Сам себе олимпиец: Физкультура как способ существования

6

8701 просмотр, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 104 (декабрь 2017)

РУБРИКА: Публицистика

АВТОР: Филаретов Владимир Валентинович

 

На сайте ppc-rating.by можно выбрать агентство по контекстной рекламе, которое поможет увеличить продажи, распорядиться бюджетом и популяризировать торговую марку. Такая реклама стала важной частью маркетинговой стратегии. Вот почему поиск квалифицированного агентства по контекстной рекламе становится первоочередной задачей.

 

 

 

Под игом потребительской идеологии. Говорят, что у нашей страны теперь нет идеологии. Однако в наличии идеологии убеждаешься, находясь  под прессом потребительской рекламы. Вот и премьер-министр, отчитываясь по итогам работы, обозначил приоритетную задачу государства как «повышение благосостояния народа». При  этом власть, полагаясь на волшебный мир рекламы, уклоняется от формирования разумных потребностей граждан.

В качестве «политрука» – наставника и воспитателя – теперь выступает рынок, поскольку предложение, оседлав массированную и изощренную рекламу, определяет спрос. С необузданной рекламы идет кормление всего – от средств массовой информации до спорта.

За четверть века – под игом западной потребительской цивилизации – вместо массового спорта («здоровье народа – сила страны») мы получили элитарный спорт, в котором большинству граждан отводится роль болельщиков для подогрева спроса на сопутствующую спортивным состязаниям рекламу.

Не хочется умалять достижения цивилизации, но она зашла в потребительский тупик. Большая часть из того, что производится в погоне за сверхприбылью, не учитывает особенностей человеческого организма, бесполезно в лучшем случае или откровенно вредно.

Лженаучна медицинская реклама, предлагающая простакам чудодейственные средства. Потребитель, ведущийся на рекламу, превращается в «овощ», предельно зависимый от социальных институтов. «Овощи» обеспечивают платежеспособный спрос и экономический рост, который принято считать мерилом эффективности страны. Предстоящая нумерация «овощей» предельно упростит управление и вращение маховика потребления.

Ущербность потребительского общества заключается в эксплуатации слабостей или даже низменных наклонностей людей. Становясь придатком техногенной цивилизации, человек утрачивает себя как часть Природы. В результате прекращается совершенствование человеческого вида.

За эволюционно короткий промежуток времени мы не можем измениться физиологически – легко приобретаются только вредные привычки. Поэтому медицинские услуги становятся для нас столь же важными, как продукты питания.

 

«Возрастное повышение веса». Смертные грехи – жадность и зависть – порождаются незнанием физиологических потребностей и неумением распорядиться ресурсами, не лежащими на поверхности.

Эффективность жизнедеятельности определяется, прежде всего, балансом энергетических затрат и поступления продуктов питания. Способность получать удовольствие (приходить в хорошее расположение духа) под воздействием питания равно как физических нагрузок (охоты, войны, спортивных состязаний) приобретена в ходе эволюции.

Гармония этих двух взаимодополняющих сторон Удовольствия определяет состояние здоровья и качество функционирования организма, то есть возможности проводить работу. Поступление медикаментов в столь совершенную самонастраивающуюся систему «Человек» вообще-то не предусматривалось. Значит, что-то мы делаем не так.

Человек отличается от животного так называемым «возрастным» повышением веса, что подтверждено медицинскими исследованиями (!), и учитывается в геронтологической практике. Конечно, накопление с возрастом отклонений в работе систем и органов также приводит к снижению уровня физической подготовки – «Акела промахивается». 

Однако люди живут намного дольше животных, и невозможность выполнять нормативы в зрелом возрасте обычно обусловлена избыточным весом, а не состоянием здоровья. Известно, что болезни старения (гипертония, атеросклероз, иммунодефицит и т.д.) быстро провоцируются ожирением.

Врачи не желают остаться без пациентов (или клиентов?), поэтому относятся снисходительно к тучным гражданам – лечат следствия, а не причину. К тому же есть поле для изобретателей диет... Торможение исследований в области профилактической медицины также вызвано  интересами фармакологической отрасли, сажающей доверчивых потребителей на «колеса». Получается, что в обществе потребления нельзя верить даже принявшим клятву Гиппократа.

 

Оптимальный вес. Материальный интерес поставщиков медицинских услуг заставляет самим взяться за свое здоровье. Я это понял сразу после либерального переворота и отпуска цен, когда из всех щелей полезла медицинская реклама. Лучше, думаю, на себе эксперимент проводить, чтобы было с кого спросить.

При переходе на преимущественно растительное питание (хлеб, крупы, подсолнечное масло) «советский» вес (75 кг) мне удержать не удалось. В результате снижения веса на 10 кг (до веса призывного возраста) проявился неожиданный эффект ­– перестал простужаться. Ранее это надоедливо повторялось, хотя и в легкой форме, несмотря на высокую физическую активность и регулярные прогулки.

Почему питающийся «от пуза» аспирант (1990г.) имел ослабленный иммунитет, а полуголодного докторанта (1994г.) простуда не брала? Место проживания одинаковое ­– Ленинград. Объясняется парадокс сгоном жира и возвращением к оптимальному (юношескому) весу.

Утилизация бактерий, пищевой среды для них, образованной в результате неполного распада белковых молекул, начинается при исчерпании жировых депо и дефиците белка, поступающего с пищей. В противном случае белок расходуется на энергетические нужды, и засорение организма продолжается.

Животные белки можно сравнить с каменным углем, жиры – с древесным углем, а углеводы – с природным газом. Углеводы (точнее, гликоген в печени и мышцах) горят сами, и необходимы для сжигания жиров, обладающих в 6 раз большей калорийностью. Для расщепления белков нужны углеводы, жиры и значительное время (утром съел, а вечером приятно отрыгнулось).

Обычно человек всегда имеет еду (это отличает его от зверя) и не доводит свои энергетические запасы до исчерпания. Большинство людей даже кушает по времени суток, а не по фактическому чувству голода, обусловленному текущими энергетическими затратами (на движение и согревание). Не всегда учитываются особенности (вид и объем) предыдущего приема пищи.

 

Возвращение к юношескому весу. Многие мечтают о юношеской легкости, но им не хватает силы воли. Приводят обычную отговорку: «держу этот вес давно, и он для меня нормальный». Но я-то знал этого человека в юности и вижу по фигуре, что теперь – со своим «нормальным» весом – он 20 км не пройдет и 10 раз не подтянется…

Можно «заматереть», раздаться, вроде бы пропорционально, но сердце сосуды, легкие, опорно-двигательный аппарат остаются теми же, что сформировались к совершеннолетию. Это основная причина невозможности выполнения школьных нормативов физической подготовки в зрелом возрасте. Какие упражнения сделаешь в «бронежилете» весом 10, а то и 20 кг?

Пытаться «соответствовать», соревноваться с детьми и племянниками при наличии избыточного веса просто опасно. Сначала нужно «вернуть тело в юность» без потери мышечной массы. Естественный подход к сжиганию жира состоит в том, чтобы регулярно продлевать эндогенный (ночной) режим работы на утреннее время. При этом первый прием пищи (завтрак) затягивается или пропускается вообще.

Для этого обезвоженный после ночи организм пробуждается приемом воды, затем несладкого чая, что способствует утилизации остатков пищи и опорожнению кишечника. Важно, чтобы физическая работа натощак выполнялась на свежем воздухе при пониженной температуре. Только тогда вентиляция легких обеспечит выведение токсичных продуктов, образующихся при  неполном сгорании жира,

Чувство голода появляется в случае прекращения движений, например, остановки при ходьбе. Непреодолимое желание позавтракать (выпить сладкого чаю или кофе натощак) означает неполное включение ночного режима энергообеспечения или закрепление привычки (рефлекса) утреннего приема пищи.  

