Маяк Маяковского. К 125-летию со дня рождения

2

7235 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 111 (июль 2018)

РУБРИКА: Юбилей

АВТОР: Балтин Александр Львович

 

Обветшал ли язык русский к началу двадцатого века?

Рифма износилась точно: как платье, что использовали многие; рифма истрепалась, стала скучной, чуть ли не вовсе не нужной.

Нужно было перетряхнуть пласты языка – и изобрести новую рифму, давая образцы работы поэтам будущих поколений, и Маяковский, вламываясь в крепость литературы, принялся за работу с истовостью – и всей щедростью дара, граничащего с гением.

Не слыхали таких созвучий – и показались они грубыми…

Не слыхали, и не рассчитывали слышать: после нежной и грустной музыки символизма; не предполагали, что такою лестницей можно идти: с широкими ступенями лестницей нового стихосложения.

Маяковский гремел, блистал; слова сталкивались, как шары в бильярдной игре, которую он так любил – и высекали, что искры, новые значения, а суммируясь давали неведомую доселе образность: дикую и яркую, в рост нарождавшемуся веку.

Кабы не эксперименты Маяковского с рифмой, вся сегодняшняя поэзия писалась бы верлибром…

Если бы не глыбы трудов горлана – развитие поэзии остановилось бы.

Но он вершил труды – сквозь бездны преград и препятствий, сквозь мещанскую косность мировосприятия; он шёл от бездны, ведомый только ему, и бездна эта дала блестящую метафизическую победу – несмотря ни на что…

И на маяк Маяковского пошли корабли поэтов будущих поколений.

 

МАЯКОВСКИЙ И КИНО

 

1

Демонический Маяковский - в плаще и шляпе итальянского карбонария...

Или как?

Демоническая роль Маяковского в фильме "Драма в кабаре футуристов №13" - какой ещё может быть номер? Только такой...

Из Мартина Идена вырастает "Не для денег родившийся", ибо футуризм видел планету купающуюся в солнце счастья изменённых отношений людей: но у денег своё мнение по этому поводу.

Не оттого ли не сохранилось ни одной копии фильма?

Более-менее отчётливо Маяковский-актёр и режиссёр представляется по ленте "Барышня и хулиган", хотя едва ли кто-то вспомнит рассказ, по которому он сделан; но выразительность хулигана, отмеченного живым монументализмом огромного (во всех смыслах) поэта, врезается в память так, что не вытравить.

Маяковского не мог не интересовать кинематограф - во-первых он был будущим, как футуризм, во-вторых, есть нечто общее в принципе монтажа и построение стихотворения - особенно - стихов Маяковского, чья монтажная лесенка сама часто организует зримые кадры.

...был ещё эксцентрический бурлеск "Октябрюхов и Декабрюхов"...

Но, представляется, всё было бы иначе - иной яркости - будь кинематограф во времена Маяковского более развит.

Впрочем, и той, дополнительной к поэтическому дару, яркости Маяковского в кино  хватает.

 

2

 

Октябрюхов, Декабрюхов,

Барышня и хулиган.

Жизнь звучит довольно глухо,

Коль с кино забыт роман.

Футуризма видит око

Пышно изменённым мир.

Без кино в нём одиноко -

Барышня! сие пойми.

Хулигану надо ласки,

И не будет быковать.

А вообще - не терпит сказки

Жизнь. В ней страшно умирать.

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Диана
2018/07/21, 12:41:51
Спасибо,Александр, что вспомнили любимого мной Маяковского. Больше никто и не появился, хотя бы отдаленно похожий. Талантище, глыба и просто красивый человек. Привлекает и то, что эта глыба могла быть" удивительно нежной - не мужчина , а облако в штанах". Редкий человек, уникальный поэт! Забыть его невозможно...Спасибо, что сказали доброе слово.
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов