Моцарт за кулисами

1

7979 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 103 (ноябрь 2017)

РУБРИКА: Проза

АВТОР: Фунт Игорь

 

Подобную байку я слышал о многих музыкантах. О Листе, Шопене, Сальери, Гайдне. С корнями ушла в народ, так сказать.

Кстати, о Гайдне, коли зашёл разговор. Кто знает, почему до-минорный менуэт Гайдна именуется «Бычьим»?..

Так вот, однажды знакомый мясник заказал сварганить что-нибудь весёленькое к свадьбе дочери. Гайдн немедля реализовал заказ, передав ноты просителю.

Через пару дней, утром, Гайдн вздрогнул от невыносимой фальши, раздающейся прямо под окнами его дома! Он выглянул наружу, — увидев счастливого отца брачующихся в окружении уличного бродячего оркестра. Нетрезво наяривающего свежевыученний менуэт. За ними на привязи тащился огромный бык. Которым и одарил мясник композитора — в награду за работу. Но не суть…

Вернёмся к истории с Моцартом. Тем более что они с Гайдном были друзьями. И в некотором роде соперниками. Правда, безмерно любящими, уважающими друг друга.

Речь идёт о знаменитом пари, когда на одной бражной зальцбургской пирушке Моцарт во всеуслышание объявил, что никто и никогда не в силах сыграть недавно написанную им пьесу. На что Гайдн надменно возразил, дескать, не может такого быть! — Прилюдно стукнув по рукам… на незначительную сумму.

Гайдн тут же сел за клавесин, — читая произведение по нотам. Через минуту вдруг обескуражено остановился.

Суть в том, что левая рука играла по басовым клавишам. А правая — была в верхнем регистре. А нажать надо клавишу прямо по центру. «У тебя что, три руки? — воскликнул Гайдн. — Двумя это неосуществимо!»

— Пожалуйста, — спокойно ответил Моцарт, хлебнув из пузатой кружки.

И сел за инструмент…

Посетители таверны внимательно следили за происходящим.

Когда же Моцарт дошёл до спорного места, он резко нагнулся и стукнул по клавише… носом. После чего, под шум аплодисментов, закончил пьесу.

— Ну, с таким носом и дурак бы сыграл, — резюмировал Гайдн свой проигрыш по всем статьям.

Всем известно, Моцарта с детства настигла фантастическая слава. С четырёх он уже сочинял. Причём наисложнейшие вещи. С 7-ми — выступал перед публикой.

С чем связаны сонмы легенд и потешных историй. Воспроизведём некоторые из них… Назвав – «За кулисами». Поскольку многие смешные миниатюры случались собственно в перерывах между выходами юного вундеркинда на сцену.

*

Как-то раз за кулисами к Моцарту заглянул знатный вельможа. И, чуть смутившись от того, как обратиться к мальчугану — «ты» или «вы» — спросил:

— Милостивый государь! Мы бывали во всяких странах. Бывали и в Париже, и в Лондоне, и в Петербурге. Мы были на вершине славы. Как нам живётся?..

Мальчик ответил:

— Да, я там бывал. Но вас — точно не видел. Иначе бы запомнил.

*

Как-то за кулисами с ним познакомился паренёк постарше. Восторгавшийся игрой.

— Жаль, я никогда так не смогу, — печально сказал парень.

— Отчего же! — воскликнул Моцарт. — Это легко. А что ты умеешь?

— Ну, стихи пишу…

— Я пробовал. Не получилось, — посетовал Моцарт.

— Странно, плёвое дело — стихи. Не то что клавесин.

На том и разошлись.

Через много лет биографы вычислили, что разговор тот приключился у Моцарта с его тёзкой — Вольфгангом Гёте. Великим мыслителем и поэтом. До конца дней с упоением слушавшим Моцарта.  

*

Как-то за кулисами к Моцарту обратились студенты музыкальной капеллы. С просьбой подсказать, как правильно завершить целостную симфонию.

— Вы слишком юны для этого, — произнёс девятилетний артист. — Советую начать с малых форм: менуэта, баллады, мадригала.

— Но ты же написал симфонию!

— Я-то да… — задумался Моцарт. — Но ведь я и не спрашивал ни у кого совета.

*

Как-то за кулисы подошёл седовласый уже музыкант, преподаватель, сидевший в зале на выступлении.  

— Дорогой друг, — уважительно адресовался он к мальчику: — Данный канон, который вы только что блестяще исполнили, что-то разворошил в ощущениях. Не могу понять, что именно. Подскажите, будьте любезны… Я чувствую в нём неуловимую загадку.

— Он вам напомнил самоё себя, — ответил Моцарт. — Дело в том, что контрапунктом там идёт эта же самая тема, лишь сыгранная с конца. И если бы мы с вами сели за канон на двух инструментах. То я бы играл тему с начала. А вы побочную — с конца клавира. И получилось бы то, что я только что сыграл один.

*

Как-то за кулисами с Моцартом говорил один взрослый музыкант. И вслед  обычным приветствиям и вопросам об искусстве, технике, гармонических приёмах  и построениях он бросил упрёк:

— Несчастный старик Гайдн исписался. Его невозможно слушать! Я бы, например, никогда не стал сочинять аналогичное.

— Согласен, — кивнул мальчик. — Я бы тоже не стал. По одной тривиальной причине: ни вам, ни мне в жизни бы не пришли в голову столь великолепные, волшебные, чарующие мелодии.

*

Отец, бывший промоутером, всегда волновался, чтоб исполняемые сыном вещи были доступны зрителю.

– Не тревожься, пап, — успокаивал сын. —  Моя музыка — для людей всех чинов и рангов. Ну, разве что кроме тех, у кого длинные уши или глаза на лбу: бе-е-е…

*

Как-то за кулисами к 14-летнему уже сыну прибежал отец, принеся радостную весть:

— Тебя назначили академиком! — провозгласил он.

Моцарт жалобно сказал:

— Хорошо, пап. А можно мне после концерта погулять полчасика?

*

Как-то за кулисы к Моцарту забрёл бедный, плохо одетый человек. И, особо не объясняясь, попросил у мальчика денег.

Поскольку ничего кроме нотной бумаги у последнего не было, он тут же взял и набросал небольшой менуэт. Назвав адрес, по которому надлежало отдать импровизацию.

Представляете изумление директора музыкального издательства, когда он принял из рук оборванного нищего эту «бумажку»?

*

— Как, как это осмыслить?! — восхищался за кулисами один популярный пианист.

— Очень просто, — ответил вундеркинд. — Требуется элементарно нажимать в определённый момент нужную чёрную или белую клавишу. И как можно быстрей.

*

Когда Моцарт вырос, его долгое время преследовало безденежье. Но он никогда не отчаивался, борясь с обстоятельствами… чувством юмора. В дальнейшем воссоздав многочисленные «закулисные» детские встречи и воспоминания в эпистолярном жанре.

Однажды к нему с Констанцией пришли гости. Зная о вечной нужде, захватив с собой закуски и выпивку. И что же они лицезрели?

Муж и жена, обнявшись, танцевали!!

Обомлевшие гости стояли, раскрыв рты.

На самом деле, супруги таким образом согревались в полностью неотапливаемой квартире…

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов