В Центральном доме журналиста на Никитском бульваре состоялось представление и обсуждение первого номера нового и совершенно уникального издания – журнала «Тёмные аллеи», в котором приняли участие видные деятели отечественной культуры, историки, писатели, издатели, представители общественности.
Генеральный директор – главный редактор Издательского дома «Чудеса и приключения», заслуженный работник культуры РФ Геннадий Мальцев рассказал о том, как зарождалась идея этого издания, которое сразу заметили на медиарынке интеллектуальной периодики. – Название журнала «Тёмные аллеи», мы позаимствовали у Ивана Бунина – многим знакома его одноимённая книга о любви, безжалостном времени, о том, что многое понимаем мы и ценим только по прошествии долгих лет. Журнал именно об этом – о неизвестном, забытом, непонятом, – подчеркнул Геннадий Петрович.
Почти стополосный журнал, который будет выходить шесть раз в год, выхватывает из тьмы ушедших времён ключевые, поворотные моменты в истории и в судьбах людей. Глубокая «распашка» культурного слоя открывает новые пласты вечных проблем, волнующих человека. Они раскрываются художественно и публицистично, обнажая скрытую связь прошлого, настоящего и будущего.
Высокую оценку журналу единогласно дали все приглашённые на обсуждение первого номера. От имени Московской городской организации Союза писателей России с началом выхода «Тёмных аллей» создателей и авторов журнала поздравил Секретарь СП России, Заслуженный работник культуры РФ, главный редактор газеты «Московский литератор» и редактор-издатель популярного журнала «Великороссъ» Иван Голубничий. – Очень важно, что в наше прагматичное время появился новый журнал, уделяющий внимание культуре, малоизвестным историческим фактам, что на его страницах достойно представлены мемуары, очерки о судьбах писателей и поэтов, материалы о живописи и художниках. В условиях торжества клипового мышления в среде молодёжи, – подчеркнул Иван Юрьевич, – это издание может сыграть заметную роль и в формировании у подрастающего поколения правильного понимания историко-культурных процессов и оказать заметное влияние на общественное сознание.
Слова Ивана Голубничего – видного журналиста, литератора и издателя, находящегося буквально в эпицентре духовной жизни страны, вполне обоснованы. Убедиться в этом нетрудно – достаточно взять в руки первый номер «Тёмных аллей».
Может ли в нашу эпоху повториться революция? Об уроках Октября, о расчётах и просчётах творцов революции рассказывает материал Александра Пронина. Автор приводит доказательства, что и в те времена вожди революции многие свои действия втихаря согласовывали с Западом. Крушение империи бывшие союзники хотели использовать в своих интересах – у них были планы отторгнуть от России Украину, Крым, Бессарабию, Северный Кавказ и Закавказье, Среднюю Азию. Вашингтон и Токио покушались на Транссиб и дальневосточные порты. Вы узнаете о борьбе интервентов за золотой запас России, о том, как с ведома комиссаров шло разбазаривание наших национальных богатств.
Под рубрикой «Секреты секретных служб» публикуется материал, рассказывающий о первом в истории советской внешней разведки агентурном супружеском тандеме – генерале Скоблине и певице Надежде Плевицкой, которые поставляли в центр ценнейшие сведения о деятельности крупнейшей организации эмигрантов-белогвардейцев Российском общевойсковом союзе. Благодаря их работе было обезврежено 17 агентов-боевиков, предотвращены теракты и покушения. В результате их операции руководитель РОВС генерал Миллер был похищен и вывезен в СССР, деятельность этой организации была полностью парализована.
Как становятся писателями, поэтами, художниками и режиссёрами, о тайнах творчества великих мастеров, о том, как вера может спасти человека, вы узнаете из опубликованных в первом номере журнала рассказов о судьбах Ивана Бунина, Александра Блока, Николая Кульбина и Андрея Тарковского.
Результатом большой исследовательской работы в архивах, в музеях, в подмосковных усадьбах стал материал члена Союза писателей России, независимого исследователя Александра Нефедова «Последний приют «екатерининских орлов»». Речь идёт о династии графов Орловых, кумирах XVIII века, сыгравших важную роль в российской истории.
Место действия – их подмосковная усадьба Отрада. По проекту архитектора Жилярди здесь был построен необычный мавзолей – родовая усыпальница Орловых. Но и после смерти их приключения не закончились. Прах был перенесён в Юрьев монастырь под Новгородом. А затем, уже в конце XIX века, вновь состоялась церемония перезахоронения праха братьев Орловых из склепа в обители на берегу Ильмень озера обратно в Отраду. В 1924 году саркофаги с прахом Орловых были вскрыты преданы огню, а разворованные из гробов драгоценности бесследно исчезли.
Психологией создания художественного произведения, психологией его восприятия, теорией русской художественной школы занимается автор журнала, доктор исторических наук, кандидат искусствоведения, писатель Нина Молева. Она в своём очерке рассказывает об уникальном эксперименте, который в начале 1950-х годов проводил Союз советских писателей, создавший Высшие литературные курсы для вчерашних фронтовиков и партизан, заявивших о себе первыми книгами. Нина Молева стала одним из преподавателей ВЛК. А среди её слушателей были Виктор Астафьев, Евгений Носов и Раиса Ахматова. Это уникальный рассказ о постижении секретов творчества, о взаимоотношениях педагогов и слушателей, о трудном и интересном времени.