 

Рецепты закаливания. Правильный обмен веществ (в частности, ночная разгрузка жировых депо) – основное, но не достаточное условие избавления от простудных заболеваний. Ниже предлагаются простые приемы закаливания, позволяющие предельно упростить жизнь и облегчить выживание в экстремальных условиях.

Наиболее полноценный сон протекает при пониженной (например, до +10 градусов) температуре, на свежем воздухе (с приоткрытой форточкой). Треть жизни мы спим, а сон на холоде сохраняет ресурс организма.

В качестве постели используются только шерстяные одеяла. Из одежды – пористая шерстяная шапочка (пли полог), опускаемая на нос для согревания вдыхаемого воздуха. Так можно спать зимой даже на застекленной лоджии. Будет теплее, если лечь на мех натуральной шубы.  

Совершенствование адаптационных возможностей и терморегуляции обеспечивается развитием кожного дыхания и водоснабжения. Для этого применяются контрастные воздушные, водные и солнечные ванны. Работа без одежды приводит к повышению производительности в летние утренние часы (по холодку) или под зимним полуденным солнцем.  

Не следует «поить» тело мыльной водой, используя моющие средства. При этом ухудшаются защитные свойства кожи к проникающим инфекциям, увеличивается теплоотдача из-за уничтожения жировой пленки. Горячее купание нужно завершать холодным обливанием. Это облегчит переход в воздушную среду и естественное высыхание. Полотенце не нужно – пусть капельки воды испарятся, или их впитает кожа.

Зимой «прикольно» высохнуть на балконе. Быстрее любого полотенца сушит подход к домашней перекладине. Чередуя такие подходы с утренней уборкой и приседаниями на балконе, легко набрать несколько десятков подтягиваний, зарядившись на день компьютерной вахты.

Одежды должно быть столько, и она должна быть такой, чтобы не вызывать потения. Зимой активность снижается из-за короткого светового дня, хотя передвижение с ускорениями, восхождения и работу ножовкой на морозе осуществлять легче. Требуется меньше кислорода, а замерзание стимулирует движения. Рюкзак является предметом одежды – увеличивая его вес, стимулируешь теплоотдачу тела за счет дополнительной мышечной работы.

 

Физкультура со смыслом. Физические упражнения дают экономию сами по себе, поскольку их не может заменить никакое лекарство. Фигура не «заплывает», поэтому советскую одежду без синтетики можно носить всю жизнь.

Многим этих преимуществ мало, и они пренебрегают искусственными нагрузками, считая их пустой тратой времени. Желательно наполнить физкультуру практическим смыслом, какой-то материальной выгодой. Ну как у профессиональных спортсменов, которые «упираются» не только ради удовольствия, здоровья и преодоления себя.

В школе я имел ограничения по физкультуре, даже бронхографию пришлось делать, чтобы пройти призывную комиссию. Но слабаком оставаться не хотелось, в студенческие годы увлекся турпоходами и стал ходить пешком на занятия (14 км), пересекая Ульяновск параллельно Волге.

Был стимул – быстрее дойти (спать и задания делать тоже надо!), поэтому пришлось ускоряться. В пике формы легко добегал за 75 минут, а на трамвай пришлось бы выйти за час до начала занятий. Доводил до трех циклов подряд «туда и обратно» (без пропуска дней).

Когда потянуло к земле, понял, что дачная жизнь открывает широкое поле для разносторонней нагрузки. Овощеводством не стал заниматься, сосредоточился на садоводстве и строительстве. Это позволяет давать себе пиковую нагрузку, экономя на транспортных расходах, находясь на даче редко, но долго – периодами плодоношения того, что меня интересовало: одуванчика, малины, вишни, яблок, тыквы и калины.

Особое значение для дачника имеют многочасовые упражнения на выносливость: работа ножовкой, топором и лопатой, прополка, подрезка деревьев на высоте, переноска тяжестей и т.д. Практический смысл дедовских «видов спорта» умножает усилия. По себе знаю, что результативность упражнений на снарядах и плавания повышает «рисовка» перед публикой, хотя удовольствие (мышечная радость) служит наградой за движения с различными целями.

Использование дачи в качестве спортивного инвентаря предусматривает сокращение транспортных расходов за счет пеших переходов (десятки километров). Прохождение таких маршрутов автомобилисты считают экстремальным занятием, дальше тренажерного зала они не ходят.

Однако я получаю не только радость от общения с Природой, но и всестороннюю нагрузку мышц, обеспечиваемую переноской хлама различного веса и габаритов, который попадается вдоль проселочных, автомобильных или железнодорожных дорог.

Одного взгляда на мусор (одежда,  кухонная утварь, инструмент, стройматериалы и т.д.) мне достаточно, чтобы определить, можно ли и как применить его на даче. Таких находок с начала 90-х годов мне хватило на три дачи. Рубля не пришлось потратить, даже на витрины промтоварных магазинов не нужно смотреть. В этом отношении я почти бесполезный винтик для общества потребления, которое задыхается в собственных отходах…

Работа бензо- и электроинструментом не может принести удовольствия из-за шума, вибрации, вредных выхлопов, и, конечно, многократного снижения требуемых усилий. Люди отказываются от пилы, косы, лопаты вместе с возможностью получить естественный «допинг» от физической нагрузки. Разумеется, нельзя сравнивать современные и дедовские инструменты по производительности, но теперь, содрогаясь в статической позе, не придется сгибаться в талии, и вот она – старость…

 

Жизнь в движении. Естественно получать удовольствие от движения, а не от его созерцания. Этим обусловлена агрессивность болельщиков, «фанатеющих» от результатов своих спортивных кумиров. Как правило, фанаты не помышляют об участии в каких-либо соревнованиях, поэтому выплескивают энергию или снимают стресс «горячительными» напитками.

Беспорядки на спортивных соревнованиях провоцируются их спонсорами, финансирующими не только спортсменов, но и болельщиков, чтобы подхлестнуть зрительский интерес, увеличить кассовую выручку, загнать свою рекламу в распростертое сознание на трибунах и у телеэкранов.

Спортсменам естественного (после нагрузок) «алкоголя»  не занимать, но в спорте высших достижений – при около предельных нагрузках – существует соблазн допинга. В советское время это относилось к изъянам капитализма, а теперь этим нас выдавливают из капиталистического мира, в котором мы оказались по недоразумению.

Соревнование, конкуренция  – важный мотив развития физических возможностей. Но при виде постылой мишуры вокруг большого спорта, спортсменов, как собачат заклейменных рекламой спонсоров, вспоминаются строки из детского  стихотворения С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»:

 

Среднего роста, плечистый и крепкий,

Ходит он в белой футболке и кепке.

Знак ГТО на груди у него.

Больше не знают о нём ничего.

 

Так уж мы устроены. Если не хотим терять здоровье и тратиться на курево, алкоголь, другие стимуляторы активности и настроения, то физические нагрузки так же необходимы, как и питание. Это две стороны одного процесса жизнедеятельности. Естествоиспытателем на жизненной трассе является каждый из нас. Только одни повинуются собственным слабостям, а другие – в пример окружающим – устанавливают личные рекорды в течение всей жизни.

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Владимир Филаретов
2017/12/13, 15:42:46
Нажива - это следствие потребительской идеологии. "Задача государства - сформировать потребителя", падкого до наживы. Почти буквально цитирую министра по ЕГЭ.
Алексей Курганов
2017/12/13, 14:39:57
По-моему государства без идеологии быть НЕ МОЖЕТ. Государство без идеологии есть АНАРХИЯ. То есть, то, что изначально не содержит в себе никакой государственности.Так что идеология у нашей страны есть. Это НАЖИВА. Да,на официальном уровне это не говорят, но об этом говорят ДЕЛА. А ДЕЛА всегда важнее СЛОВ.
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов