Чуть не за год начавшаяся реклама очередной экранизации «Хождения по мукам» вызывала скорее беспокойство, нежели настраивала на оптимистический лад: две предыдущие экранизации, вызревшие и рождённые в недрах великого советского кинематографа,
И действительно – сама идея «размыленности» знаменитого романа, также нелепа, как перевод в комиксы значительного литературного произведения.
Результат подтвердил опасения: общее впечатление вполне можно выразить словосочетанием: огламуренные муки.
Сложно найти нечто пошлое в могучем словесном построении Алексея Толстого – так почему же остаётся неизбывное ощущение пошлости уже от первой серии?
Всё кукольно, фальшиво, ненатурально: искусственная выморочная игра, сусальная композиция кадра, стремление осовременить (нелепое совершенно) бытовые подробности (к примеру, лопаты выглядят так, будто вчера приобретены в каком-нибудь модном торговом Вавилоне, специализирующимся на продаже дачного инвентаря).
Акцент на разухабистости – что несчастный поэт Бессонов, что Нестор Махно выглядят персонажами триллера, не то боевика.
Всё по поверхности – растекается действо, брызжа клюквенным соком крови; расползается ткань длинной ленты, провисает, точно рвётся кусками; никаких попыток уйти вглубь, дознаться до сути вещей, попробовать воссоздать атмосферу тогдашних лет.
Да и впрямь – зачем сие нужно?
…ибо важнейшим для нынешнего «киношного агитпропа» является банальная политика растления: никакой мысли, радужно-гламурные картинки, карикатурные страсти.
Будто инструкцией к действию является бородатый анекдот: Не выпендривайтесь, товарищ Иванов, слушайте свою любимую песню «Валенки»!
Но если «Валенки» были хороши своею теплотой и сердечностью, то ожидать этого от современных кино-опусов не приходится.
Мыло вместо мук.
Примитив вместо попытки познания (а ведь кинематограф – это прежде всего возможность познавать реальность теми средствами, которых нет у других видов искусств).
Забивание душ и мозгов потребителя (и без того изнасилованных всеми мерзостями современной жизни) мусором…