28 марта 2018 года исполняется 150 лет со дня рождения Максима Горького (Алексея Максимовича Пешкова) – великого русского писателя, творившего на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Он был одним из самых издаваемым в СССР писателей. Общий тираж его произведений превышает 240 миллионов экземпляров, уступая в количестве изданных книг только А.С. Пушкину и Л.Н. Толстому. Это большой и сложный художник слова. Талант Горького ставит его в разряд мировых писателей.
«Родился я, – пишет Горький, – 14 марта 1868 или 9-го года, в Нижнем, в семье красильщика Василия Васильевича Каширина, от дочери его Варвары и пермского мещанина Максима Савватиева Пешкова, по ремеслу драпировщика или обойщика. С тех пор с честью и незапятнанно ношу звание цехового малярного цеха» (уточнённая по документам дата рождения Горького – 16 марта по старому стилю).
В раннем возрасте он осиротел, познав чувства одиночества, безысходности, отчаяния, унижения и нищеты. В десять лет этот ребёнок стал зарабатывать себе на жизнь.
Когда читаешь его воспоминания (повести: «Детство», «В людях», «Мои университеты»), просто ужасаешься: сколько там драк и зуботычин, убийств. Преступники, окружающие его (в том числе близкие родственники), посвящали ребёнка во все тайны своего ужасного поведения и ремесла.
Пять лет, начиная с 1891 года, Алексей (часто пешком) странствовал по России, встречаясь с людьми из разных слоев общества. Испробовал множество занятий, в том числе и дело литератора, дебютировав в газете коротеньким рассказом «Макар Чудра». Очень значительную роль в становлении Горького как журналиста и писателя сыграл известный уже в то время писатель Короленко.
«Я шёл босым сердцем по мелкой злобе и гадости жизни, как по острым гвоздям, по толченому стеклу» (М. Горький).
«Сам выйдя из ада, который называется у нас жизнью народной, пройдя все девять кругов мытарств и страдания, полагающихся по законам нашего общества на долю среднего пролетария, М. Горький вынес оттуда крик бездонного горя», – отмечал В. Боровский.
Горький утверждает в своих книгах, что жизнь большинства его современников ужасна и отвратительна, что нужно устроить себе новую и более справедливую жизнь. Это и сделало его (задолго до революции) революционным писателем. Он с молодых лет называл себя человеком, который «в мир пришёл, чтобы не соглашаться». 12 декабря 1887 года в Казани Алексей предпринял попытку самоубийства. Эту историю автор описал в рассказе «Случай из жизни Макара».
В статье «Максим Горький – старая орфография» А.М. Аничкова писала в 1903 году: «Какой-то босяк, Максим Горький, лишённый всякого сколько-нибудь систематического обучения, неожиданно вторгается в священные ряды литературы, внося в них совершенно свежую, новую особенность своих мыслей и своего характера. Ничего настолько исключительного, ничего настолько нового не появлялось после первых романов Толстого».
«Проза Горького поёт величаво и тогда, когда доходит почти до рыдания, и тогда, когда дрожит страстным восторгом. И между этими полюсами, в самом плавном и умеренном рассказе, где как будто нет никаких эффектов, речь Горького идёт мужественной стопой, красивая, уверенная, как под марш», – писал А.В. Луначарский в статье «Максим Горький. Литературно-общественная характеристика».
Персонажами его первых рассказов и пьес в основном были воры, бродяги, проститутки. Достаточно вспомнить пьесы: «На дне», «Мещане», рассказы: «Челкаш», «На плотах», «Супруги Орловы». Он не идеализирует их, не скрывает недостатков, пороков, пьянства и хвастовства.
Разнообразные фигуры выписаны им со свойственным автору знанием среды, выпукло и реально. Всё о чём он рассказывает, прошло через его сердце и ум. Все события взяты им из своих собственных похождений.
Произведения Горького пышны и нарядны. Под его рукой всё освещается то жутким, то сияющим светом, что резко отличает его от других писателей. В них целый мир человеческих переживаний, целая философия, и звучат вечные вопросы: добро и зло, человек и общество, любовь и ненависть,
«Босяки Горького откровенны, никогда не лгут себе. Их тяготит мир привязанностей, и они бегут отсюда на простор, предпочитая жить впроголодь и прохолодь, чем жить в тепле и сытом довольстве, но без свободы» (из книги «Корифеи новейшей русской литературы», 1912 г.). Они – колоритны и красочны.
В повести «Трое» представлен богатейший материал для анализа «босяцких» настроений и стремлений. Здесь фигура и поведение Ильи Лунева нарисованы подробнейшим образом, с его психологией, душевными и моральными переживаниями.
«Зачем я рассказываю эти мерзости? А чтоб вы знали, милостивые государи, – это ведь не прошло, не прошло» (М. Горький). Наш мир полон злобы и насилия. Говорить и слышать правду – больно. Но жить можно только с ней.
Все эти босяки (герои произведений Горького) мечутся из стороны в сторону. Им скучно на белом свете. В большинстве случаев они неудачники, «лишние люди», обладающие огромным запасом сил, которым не могут найти достойного применения.
«Жизнь плохая, – возмущается Фома Гордеев. И что вы на жизнь какую-то жалуетесь? Какая жизнь? Человек – жизнь и кроме человека никакой ещё жизни нет…»
В такой жизни нет обязанностей и законов, в ней всё позволено.
В рассказе «Макар Чудра» главный герой утверждает: «Разве ты сам не жизнь? А другие люди живут без тебя и проживут без тебя. Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб и не палка. Смешные они, те твои люди… И все работают. Зачем, кому? Никто не знает».
Один из героев пьесы «На дне» Сатин говорит: «Человек за всё платит сам, и потому он – свободен!.. Человек – вот правда! … Всё в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё остальное – дело его рук и его мозга».
И старуха Изергиль проводит ту же философию вольной жизни.
Эта философия составляет фон большинства рассказов и очерков Максима Горького, получив от писателя особую прелесть новизны и жизненной правды. Он вложил в эти произведения самого себя, почти не думая об этом. Мировоззрение писателя зиждется на догмате, что род человеческий болен и его нужно лечить. Он мечтал о «новых людях», свободных и бесстрашных. В нём жило стремление к какой-то счастливой, гордой жизни.
В Горьком таится ненасытный жизнелюбец. Он любит жизнь, любит даже её тёмную, отталкивающую сторону. Всё равно какая жизнь, лишь бы жизнь! И это находит в человеческом сердце отклик.
Современники отмечали, что его с восторгом читали «и пропавшие и пропадающие», повторяя – «всё в человеке, всё для человека».
Художественные дарования писателя разносторонни – он с одинаковым успехом рисует, как пейзажи, так и жанровые картинки, живые портреты людей. Горький всегда любил природу и красоту и не изменял этой любви. Он умел увидеть в человеке то, что определяет его характер. Много писал Алексей Максимович и как публицист, и как критик.
Являясь также автором песен в прозе: «Песни о Соколе» и «Песни о буревестнике», Горький заслужил репутацию «певца российской революции». Разбудил в людях чувство человеческого достоинства. Эти произведения оригинальны, написаны яркими, живыми красками, музыкальны, отличаются большой напевностью. В художественном отношении они просто совершенны. В них заложена энергетическая гармония слов, сотворённая вдохновенным состоянием человеческой души!
«Песня о буревестнике» – удивительно живая и образная финальная часть рассказа «Весенние мелодии». Рассказ носил ярко выраженный бунтарский характер и содержит неприкрытый намёк на приближающуюся революцию.
«Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневом морем; то кричит пророк победы: Пусть сильнее грянет буря!»…
«Песня о буревестнике» стала эффективным средством революционной пропаганды. Сам В.И. Ленин неоднократно признавал огромную ценность этого стихотворения, называя Горького «поэтом революции» и «предвестником бури».
«Песня о Соколе» содержит в себе диалог между раненым Соколом и Ужом. В ней традиционно противопоставляются образы революционера (борца за свободу) и обывателя.
«Да, умираю! – ответил Сокол, вздохнув глубоко. Я славно пожил! … Я знаю счастье! Я храбро бился! Я видел небо. Ты не увидишь его так близко… Ох ты, бедняга».
Уж не понимает стремления Сокола взлететь ещё хоть раз в небо.
«Смешные птицы! – говорит он. Земли не зная, на ней тоскуя, они стремятся высоко в небо и ищут жизни в пустыне знойной. Там много света, но нет там пищи и нет опоры живому телу».
Каждому своё! Так и в нашей жизни.
