А именно ему подобна эта книга… Со стихами Татьяны Викторовны Коковиной я знаком давно и всегда отмечал особое женское лирическое обаяние, присущее творчеству этой поэтессы. В её стихах о любви, отнюдь не камерных, присутствует весь мир. И этим стихи Татьяны Коковиной выгодно отличаются от многих других женских лирических стихов, где довлеет зацикленность лирических героинь на себе и на объекте любви. В лирике Коковиной есть то божественное начало, проистекающее из чёткого осознания, что если Бог и есть любовь, то мир, созданный Им и есть материальное проявление Его великой любви к нам.
Творческий мир автора этой книги– волнительный, блистательный, переменчивый, порой противоречивый, но в нём более чем очевидно великое Божье Сопричастие русской всемирной отзывчивости души. Нет такого создания или явления природы, нет такого Божьего творения – будь то деревце, ливень, дождь, луна, которое бы не участвовало в жизни лирической героини этой книги, в её любовном чувстве. Причем это участие деятельное. Вместе с поэтессой все явления и создания Божии радуются, страдают, участвую в душевной жизни лирической героини, в откровениях, болях, радостях. И от того стихи становятся живыми, вбирая в себя весь мир, созданный Божьей любовью.
Мне всё труднее сговориться
С весенним солнечным лучом.
Ему веснушки бросить в лица
Шальным девчонкам – нипочём!
И что есть дождь? Моё спасенье?
Моя погибель под зонтом?
Что ж дружит только огорченье
С моим веснушчатым лицом?..
…Мне всё труднее сговориться
С грозой и проливным дождём.
Читаю грусть, как пьесу в лицах,
Оставив счастье на потом.
Хоть мне себя утешить нечем,
Но всё равно чего-то жду…
Не ты ли мне спешишь навстречу,
Подобный маю и дождю?...
Для Татьяны Коковиной любовь личная – вовсе не отгороженность от мира и уж никоим образом не зацикленность героини на своём избраннике и себе самой. Наоборот, любовь эта распахивает мир вокруг, делает человека сопричастным всему происходящему на земле, делает его частью вселенной – частью, напрямую ответственной за то, что происходит вокруг. Любовь у Татьяны Коковиной – не просто чувство личное, и даже не просто чувство созидательное. Оно - средство познания мира – огромного мира, где её поистине кровными родственниками являются каждая дождевая капля, каждая веточка, каждый цветок и птица.
Бывают дни особенно тихи.
Не шелохнётся лист, не вскрикнет птица
Над гладью засыпающей реки
Октябрьская оторопь струится.
А полдень, понемногу отступив,
Указывает вечеру дорогу.
Кленовый лист, лирический мотив
И нежность увяданья, слава Богу!..
В этой книге вы не найдёте и тени какого бы то ни было обличительства. Как бы грустные обстоятельства жизни ни склоняли лирическую героиню к печальным выводам об устройстве мира и человека, побеждает любовь – и к миру, и к человеку. Та смиренность зрелой высокой души, когда даже страдание воспринимается с благодарностью, ибо автор понимает, оно зачем-то попущено свыше.
Сладостно-опасное было лето красное,
То святая Троица, то медовый спас.
Но приходит времечко, и деньки ненастные
На осенних улочках поджидают нас.
До глубокой осени ягодки я кушала
Сладкие, желанные, не слезой солить.
Осень ветром дунула северным простуженным
И пути-дороженьки принялась студить,
Отхлестала жгучею старою крапивою.
Шла любовь, да видимо не нашла мой дом.
… Где-то милый кушает пироги с малиною…
И с женой любимою шутит за столом.
Отсутствие малейшей авторской самости и гордыни особенно подкупает в наш несмиренный век даже искушенного читателя, когда он оказывается вовлечённым в мир Татьяны Коковиной. И ещё надо отметить, что в творчестве этой поэтессы едва ли не главная героиня – музыка, в самых различных её проявлениях. Всё в этой книге пронизано музыкой.
Мечтательная музыка Шопена
Вернула к нежным думам о тебе –
Несбыточный и необыкновенный,
Мелодией прошедший по судьбе…
Комментарии пока отсутствуют ...