Однажды, зная мои увлечения коллекционированием, особенно по литературной тематике, мой друг из Вологды, известный коллекционер и библиофил Юрий Малозёмов, к сожалению недавно ушедший из жизни, подарил мне одну очень интересную, старинную, хорошо сохранившуюся фотографию. На ней изображена миловидная девушка, в длинном платье с белым передником. Она стоит вполоборота на фоне тёмной портьеры, держась обеими руками за спинку венского стула. В нижней части карточки конгревным тиснением надпись: Фотография В. Лауффертавъ Боль. Морской № 32. Юра мне рассказал о том, как он приобрёл эту карточку. Вологда – старинный русский город. С древними традициями и многовековыми семейными династиями. Это настоящий «Клондайк» для коллекционера. Как-то рассматривая выставленные для продажи собирателем из города Сокола Вологодской области старинные фотографии, Юра обратил внимание на эту, неприметную с виду, карточку. Если бы на его месте был человек, не читающий книг, (например, как продавец) он бы, наверняка, не обратил внимания на этот снимок. Не заинтересовался бы простенькой записью с обратной стороны. Но Юре эта надпись сказала о многом! Там красивым почерком, тёмными чернилами было написано: Наташа Дубельтъ. Наталья Михайловна Дубельтъ. (в 3-м классе). Он сразу понял, кто запечатлён на фотографии. Это была внучка А.С. Пушкина! Юра купил эту карточку у ничего не подозревающего продавца за смехотворную цену, за 15 рублей. А карточка эта была очень ценной и уникальной не только как коллекционный экземпляр, но и как историческая реликвия! Во-первых, этот снимок – оригинал 70-х годов девятнадцатого столетия. Во-вторых – она атрибутировала, то есть мы знаем, кто на фотографии. И самое главное – это же внучка Пушкина! А о внуках Пушкина - детях младшей дочери поэта Натальи Александровны и их семьях сведений сохранилось очень мало, а фотографий и того меньше.
Странно устроена жизнь! Иной раз повернётся так, что и нарочно не придумаешь. Начальник штаба корпуса жандармов генерал Дубельт, который доставил множество неприятностей Пушкину при его жизни, который сослал опального поэта в Михайловское, стал ему впоследствии сватом. За его сына, флигель-адъютанта Михаила Леонтьевича фон Дубельта, вышла замуж младшая дочь Пушкина – Наталья Александровна (1836 – 1913). Ей было в ту пору всего 16 лет, и она, по воспоминаниям современников, была «лучезарной красоты». Не буду копаться в семейных делах семьи Дубельтов. Скажу только, что через какое-то время Наталья Александровна развелась с мужем, а потом, оставив детей на попечение матери и родственников, уехала в Германию, и там вышла замуж за представителя прусского королевского двора принца Николая Вильгельма Нассауского. Но, так как брак был неравным, то на причисление к семейству герцогов Нассау Наталья Александровна прав не имела, и ей был пожалован титул графини Меренберг. В двух браках у неё было четыре дочери и два сына. Наталья Михайловна Дубельт – была старшей дочерью. О её жизни известно мало. Она родилась в 1854 году в Петергофе. С блеском окончила Екатерининский институт (фотография как раз того времени). Какое-то время жила в деревне у своей тётки Е.П. Бибиковой (урождённой Ланской). Там в неё влюбился земский врач, ссыльный поляк, и сделал ей предложение. Елизавета Петровна сообщила об этом матери за границу. Графине Меренберг увлечение дочери не понравилось, и она срочно выписала её к себе в Висбаден. Так Н.М. Дубельт оказалась в Германии. В 1881 году внучка Пушкина вышла замуж за немца, полковника в отставке Арнольда фон Бесселя. Через 6 лет Наталья Михайловна овдовела и жила до самой своей смерти в 1926 году в Бонне. У неё было двое детей. Кстати, сын Арнольд всегда гордился тем, что является правнуком Пушкина. Е.Н. Бибикова вспоминала, что он «унаследовал пылкий характер» поэта, «владел русским языком и собирал портреты» Пушкина и литературу о нём. Скончался правнук великого поэта во французском плену в 1945 году.
Любая фотография, а старинная особенно, всегда хранит свою тайну. И рождает при этом много вопросов, на которые очень хочется найти ответы. Например, кто подписывал? Сама Наталья Дубельт или кто-нибудь из тех, с кем она училась в Екатерининском институте? Какими путями эта карточка попала в город Сокол на Вологодчине? Если была подарена, то кому и кем? У кого в альбоме хранилась, и кем хозяин этого альбома приходился внучке Пушкина? Но, ответов на эти вопросы нет! Значит, сохраняется тайна! И судьба этой старой фотографии так и остаётся загадочной!
Вот держу сейчас этот старый снимок в руках. Всматриваюсь в юное лицо внучки Александра Сергеевича Пушкина, и при этом ощущаю странное чувство связи времён. Ведь этот маленький кусочек картона помнит тепло рук самой Наташи Дубельт, и, может быть, её матери – дочери Пушкина, и многих других, давно уже ушедших, людей. И мне кажется, что словно сам девятнадцатый век явился в образе этой красивой девушки в старинном платье сюда, ко мне в комнату, где светится монитор компьютера, а за окном слышится городской шум, и по земле шагает уже двадцать первый век!
P.S.Подлинность фотографии подтверждена специалистами московского Музея А.С. Пушкина.