Но «блестело море, всё в ярком свете, и грозно волны о берег бились. В их львином рёве гремела песня о гордой птице, дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни: Безумству храбрых поём мы славу!» Эти слова от всего бунтующего сердца их автора. Он считал, что человечество «хочет горячей ласки любви или острия боли – скорее нежели покоя!»
С 1888 года за связь с революционерами он находится под постоянным надзором полиции. Историю своего первого ареста в 1889 году он описал в очерке «Время Короленко».
В отношении Горького к культуре и науке всегда чувствовалось уважение и преклонение. 21 февраля 1902 года его избирают в почётные академики Императорской Академии наук. Это избрание сразу же было аннулировано правительством. Но, несмотря на это, Горький становится законодателем литературной моды.
В нашем мире ничего не даётся просто так, и за всё приходится платить. За дарованный свыше талант – плата особая. Мы видим, что в литературе только самопожертвование и крайняя степень сосредоточения приносит творческое счастье и успех.
В начале 1906 года писатель вынужден был покинуть Россию, став политическим эмигрантом. В эмиграции он провёл 18 лет, из них пятнадцать лет в Италии.
В революционных событиях в России место живому босяку, ранее воспеваемому М. Горьким, не нашлось, разве что в погромах и грабежах. Но тут надо иметь в виду, что уже в романе «Мать» писатель повернулся лицом к пролетариату.
После свержения монархии в России Горький был избран повторно (20.03.1917) почётным членом Академии наук. И дальше до самой смерти он в числе самых-самых, мировая величина.
Высокомерным Горький не был. Уважал чужие творческие успехи. Со многими знаменитыми современниками общался и переписывался.
Алексей Максимович снискал огромное уважение Ленина и других партийных и государственных лидеров нашего государства, деятелей культуры и науки.
Ромен Роллан в 1918 году писал Горькому: «Вы были словно высокая арка, переброшенная между двумя мирами – прошлым и будущим, а также между Россией и Западом».
Ужасно коротка наша память. В последние годы имя Горького часто освещается в негативном свете, как «верного лакея тирана Сталина», которым писатель никогда не был. Легко быть мудрым задним числом. Этим качеством в избытке, кажется, обладают те, кто сам не способен ни к творчеству, ни к деянию, ни к подвигу. Конечно же, отношение современного читателя к литературному наследию Горького сегодня заметно изменилось. Отчасти это объясняется тем, что люди хотят читать о современниках, а также изменились личные и общественные обстоятельства. Ведь всё со временем исчезает. У каждого поколения свои эталоны доброты и жестокости. Стираются от повседневного употребления даже самые неожиданные метафоры, даже самые мудрые истины. Забываются книги и имена людей, их написавших. Но при всём этом талант Горького не подлежит сомнению. Писатель играл и играет в истории русской литературы исключительную роль по значительному содержанию и высокохудожественной форме своих произведений.
Творчество Алексея Максимовича – результат мучительного искания «правды жизни» и чувства, вызывающего бурю мыслей и настроений. Писатель целостен в своих мыслях.
«Настоящее искусство, – писал М. Горький, – возникает там, где между читателем и автором образуется сердечное доверие друг к другу».
Горький в разные годы возглавлял три крупных издательства: «Знание», «Парус» и «Всемирная литература».
Скончался он 18 июня 1936 года в Горках Московской области.
Его жизнь и его старость были завидны и прекрасны.
«Неправда, что жизнь мрачна, неправда, что в ней только язвы да стоны, горе и слёзы!.. В ней не только пошлое, но и героическое, не только грязное, но и светлое, чарующее, красивое. В ней есть всё, что захочет найти человек, а в нём – есть сила создать то, чего нет в ней!» (М. Горький).
Он оставил нам не только силу и свежесть своих произведений, традиции большой литературы, но и свою необычную жизнь. Жизнь поистине гениальную, полную тяжкого труда над собой. Он человек действия, жизни, революционной практики.
И подводя итог, хочу напомнить слова Алексея Максимовича: «До той поры, пока мы не научимся любоваться человеком, как самым красивым и чудесным явлением на нашей планете, до той поры мы не освободимся от мерзости и лжи нашей жизни. С этим убеждением вошёл я в мир, с ним уйду из него и, уходя, буду непоколебимо верить, что когда-то мир признает: “святая святых – человек”!»
Комментарии пока отсутствуют ...