Музей личных коллекций живописи Владимира Рыбакова в Юрмале
Поселок Асари в Юрмале, утопающий в зелени и цветах. Владимир Антонович Рыбаков ждал нас у ворот дома с чудными витражами в окнах, где и находится его музей «Неллия».
Предчувствие необычного, насыщенного духовными вибрациями дня, наполняющей душу встречи – не обмануло меня. Мои прекрасные русские друзья в Риге: прозаик Сергей Воробьев и поэт Иван Кунцевич, – пока мы ехали в машине, – рассказали о страстном собирателе и коллекционере Владимире Рыбакове, о том, что целые делегации и одиночки со всех уголков планеты приезжают посмотреть выставку живописных работ русских художников, где собраны полотна мастеров, начиная с 19-го века и заканчивая работами современников.
Стоило переступить порог дома вместе с подъехавшим на электричке Вячеславом Евгеньевичем Алтуховым, Председателем Думы Русской общины Латвии, и журналистом портала «Вести Сегодня» Инной Харлановой, как возникло ощущение счастья от царства Света, любви и пережитых страданий, в то же время свежести и остроты восприятия искусства, понимания, с какой тщательностью собраны работы мастеров кисти и цвета, как они скомпонованы, не по принципу: «И так сойдет», а по законам гармонии и внутреннего тончайшего слуха на созвучие художников. Более 500 полотен и в отдельном зале – 70 икон различных русских школ иконописи.
От одних имён художников тебя пробирает волнение до каждой клеточки: Илья Репин, Иван Айвазовский, Иван Шишкин, Валентин Серов...
А вот 20-й век: Казимир Малевич, Наталья Гончарова, Надежда Удальцова, Александра Экстер, Ольга Розанова, Лев Бакст, Борис Кустодиев.
Владимир приготовился к встрече гостей. За просторным журнальным столиком нас ждал ароматный кофе, конфеты, хороший коньяк. И Владимир показал нам видеофильм о его галерее, где звучали его стихи об искусстве, в частности – о живописи и об отдельных художниках. В стихах столько страсти и торжества творений именитых художников, что хочется никогда не покидать этот дом, а только жить в нём и сутками, не уставая, разгадывать или пытаться разгадать тайны «души изменчивой приметы», отображённые на полотне. И думаешь о Владимире, что в его жизни нет без пользы прожитых дней или лет, что его коллекция – уникальный подарок человечеству и отдельному человеку, заглянувшему случайно или целенаправленно в наполненный светом глаз героев бессмертных картин музей.
Сразу всё богатство галереи не охватить взглядом, не вместить в душе, и мы несколько часов проводим в этом храме живописи, чтобы навсегда наполниться внутренней лучезарностью и вселенским солнечным светом, в этом поистине храме света и цвета, благородных идей и их воплощений.
Владимир Анатольевич начинает фокусировать наше внимание на работы Александра Бенуа, Константина Коровина, Михаила Нестерова, Павла Филонова, Максима Белогрудова, современного художника Александра Шилова, Юрия Арсенюка и Никоса Сафронова, русских живописцев из Латвии: Ивана Пустошкина, Людмилы Перец, Георгия Шелкового и других сыновей своего народа, своей земли и своего времени, сумевших создать поэтический мир в красках, выразить свою связь и свое тяготение к духовному постижению жизни. Цветы Подмосковья, Рязанской земли, подсолнух под ураганом, как бессмертный символ несгибаемости духа. Автор «Подсолнуха» и также еще 11 работ – художник Юрий Арсенюк.
Приковывают внимание работы русского художника, живущего в Латвии, Олега Баусова в технике энкаустики – восковой темперы. Четыре картины, на которых в женских образах бушуют четыре стихии: «Огонь», «Вода», «Земля», «Воздух». Это древнейшая техника, используемая художником, известна со времен Древнего Египта, а затем Древней Греции. Она очень трудоёмка, но стоит того, так как краски, смешанные с воском, в разогретом виде наносятся множеством слоев и требуют долгого высыхания под лампой, у печи, на солнце, но зато с годами не выгорают, а становятся ярче. Его работы называют медовыми из-за золотисто-коричневатой палитры. И их существование в жизни – это борьба с хаосом и энтропией, трепетность и изящество. Владимир Антонович относит художника к живым гениям.
Гордость коллекции – картина «Белые ночи. Белые корабли» Александра Ивановича Мисюрёва. Очень хотела купить эту работу Третьяковская галерея, но не смог Владимир Антонович с ней расстаться, как и с акварелями Мисюрёва.
Привлекает внимание синевой детских глаз картина Игоря Майкова «Рассвет», хорошо известная в Европе. Светлый малыш в панамке поражает огромными синими глазами, так доверчиво глядящими на нас.
Яркая керамика художника Петра Худобчёнка. Стиль лубок помогает ему создавать картины быта, например, триптих «Девушка, олигарх и студент». Тончайший, легкий оттенок юмора. Объемная живопись и скульптура одновременно. В ярких фигурках мы слышим мотивы пушкинских сказок, евангельские сюжеты и образы русских святых, эпизоды их жития.
Владимир Антонович с любовью смотрит на картины, чувствуется, что художники для него – целители души. Он ценит поэзию в живописи, в каждой картине чувствует изюминку. Он направляет наш взгляд на автопортрет Зинаиды Серебряковой. Чистота взгляда, милое лицо, нежность, энергия молодости, понимание, что в мире так много страданий, мысли о счастье и невозможности его.
Фёдор Фёдорович Федоровский, русский театральный художник, работавший для Русских сезонов, оформлявший великие спектакли: «Борис Годунов» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Садко» Римского-Корсакова в Государственном академическом Большом театре и многие другие исторические спектакли. В галерее «Неллия» 24 работы Федоровского: «Старый замок», «Индийский гость» и другие.
Мы всматриваемся в картины белого безмолвия – это художник Александр Алексеевич Борисов, первый художник Арктики, её живописец, поэт, «русский Нансен» по выражению Ильи Репина, с глубокими тонами северной свежести – поистине художественная слава России.
В центре музея в антресоли находится работа академика Андрея Мунтяна. Он подарил «Неллии» это огромное полотно на библейскую тему. Эта версия распятия Христа – потрясает!
Ещё когда пили кофе внизу, Вячеслав Евгеньевич Алтухов рассказал о том впечатлении, какое всегда производит на него коллекция работ в технике интарсии. И вот перед нами предстаёт русская история в портретах царей и полководцев. За каждой личностью целая эпоха. Автор работ – Юрий Данилович Вовк, создававший этот цикл пять лет. Действительно, сильнейшее эмоциональное воздействие.
Четыре картины из цикла «Сотворение Вселенной» Владимира Клёсова. Их цветовые плоскости и ритмические вибрации лучатся с потолка галереи, насыщая новыми смысловыми ощущениями зрителя.
Особый зал с 70 иконами разных русских школ иконописи. Владимир Антонович говорит, что некоторые посетители просят разрешения побыть немного одному в этом зале. Он разрешает. Понятно желание пришедшего.
Вот Псковская школа, московская, там палехская. Икона «Троица» конца 17 века. Святые каждого месяца. Художник Андрей Северетников, его картина с изображением Новодевичьего монастыря. Икона «Знамение» художника Белогрудова. Есть очень редкие ценные иконы, например, Святая Великомученица Улита, Иверская Божья Матерь.
Встречаешься глазами со святыми образами, и душа наполняется большими чувствами и величием непознаваемого.
Глубинную значимость галереи Владимира Рыбакова высоко оценил известный искусствовед, прежний генеральный директор Третьяковской галереи Валентин Родионов, не скрывает своего восхищения член Директората Третьяковской галереи Олег Иванов, галерее дал прекрасную оценку профессор Латвийской Академии художеств Владимир Козин, огромную лепту в собрание картин и оценку их внесла знаток и ценитель искусства Светлана Хаенко, доктор искусствоведения, член Союза художников Латвии, работавшая при жизни в Балтийской Международной Академии
«Я “Неллию” пою!
Искусство, возрождающее мир,
Любовь и власть,
Божественность и веру»,
– это строки Юрия Максимова из посвящения в день юбилея Владимиру Рыбакову – дань признательности известному меценату.
Огромный смысл деятельности собирателя – противостоять хаосу и пустоте, создавая красоту.
Восхищён и потрясен музеем личных коллекций депутат Европейского парламента Мирослав Митрофанов: «Русская община Латвии обрела свой художественный музей благодаря самоотверженному многолетнему труду Владимира Антоновича Рыбакова. Он сумел реализовать сложнейший проект от идеи до реализации. Не будет большим преувеличением назвать Владимира Антоновича министром культуры русской Латвии, а созданный им музей – Министерством духа! Желаю ему новых свершений и воодушевляющих идей».
Жаль покидать прекрасное собрание произведений живописи, где нет казёнщины, а составлена многоплановая композиция с огромной любовью в атмосфере добра. Благодарность и поклон самоотверженному и преданному культуре человеку, немало вынесшему в Латвии за преданность искусству России, приверженность и верность её великим живописцам. Галерея – это передача знаний и открытие людям благородного и величественного понимания мира красоты и гармонии. Владимир Антонович не навязывает своего мнения, но его взгляд на искусство, наполненный чувством уважения и любви, неизменно убедителен высоким устремлением. Он подарил радость общения, очень естественно создавая вокруг себя творческую среду служения прекрасному и общему Благу.
Моё умственное и эмоциональное состояние хочется охарактеризовать словами Александра Блока: «В моей душе лежит сокровище». Вселенский свет русских художников наполняет мою душу энергией всех стихий, четырёх сторон Света, тем, что есть прекрасного в цветах и травах, в глазах одухотворённых людей, во взаимоотношениях мужчины и женщины. Спасибо, что я причастилась к этому великому собранию великолепных художников, к Дням русской культуры в Риге!