бескорыстную опеку молодую беспомощную девушку, он приложил все усилия (по его собственному признанию, безнадёжные) для того, чтобы передать ей своё знание о жизни и о людях. Знание это было порой слишком жёстким для идеалистического сознания Ольги, порой оно ей просто недоступно по объективной причине возрастной разницы между ней и её наставником, но, тем не менее, Аполлинарий Матвеевич добросовестно выполнил свой долг. Его наставления и поучения местами имеют характер своеобразной проповеди: 

«– Жизнь – это движение, а смысл этого движения – поиск. Человек ищет, даже не сознавая этого. Можно сказать, что все мы ищем друг друга, мы живём, чтобы найти человека... Не любого скота в человечьем обличье, а настоящего человека! Это не так уж мало, не так уж худо и не так уж просто. Увидеть человека значит лицезреть Бога, дьявол – обезьяна Бога, человек – Его отражение. Только сперва найди человека! За всю твою жизнь ты, может быть, встретишь лишь одного человека. И если в тебе самой сохранится человеческое, ты узнаешь его...»

Аполлинарий Матвеевич всеми силами пытается уберечь Ольгу от заблуждений и ошибок, но его старания оказываются тщетными. Как и положено по законам живой жизни, в какой-то момент Ольга, подчиняясь велению молодости, самовольно пустилась в плавание по бурному житейскому морю. Но на протяжении всего плавания (и в переносном, и, во второй части романа, прямом смысле) она постоянно сохраняла связь со своим благодетелем и исповедовалась ему в своих мыслях, побуждениях и поступках. 

 

Второй персонаж романа, сыгравший значительную роль в судьбе Ольги Ламчари, – это студент Сергей Садовский, человек, который убедил Ольгу в своём искреннем чувстве и вызвал в ней ответную любовь. В этом образе ярко воплощён распространённый во все времена тип человека, хотя и неплохого, но слабого, эгоистичного и очень живучего; человека, который во всех ситуациях чутко следует своему непосредственному интересу и всегда моментально находит себе оправдания и объяснения всем своим поступкам, в том числе и самым неблаговидным. Его появление становится вторым (после крещения) роковым событием в жизни Ольги, поставившим под сомнение её веру в человека. В сущности, не злой, но слабый, зависимый от матери и от обстоятельств, Сергей совершает ряд предательств, больших и малых, по отношению к Ольге. Обстоятельства, сопутствующие этому, прописаны с тонким психологизмом и глубоким знанием человеческой натуры. В итоге Сергей погибает глупо и пошло от случайного выстрела Ольги, и его смерть также выглядит символично, поскольку он, живущий исключительно своими мелкими, мещанскими интересами, становится как бы необязательным в этом мире. От его смерти ничего в мире не меняется – что он был, что его не было. Эта частная драма обозначена в повествовании прозрачно, но отчётливо.

 

Атмосфера предреволюционного времени воссоздана хотя и как бы фоном происходящих событий, но её картины несут большую художественную нагрузку и являются, в некотором смысле, структурирующим художественным фактором романа. Поступки и побуждения людей в условиях более спокойного и стабильного времени могли бы быть другими, и жизнь Ольги с Сергеем также могла сложиться иначе, более благополучно или, по крайней мере, менее драматично. Но в переломные эпохи, в предчувствии грядущих потрясений обостряются инстинкты, со дна человеческих душ поднимается то тёмное и смутное, что в обычной жизни имеет шанс остаться непробуждённым.

«... Студенты кипели, кабаки грохотали, газеты выстреливали заголовками, разлетавшимися как искры. По Москве бродили недовольные рабочие, за которыми, казалось, тянулся тревожный фабричный гудок. Вид у Москвы был насторожённый и какой-то злопамятный. Москва обещала припомнить обиду и выжидала, так отчаянно веселясь, что непонятно было: снег ли белеет на мостовой или кокаин…».

Злоключения Ольги, предшествующие судебному разбирательству, и её пребывание в больнице для падших женщин – яркий эпизод романа, являющийся художественным достоянием современной бытовой и психологической прозы. В ходе этого эпизода автором даются колоритные и сочные картины специфических обществ и персонажей, характерных для описываемой исторической эпохи. Судебное разбирательство и вынесение приговора заканчиваются для Ольги сравнительно лёгким наказанием и удалением в монастырь.

 

Пребывание Ольги Ламчари в монастыре занимает в романе промежуточное, но очень важное (как в концептуальном, так и в художественном отношении) место. Попав в монастырь, Ольга, естественно, ожидает здесь некоего душевного успокоения, отдаления от мира, полного зла и предательства. Но и здесь она сталкивается с разного рода проявлениями мирского зла, при этом зло принимает подчас патологические формы, так сказать, извращённого понимания добра. Ольга узнаёт, что настоятельница монастыря, руководствуясь «благой» целью найти дополнительные средства для добрых дел, занимается то вымогательством, а то и прямым мошенничеством, принуждая подчинённых ей монахинь подделывать подписи купцов на векселях. В момент, когда в перспективе появляется реальная возможность полицейского преследования, Ольга с другой монахиней решаются на побег. Задолго до всего этого Ольгу неоднократно посещала авантюрная мысль присоединиться к полярной экспедиции капитана Дубровина, о подготовке к которой много писали в прессе. Беспощадная логика жизни привела к тому, что её мечта стала суровой реальностью. И хотя история её участия в экспедиции не совпадает с началом второй части романа, но интонационно эта вторая часть начинается именно с этого момента. В соответствии с таким радикальным изменением характера действия изменяется и ритм романа, и атмосфера, и текст, который отныне требует иных стилевых средств. Повествование отныне ведётся преимущественно в эпистолярном жанре.

 

Молодая, но уже пережившая ряд личных драм и трагедий женщина перед лицом новых испытаний решилась на то, на что не решилась бы ни одна из её благополучных сверстниц. Из полной лжи и зла прежней жизни она добровольно вступила в новую – морскую, полярную суровую жизнь, в которой вся шелуха светского городского существования спадает и исчезает без следа, и каждый человек остаётся только тем, что он есть, лицом к лицу с суровым и беспощадным миром Природы. Описание её полярного путешествия занимает последнюю треть романа и раскрывает перед читателем продолжение её мировоззренческой эволюции. Образ Аполлинария Матвеевича, в письмах к которому она описывает все обстоятельства своих испытаний, проходит, как говорится, красной нитью через весь роман (письма писались Ольгой на всём протяжении плавания и отправлялись почтой при редких оказиях).

 

Большое значение в этой части имеет образ штурмана Бреева, оказавшего влияние на Ольгу и оставившего яркий след в её душе. Сильный и мятущийся человек, с одной стороны – прирождённый вождь, с другой – одиночка ницшеанского типа, он не может найти своего места в обыкновенной жизни и постоянно идёт на конфликт с окружающим миром. Штурман – третий персонаж, сыгравший важную, хотя уже не столь роковую, роль в жизни Ольги. Он дал ей своего рода образец свободного человека, движимого только своей силой и своей волей и дающего возможность всем желающим следовать за ним. Описания невзгод и лишений, связанных с экспедицией, обладают такой высокой степенью жизненной достоверности, что порой создают впечатление автобиографичности этих фрагментов.  

Концовка романа остаётся открытой, след Ольги Ламчари теряется, и путь её испытаний продолжается уже за пределами текста. Одно несомненно: Ольга вышла из испытаний духовно преображённой, защищённой жизненным опытом и знанием, а также выстраданным верным представлением о добре и зле, о жизни и человеке. По прочтении романа остаётся только пожелать ей удачи и, в конечном итоге, счастья, которое она, несомненно, заслужила.

«...И показалось Ольге, что сама История, неумолимая дама, заглянула на мгновение ей в глаза. И поняла Ольга, что это поступь Нового слышна отовсюду. Новое грядёт не потому, что так устроили какие-то люди, а потому что иначе не может быть. Старое отжило своё и умирало, а Новое должно было занять его место, поскольку вечного и постоянного ничего не бывает на свете. Как бы ни были полны закрома и сундуки Старого, недоставало там чего-то главного. Никто не знал, каким будет Новое, но остановить его нарождение, воспрепятствовать его власти было уже никому не под силу...».

 

 

 

***

 

Название романа – «Исход» – естественно, вызывает у читателя прежде всего библейские ассоциации. Но эта отсылка не прямолинейная, хотя и, очевидно, в какой-то степени предусмотренная автором. Исход Ольги – это её собственный исход из младенческого неведения души, из благостных иллюзий к спокойному пониманию того, что такое жизнь; исход из безмятежного сна к живому бодрствованию. Говоря обобщённо, это вечный Исход человека из мёртвого Прошлого в трепещущее и пульсирующее, неведомое и манящее Будущее. Как написал великий поэт: «И вечный бой! Покой нам только снится / Сквозь кровь и пыль...». Несмотря на то, что первоначальный порыв к духовному преображению героини романа был связан с её крещением, в ходе действия эта тема не выносилась автором на первый план. Процесс духовного преображения представал перед читателем в мыслях, поступках и устремлениях Ольги, т.е. выражался исключительно художественными средствами. В этом роман «Исход» представляет собой серьёзный прорыв, шаг вперёд современной российской прозы, в которой за постсоветские три десятилетия религиозность оказалась преувеличенно эстетизированной, сведённой к внешним признакам и атрибутам, часто в ущерб подлинной духовной содержательности, т.е. самой сущности религиозной веры. 

В романе живёт и действует множество персонажей, ряд сюжетных линий органично дополняет основное направление текста. Здесь и предгрозовая атмосфера мировой политики, в которую вовлечена Российская Империя, и революционная деятельность, и народный быт в разных его проявлениях... В ходе развития сюжета автор затрагивает такую основополагающую проблему человеческого бытия, как взаимоотношения мужчины и женщины, и, действуя художественными средствами вкупе с философским осмыслением, жёстко обостряет извечные противоречия проблемы, заставляя задуматься о том, всё ли справедливо и окончательно в сформировавшейся модели этих взаимоотношений.

 

Роман состоит из двух частей, хотя, на мой взгляд, деление это условное, учитывая наличие в романе нескольких логически завершённых внутренних фрагментов. При том, что история Ольги Ламчари делится на периоды, разные по психологическому оттенку, по характеру действия и по продолжительности, роман являет собой цельное произведение, объединённое полнотой и законченностью авторского замысла.

Стилевой характер романа на всём его протяжении эволюционирует в соответствии с изменением характера текста. В начале романа, когда повествование идёт о юных днях и первых испытаниях Милки-Ольги, в тексте отчётливо слышатся лесковские интонации, знакомые нам в творчестве С. Замлеловой, в частности, по книге «Посадские сказки» и некоторым другим произведениям... В той части, где повествуется её история со студентом Сергеем Садовским и дальнейшие злоключения в монастыре, язык текста обретает черты классической русской повести XIX в. (на самом деле, традиционной и вневременной). Искромётный юмор и добрая ирония сообщают роману тот постоянный и пленительный колорит доброты, который сглаживает и очеловечивает даже тёмные стороны человеческого бытия, затронутые в романе. История полярного путешествия с экспедицией капитана Дубровина несёт в себе признаки ряда влияний, от И. Гончарова до В. Каверина. Всё это, взятое в целом, представляет большой литературоведческий интерес и является богатым материалом для текстологического исследования. Но в первую очередь роман «Исход» – это большой подарок читателю, ценителю русской литературы в её преемственности и стилевом богатстве. Читатель найдёт в романе то, чего так не хватает сегодня – живое и талантливое русское художественное слово, цельное мировоззрение, сочетающее в себе национальные и общечеловеческие основы, и здоровое нравственное начало. По художественному уровню, по глубине проникновения в психологию людей, по богатству и утончённости художественных средств новый роман С. Замлеловой является одним из самых значительных явлений современной русской литературы.

 

 

Читать книгу.pdf 

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов