Хроника вывода Советских войск из Афганистана на Кушкинском направлении зимой 1989 года
Это не художественное произведение. Это просто изложение фактов, почерпнутых из различных источников - политических донесений, свидетельств участников, личных впечатлений автора. Документальное изложение лишь кое-где перемеживается субъективными заметками. Чтобы не вносить излишней путаницы, будем оперировать терминологией той поры: законная, народная власть и противостоящие ей душманы, моджахеды.
20.01.89. Кандагар
Было еще темно, когда произошло событие, повергшее в шок осаждающих город и аэропорт моджахедов. В 6.10 утра над взлетно-посадочной полосой аэродрома появились три военно-транспортных самолета. И пока ничего не понимавшие в происходящем мятежники разбирались, что же происходит, крылатые машины с зажженными фарами одна за другой опустились на «бетонку».
Этому событию предшествовала долгая история. Дело в том, что когда советские войска покинули «южную столицу» Афганистана (как нередко называют Кандагар), душманы предприняли несколько попыток захватить город. Сил у оборонявшихся подразделений афганской армии и сил безопасности на тот момент хватало, а вот с боеприпасами дело обстояло сложнее.
Советское командование решило помочь людям, с которыми вместе мы воевали девять лет и которых теперь оставляли, по сути, на заклание. Варианты доставки боеприпасов в Кандагар прорабатывались различные. Одно время склонялись к мысли о необходимости отправки автомобильной колонны. Но в конце концов приняли решение об организации «воздушного моста», по которому и перебросить в Кандагар необходимое военное имущество. Возглавляли операцию подполковники Николай Мауренко и Александр Чесаков, капитан Владимир Воронин. В группу входили также политработники Сергей Громов, Сергей Шебеко, Виктор Дыба.
Самолеты еще не остановились, а из них уже начали выпрыгивать воины-разведчики. Они быстро занимали заранее намеченные позиции, изготавливались к отражению нападения. А в том, что попытки сорвать перевозки будут, никто не сомневался.
Беспрецедентная операция по переброске в осажденный город боеприпасов началась.
Оправившиеся от неожиданности моджахеды и в самом деле неоднократно пытались разрушить «воздушный мост». Только в первый день операции по аэродрому было выпущено 47 ракет класса «земля-земля». Однако потерь среди личного состава и повреждений техники не было. Пока.
20.01.89. Шинданд
«Непримиримые» начали массированное минирование местности. Обстановка вокруг готовящихся к выводу войск становится все более напряженной.
21.01.89. Кандагар
Обстрелы аэропорта продолжались. Только в первую половину дня здесь взорвалось около 20 душманских ракет. Получил повреждение афганский самолет.
В течение всего дня шла разгрузка самолетов. Привезенное военное имущество тут же передавалось афганской стороне.
К вечеру несколько моджахедов сумели подобраться к аэродрому и обстреляли его из гранатометов. Теперь получил повреждение и советский самолет. Это был так называемый «скальпель» - самолет для оказания экстренной медицинской помощи. Впоследствии его отремонтировать так и не удалось и машину пришлось уничтожить.
В результате совместных действий советских и афганских воинов диверсантов удалось уничтожить.
21.01.89. Шинданд
Майор Владимир Каракешьян буквально за несколько дней до этого вернулся в Афганистан из Армении, куда летал в отпуск по семейным обстоятельствам. Во время Спитакского землетрясения пострадали его близкие и Владимира Сергеевича отпускали домой.
В этот день майор Каракешьян спешил на одну из сторожевых застав, чтобы проверить готовность ее к передаче афганской стороне. БМП, в которой он ехал, налетела на фугас. Так, меньше, чем за месяц до окончания вывода войск, майор Каракешьян погиб. Вместе с ним пострадали сержант Чичелюк, младший сержант А. Аристанов, ефрейтор Богуцкий, рядовой Бабенко.
22.01.89. Н.п. Адраскан
Инженерно-саперный батальон, которым командовал подполковник Андрей Рожко, получил задачу ежедневно проверять дорогу, чтобы исключить вероятность подрыва техники. Кроме того, воины батальона занимались подготовкой трассы к движению на север, в сторону Кушки.
В результате было обнаружено и обезврежено 58 мин и 9 фугасов, проверено 126 виадуков и мостов, захвачено в плен 2 мятежника, в качестве трофеев взято 2 автомата китайского производства, добыто и очищено 117 кубометров воды, протралено 500 км дорог, восстановлено для движения 2 моста. При выполнении задач отличились офицеры Е. Свидовский, П. Куликов, М. Шилов, Н. Стамбаев, Ю. Семенов, А. Арсенович, а также младший сержант С. Кузьмин и рядовой Ю. Деркач.
23.01.89. Кандагар
Очередной самолет с боеприпасами заходил на посадку, когда мятежники открыли по нему плотный огонь. Пытаясь увести машину от пунктиров трассирующих пуль, пилот жестче, чем допускается, посадил самолет. В результате «борт» получил повреждения. Экипаж и груз не пострадали.
Крылатая машина долго ремонтировалась и в конце концов поломки удалось устранить. Самолет позднее благополучно улетел.
24.01.89. Кандагар
Ночные перевозки в этот день мятежникам удалось-таки сорвать. По двум нашим заходящим на посадку самолетам они открыли настолько плотный огонь, что пилотам не оставалось ничего иного, как развернуть машины и увести их обратно в Шинданд. Становилось все очевиднее, что поддерживать «воздушный мост» будет очень нелегко.
В 12 часов над аэродромом прогремел взрыв огромной силы. Это в результате диверсии взорвались 300 тонн боеприпасов, завезенных по «воздушному мосту» и переданных частям афганской армии. Так, стараниями мятежникам и халатности (пособничеству?) охраны был уничтожен труд разведчиков и авиаторов, затраченный на протяжение предыдущих четырех суток. Одновременно на аэродром обрушился ракетно-артиллерийский удар. 4 ракеты упало на взлетно-посадочную полосу. Так что разведчикам, помимо охраны и обороны базы пришлось также засыпать воронки, ремонтировать ВПП.
От афганцев стало известно, что мятежники подтянули к аэродрому дополнительную партию ракет, в том числе и зенитный комплекс «Стингер».
25.01.89. Южнее перевала Рабати-Мирза
Техник роты прапорщик Василий Васютинский возвращался с объезда сторожевых застав. Бронетранспортер, на котором он ехал, обогнал юркий «Уазик».
- Это ж надо, без «брони»! - удивился пулеметчик, увидевший, что в машине сидят люди в афганской военной форме.
Солдат был бы удивлен еще больше, если б знал, что в машине ехал новый командующий царандоя (полиции) провинции Герат.
Однако душманы об этом знали, автомобиль ждала засада.
Когда советский БТР выехал из-за поворота, бой еще продолжался. Тем не менее, участь генерала и сопровождавших его офицеров была бы предрешена...
Когда бронетранспортер остановился, к нему подбежал афганский солдат-водитель.
- Шурави, помоги! - кричал он.
Васютинский секунду колебался. Ведь был приказ в бой с душманами по возможности не вступать. Надо сказать, что и ряд отрядов вооруженной оппозиции, видя, что советские войска и в самом деле собираются покидать территорию страны, соблюдали это перемирие.
И все же колебался Василий недолго. В самом деле, как можно оставить в беде людей, с которыми провоевали бок о бок девять лет?.. Прапорщик сел к пулемету. Стрелок он был, в общем-то, не слишком опытный - все же должность не самая боевая. Тем не менее, он сумел уничтожить шестерых душманов и еще двоим огнем отрезал путь к отступлению.
Так советский прапорщик спас жизнь афганскому генералу.
(Интересно, где он сейчас, тот генерал?).
26.01.89. Кандагар
За ночь сюда прибыло 14 транспортных самолетов. Общий вес переброшенных по «воздушному мосту» грузов достиг 1000 тонн...
27.01.89. Перевал Рабати-Мирза
Сторожевая застава, расположенная на перевале, постоянно подвергалась обстрелам. Во время одного из них, не справившись с управлением на покрытой мокрым снегом «бетонке», начал скользить к пропасти автомобиль «Урал», за рулем которого находился сержант Сыроб Агекян. Это увидел водитель БТР рядовой Зайнутдин-оглы. Он попытался остановить падение автомобиля корпусом своего бронетранспортера. Однако было уже поздно. От удара страшной силы Зайнутдин-оглы получил тяжелейшую травму - у него не выдержал позвоночник. А «Урал» сорвался-таки в пропасть...
27.01.89. Н.п. Адраскан
Дважды был обстрелян пункт постоянной дислокации располагавшегося здесь отдельного инженерно-саперного батальона 5-й гвардейской мотострелковой дивизии. Под огнем мятежников рядовые Р. Прусак, В. Тырак, А. Бойков обнаружили три мины и фугас, управляемый по проводам. Младший сержант С. Ольшанский нашел две мины и фугас. Такие «сюрпризы» полагается уничтожать на месте, так как они могут быть снабжены элементами неизвлекаемости. Однако в случае взрыва было бы значительно повреждено дорожное полотно. Поэтому младший сержант С. Ольшанский обезвредил их, несмотря на опасность.
28.01.89. Шинданд
Политработники подполковники Олег Кривопалов и Валерий Кудрявцев провели джиргу (встреча, совещание, обсуждение насущных вопросов) со старейшинами уезда Шинданд. Всего собралось 31 человек из кишлаков Чахар-Бурдалак, Дихалибек, Старый Шинданд. Встреча прошла в общем-то мирно, собравшиеся внимательно выслушали советских офицеров. Речь шла о том, чтобы старейшины довели до мирных жителей и по возможности до руководителей отрядов вооруженной оппозиции, что советские войска уходят и чтобы мятежники не провоцировали боестолкновения. На джирге также выступили первый секретарь провинциального комитета НДПА Мухаммад, начальник штаба авиационного гарнизона Ширахмат.
В заключение взял слово мулла Акбар.
- Русские оставляют нам жилые городки, материальные ценности, - в частности, сказал он. - За это мы им благодарны. Поэтому мы передадим в горы, чтобы в этот период против русских не воевали. Более того, мы сделаем все, чтобы в будущем у наших соплеменников не было вражды и они сели за стол переговоров. - Правда, концовка речи муллы была несколько неожиданной: - Девять лет они нам вредили. Но на последнем этапе мы сделаем все по-хорошему, трогать их не будем и поручаем их аллаху.
(Невозможно удержаться от нескольких реплик. Когда советские войска уходили, они с рук на руки передавали местным властям полностью оборудованные и укомплектованные всем необходимым военные городки. Едва приняв их, афганцы тут же начинали растаскивать все подряд: телевизоры, кондиционеры, даже окна и двери. В стране повсюду тотчас началась «охота на ведьм» - жестокому преследованию подверглись все сторонники народной власти. О власти талибов вообще говорить не приходится - вспомним хотя бы лютую казнь президента страны Наджибуллы).
28.01.89. Шинданд
Во время очередного обстрела городка взрывной волной был сброшен с брони бронетранспортера капитан Андрей Шишкин. В Афганистане он был второй раз. От полученных ушибов Андрей скончался.
30.01.89. Кандагар
Во время обстрела ракетами авиабазы получил ранение младший сержант Халмурат Саидмуратов. Ранее он был награжден медалью «За отвагу». Как и большинство остальных воинов-разведчиков, находившихся в Кандагаре, Халмурат уже отслужил установленный срок, однако был направлен для выполнения боевого задания, как один из наиболее опытных солдат.
1.02.89. Кандагар
Обстановка в районе аэродрома обострилась до крайности. Из радиоперехватов стало известно, что руководители отрядов оппозиции просят срочно прислать им минометы и боеприпасы. Было решено нанести несколько бомбо-штурмовых ударов по скоплениям мятежников. После этого обстрелы базы прекратились. Радиостанция мятежников в эфир больше не выходила.
Ночью на северной окраине аэродрома произошло два подрыва. Это подорвались на минном поле двое диверсантов, пытавшихся пробраться к самолетам.
Чтобы повысить безопасность посадки самолетов, на точки дальнего и ближнего приводов направлены группы разведчиков.
Резко испортилась погода. Дождь, низкая облачность, потом разразилась пыльная буря. Полеты пришлось временно прекратить.
2.02.89. Кушка
Первая колонна в количестве 214 человек пересекла Государственную границу СССР через КПП «Кушка». Возле пограничного шлагбаума колонну встречали представители штаба Туркестанского военного округа генерал-майор Леонтий Робул и политработник Александр Шилов.
Командиром колонны был подполковник А. Мишин, его заместителем по политической части майор С. Башкиров.
3.02.89. Кандагар
Неожиданно для афганцев (имелись все основания полагать, что среди них имеются осведомители отрядов оппозиции) разведчики шестью Ан-12 улетели в Шинданд. Предосторожности оказались не напрасными: последний самолет заканчивал погрузку, когда начался сильнейший обстрел аэродрома.
Таким образом, операция «Воздушный мост» была успешно завершена. Кандагарский гарнизон афганской армии получил от нас все необходимое, чтобы дать достойный отпор отрядам вооруженной оппозиции. В том, что последние на какое-то время отказались от планов захвата города, большая заслуга советских авиаторов и разведчиков, всех, кто организовал обеспечение правительственных войск необходимым военным имуществом.
Воины-разведчики подразделения, которым командовали офицеры Н. Мауренко и В. Воронин, стали последними советскими воинами, покинувшими юг Афганистана.
4.02.89. Ашхабад
Состоялось совещание у начальника политотдела спецчастей Ашхабадского гарнизона подполковника Владимира Наталича. Здесь обсуждался вопрос готовности столицы Туркмении к тому, что часть военнослужащих, вышедших из Афганистана, будет добираться домой именно через этот город. В работе совещания принимали участие: комендант железнодорожного участка подполковник Виталий Жохов, представитель службы ВОСО на воздушных трассах Туркменского управления Гражданской авиации майор Александр Нестеркин, комендант гарнизона полковник Геннадий Пятин, начальник Военторга подполковник Анатолий Сидоренко.
6.02.89. КПП «Кушка»
При досмотре колонны, которая готовилась к пересечению границы, ефрейтор Сергей Камагин в автомобиле «Урал» обнаружил тайник с опиумом-сырцом; в закладке было 980 граммов, что по оценке кушкинской таможни на «черном рынке» стоило до 80 тыс. тогдашних полновесных рублей. Воин-пограничник представлен к медали «За боевые заслуги».
8.02.89. КПП «Кушка»
С очередной колонной границу пересекла группа журналистов американской телекомпании «Эн-би-си». Во время досмотра у одного из них, оператора Энтони Купера, обнаружена и изъята крупная сумма советских незадекларированных денег.
8.02.89. Севернее Герата
Кто бывал в Герате, хорошо знает это место. Дорога, ведущая из города на север, выписывает большую дугу и втягивается в горы. Здесь же от нее отходит «бетонка», которая ведет на запад, к иранской границе. Над этой развилкой высоко на склоне горы стояла сторожевая застава, усиленная артиллерией. В период вывода наших войск ею командовал капитан А. Листовский.
Эта «точка» была известна тем, что чаще всех в округе подвергалась обстрелам. Занимая господствующую высоту, эти несколько орудий были душманам как кость в горле. Был случай, когда именно по ней иностранные военные специалисты осуществляли показательные стрельбы , обучая моджахедов. После этого иностранные голоса громко раструбили по всему свету, что на заставе погибло шесть советских воинов. Узнав об этом, офицер Листовский был взбешен - в его подразделении вообще не было никаких потерь, даже раненых.
В это утро на дороге, прямо под расположенной высоко на горе «точкой», остановилась колонна. Так было принято: перед началом сложного горного участка трассы подразделения собирались вместе, в последний раз проверяли машины.
Вели колонну офицеры А. Сафронов и В. Велейщиков. Уже начали поступать доклады о готовности подразделений к дальнейшему маршу, когда вокруг начали рваться снаряды и мины. По существующим правилам, в подобном случае необходимо срочно уводить колонну из-под обстрела. Так поступили и теперь. Но тут выяснилось, что оказался отцепленным один из прицепов. К машине бросились офицеры А. Турлаков и С. Горощенко. Под их руководством солдаты набросили «галстук» прицепа на фаркоп тягача. Колонна ушла без потерь.
Душманы перенесли огонь на батарею, которая в это время уже изготовилась к стрельбе по «непримиримым». Первым же разрывом был ранен капитан А. Листовский. Санинструктор наскоро перевязал ему обе ноги и руку, и офицер продолжил руководить огнем батареи. В результате было уничтожено две пусковые ракетные установки в районе кишлака Сайном.
11.01.89. КПП «Кушка»
Утром у пограничного столба встретились и крепко обнялись два генерала. Так случилось, что 9 с небольшим лет назад они прощались у этого же столба. Оба стояли тут со своими дивизиями в готовности вести подчиненных на юг, в Афганистан. Однако приказ на выдвижение получила только одна, 5-я гвардейская. Вторая, 58-я мотострелковая, вернулась в пункт постоянной дислокации, в город Кизыл-Арват. И вот два бывших комдива встретились вновь, на том же месте. Один из них, генерал-полковник Юрий Шаталин, был в ту пору командующим Внутренних войск СССР, второй, генерал-майор Леонтий Робул, являлся начальником оперативной группы, обеспечивавшим вывод войск на западном направлении, заместителем Командующего округом по Гражданской обороне.
(«Сфотографируй нас, корреспондент!» - попросил генерал Шаталин. А у меня к этому времени уже закончилась пленка... Какой исторический кадр не состоялся!)
11.01.89. Кушка
Колонна, которую привели подполковник А. Сафронов и политработник В. Велейщиков, входила в город. И вдруг могучий рев двигателей пронзил женский крик:
- Сережа!
Механик-водитель боевой машины рядовой Сергей Захаров увидел свою мать, которая счастливо, сквозь слезы, улыбаясь, стояла на обочине. Машина чуть вильнула...
- Что случилось? - кто-то хлопнул солдата по плечу.
- Мама...
- Вылезай!
Прямо на ходу за рычаги управления сел другой воин. А Сергей Захаров пробежал по броне и спрыгнул на землю. Через мгновение мать и сын уже стояли обнявшись.
Без сомнения, в другое время за подобные художества солдатам выдали бы, как говорится, на орехи. Однако тут командиры сделали вид, что ничего не заметили.
Мать!
14.02.89. Кушка
Для освещения заключительного этапа вывода войск сюда прибыла группа журналистов.
15.02.89. КПП «Кушка»
В этот день в Кушке вдруг пошел сильный снег. Тяжелые крупные хлопья при резком пронизывающем ветре заметно ослабили торжественность встречи. По той же причине практически никогда не показывают документальные кадры с западного направления вывода войск из Афганистана - снег попросту залепил объективы кинокамер.
Ровно в 10 часов на мосту через речку Кушка появилась первая боевая машина. Украшенные флагами и транспарантами, с грамотами афганского правительства на лобовых стеклах, БМП и автомобили, БТР и другая техника сигналами клаксонов приветствовали четыре огромные буквы на склоне горы – «СССР». Это шли подразделения разведчиков. Те самые, которые совсем недавно последними покинули Кандагар. Возглавляли колонну офицеры Н. Мауренко и С. Шебеко.
В 10.20 (8.20 по московскому времени) прозвучал доклад генерал-майору Леонтию Робулу:
- Советские войска с западной части территории Республики Афганистан выведены полностью. Первый заместитель командующего армией генерал-майор Пищев.
Журналисты окружили вышедших с последней машиной наблюдателей ООН майора Дугласа из Канады и полковника Туатоко с Фиджи. Центральным стал вопрос корреспондента газеты «Туркменская искра» Валерия Гордеева:
- Майор подтверждает, что последний советский солдат покинул территорию Афганистана?
- В западной части Афганистана не осталось советских солдат, - ответил Дуглас.
15.02.89. Севернее Кушки
Здесь состоялся митинг, посвященный окончанию вывода войск из Афганистана. На митинге выступили: второй секретарь ЦК КПТ С. Нестеренко, генерал-майор Г. Кочкин, ветеран войны и труда Н. Корнеев, первый секретарь Тахта-Базарского райкома комсомола Ч. Кулиев, мать солдата И. Хеб, сержант Н. Щербаков, полковник В. Андреев. Всех военнослужащих накормили вкусным обедом, после чего подразделения отправили к местам расформирования.
И в это время прекратился снег. Как будто его специально кто-то включил на период церемонии вывода войск.
16.02.89. Севернее Кушки
С боевого вертолета снимают закопченный цилиндр кассеты неуправляемых ракет. Увидевший это подполковник медицинской службы Г. Могильницкий сказал товарищам:
- Смотрите, снимают боевое вооружение... Кончилась война!
Все мы тогда думали, что война и в самом деле кончилась. Кто ж мог предположить, что впереди нас еще ждут Карабах, Абхазия, Приднестровье, Косово, Таджикистан, Дагестан и самая больная наша точка, Чечня. И практически всюду сойдутся лицом к лицу люди, которые «за речкой» сражались вместе, помогая друг другу, рискуя друг ради друга жизнью...
Парадоксы истории!