Литературно-историческая миниатюра
Выдающийся русский художник Алексей Гаврилович Венецианов (1780–1847) многие годы был связан с тверским краем. Здесь в Вышневолоцком уезде в 1818 году он сделался помещиком, купив в Тверской губернии небольшое имение Сафонкова (ныне Удомельский район). Здесь написаны его лучшие полотна, здесь же в селе Поддубье он трагически погиб 4 декабря 1847 года.
Его смерть многократно описана, и описание это сводится к тому, что с художником произошёл несчастный случай. Венецианов должен был ехать по делам в Тверь, чтобы показать свои эскизы икон для одной из тверских церквей. Под гору лошади вдруг понесли, ямщик выпрыгнул из саней, а Венецианова, выпавшего из саней и запутавшегося в вожжах, лошади притащили в имение Милюковых Поддубье уже мёртвого.
Приблизительно так эта трагическая сцена описана и Г.К. Леонтьевой – автором фундаментальной монографии «А.Г. Венецианов», изданной в серии «Жизнь в искусстве» в 1988 году. Но Леонтьева приводит и целый ряд других фактов, на которые мы можем посмотреть совсем по-иному, что может нас привести, в свою очередь, к совершенно другим выводам.
Всё дело в том, что трагической гибели художника предшествовала громкая и неприятная история, в которую были вовлечены многие, в том числе губернатор Тверской губернии и предводитель дворянства Вышневолоцкого уезда. Но главными действующими лицами в ней были трое – Венецианов, его приказчик Ларион Дмитриев и его дворовая женщина Елена Никитина.
Когда всё началось – сказать сложно, но в 1843 году Ларион решился на отчаянный по тем временам шаг – он написал на своего хозяина жалобу на имя тверского губернатора. В своей жалобе он обвинял дворовую девку Елену Никитину в том, что она находилась в недозволенной связи со своим помещиком, т.е. с Венециановым, который к тому времени был ужу давно вдовцом. Дело в том, что, как бы сейчас сказали, получив «доступ к телу», Никитина стала третировать остальную дворню, в том числе и молодого приказчика.
Сожительство господ со своими крепостными было делом обычным во время рабовладения, которое в нашей стране называлось «крепостничеством» и которое просуществовало вплоть до 1861 года.
От такой связи наш замечательный писатель Иван Сергеевич Тургенев имел дочь, чьей матерью была белошвейка его матери Авдотья Иванова. Считается, что их дочь родилась в 1842 году, но судя по тому, что её назвали Полиной, скорее всего родилась она в 1843, в тот год, когда Тургенев познакомился с Полиной Виардо. А вот, что пишет А.С. Пушкин о дедушке свой будущей жены: «Дедушка свинья; он выдаёт свою третью наложницу замуж с 10 000 приданого, а не может заплатить мне моих 12 000 и ничего своей внучки не даёт». (22 октября 1831 г. П.В. Нащокину).
По заказу архитектора Н.А. Львова в середине 1790-х годов художник В.Л. Боровиковский написал групповой портрет «Лизынька и Дашенька», соответственно 17- и 16-летние девушки, горничные Львовых. С чего бы вдруг Львову заказывать известному художнику портреты своих крепостных?
То, что во многих барских усадьбах процветал разврат – сегодня не подложит сомнению. Но в барские гаремы попадали не только крепостные девушки. Из многочисленных войн, которые вела в то время Россия, привозились самые различные военные трофеи... 29 января 1783 года в глуши Тульской губернии, в селе Мишенском, что недалеко от города Белёва родился мальчик. Отцом его был местный богатый помещик Афанасий Иванович Бунин, а матерью – пленная турчанка Сальха. Мальчик этот вырос и вошёл в историю русской литературы под именем Василия Андреевича Жуковского.
Закончим это небольшое отступление словами Якова Полонского (1819–1898). В своих воспоминаниях поэт не мог не коснуться и этой трагичной темы: «Юность познакомила меня с нуждой и с тогдашними крепостными порядками и вопиющими злоупотреблениями этих маленьких царьков, которые владели душами»…
Неизвестно, как закончилась эта история для Никитиной, но для Лариона всё закончилось более чем плачевно. Губернатор на жалобу отреагировал письмом на имя уездного предводителя вышневолоцкого дворянства, в котором есть и такие строчки: «При сем прошу не оставить и обратить внимание на поведение г. Венецианова относительно дворовой женщины Никитиной». А в результате арестовали Лариона. Его заключили в острог и впоследствии осудили «за бродяжничество и несправедливую жалобу на помещика своего». Он был приговорён к наказанию плетьми и возвращён обратно «в вотчину», другими словами своему хозяину – Венецианову. Последний же решил отделаться от своего бывшего приказчика радикальным способом – отдал его в солдаты. Что тоже говорит о многом.
Есть во всей этой истории и довольно удивительные эпизоды, которые могли сыграть свою роль в трагической кончине Венецианова и которые красноречиво говорят о степени накала конфликта. Наш замечательный художник, увековечивший на своих полотнах простых русских крестьян, сам в своём кабинете лично выпорол розгами Лариона. Что касается Елены Никитиной, то в том же 1843 году Венециановым были написаны две картины – «Крестьянская девушка» и одна из лучших его поздних работ «Девушка с васильками». И ещё один портрет девушки, но уже в 1846 году. Из чего вполне можно сделать вывод о том, что рядом с ним была та, которая смогла вдохновить пожилого художника на новые свершения.
Прежде, чем продолжить наш рассказ о Венецианове, вспомним схожую историю, произошедшую с ещё одним нашим земляком – известным политическим деятелем в период царствования Павла I и Александра I – А.А. Аракчеевым.
Алексей Андреевич Аракчеев (1769–1834) родился в деревне Гарусово в том же Вышневолоцком уезде Тверской губернии. Имение это сохранилось до наших дней. Аракчеев сделал блестящую карьеру. В 1818 году им даже был подготовлен проект по выкупу казной помещичьих имений с целью «уничтожения крепостного права», который так и остался секретным. И, как известно, крестьянам свободы пришлось ждать ещё долгих 43 года. И поэтому никто не мог помешать самому Аракчееву, как бы сейчас сказали, время от времени «лакомиться клубничкой». Он покупал у разорившихся соседей красивых девок и определял к себе в горничные. А через пару месяцев выдавал надоевшую наложницу замуж, снабдив её скромным приданым.
Так было до тех пор, пока в 1801 году в усадьбу не попала 19-летняя дочь кучера Настасья Минкина. Смуглая, черноглазая, порывистая, она напоминала цыганку, а такие женщины Аракчееву нравились больше всех. Вскоре она быстро стала ему не просто подругой, но и помощницей – фактически, управляла именем. Но достойно распорядиться случайно доставшейся властью не сумела.
Хорошо известно, чем всё кончилось. Устав терпеть издевательства Анастасии, графские слуги собрали 500 рублей и подговорили повара Василия Антонова убить ненавистную фаворитку. Утром 10 сентября 1825 года Василий забрался в барский дом и перерезал ей горло кухонным ножом…
Но вернёмся в 1847 год. Всё, что произошло с Венециановым в тот злополучный день не может не вызывать целый ряд вопросов. Почему кучер Агап «выпал» из саней и …остался жив, бросив своего хозяина? Почему лошади вдруг понесли? Но самое странное в этой истории то, что Венецианов не смог выпрыгнуть из саней, каким-то образом сильно запутавшись в вожжах. Причём он запутался так сильно, что лошади его волокли ещё несколько вёрст, даже когда его выбросило из возка.
В книге «А.Г. Венецианов. Статьи, письма, современники о художнике», изданной в серии «Мир художника» в 1980 году, есть воспоминания об отце дочери Александры, в том числе и с описанием 4 декабря, где она пишет, что «кучер потерял силы удерживать лошадей, его первого сбросило на дорогу, и он лёжа (выделено автором),видел, как повозку свалило на бок и батюшка имел духу схватил вожжи, когда тройка неслась, потом сваливает батюшку не совсем на дорогу, но, волоча его и ударяя обо что встречалось, и, наконец, сбросив так, что он остался на дороге без дыхания».
Оставим без комментариев этот подробнейший и исчерпывающий рассказ кучера Агапа, а именно с его слов пишет Венецианова. Но он не только не убеждает, а скорее наоборот, вносит сомнение в то, что именно так всё и происходило.
Принимая во внимание всё вышесказанное, не может не возникнуть предположение о том, что всё это могло произойти с Венециановым и неслучайно. Ведь Агап и Ларион были знакомы. И, вполне возможно, находились в дружеских или родственных отношениях. А, может быть, не только приказчик, но и кучер также пострадал от самоуправства хозяйской фаворитки.
А если так, то всё, что произошло с Венециановым, не выглядит уже простым дорожно-транспортным происшествием с летальным исходом, а скорее напоминает хорошо спланированное и организованное убийство…
А.Г. Венецианов происходил из рода Венециано, который переселился в Россию, в город Нежин в 1730-х годах из Греции. Алексей Гаврилович нигде живописи не учился, но это не помешало ему стать выдающимся живописцем. Разумеется, это не может не казаться странным. И у этого феномена должно быть хоть какое-то объяснение. Скорее всего, что основные навыки живописи передавались в этом роду в мужской линии по наследству и, вполне возможно, что традицию эту заложил известный итальянский художник Доменико Венециано (1400–1461), который вошёл в историю тем, что первым из итальянских живописцев начал работать в технике масляной живописи.
И если наше предположение верно, то с учётом того, что у А.Г. Венецианова сыновей не было, имея в виду законнорожденных, можно с грустью констатировать пресечение одной из российской ветвей этого удивительного и древнего рода живописцев.
Вместо послесловия
Однажды ко мне на работу пришёл один из старейших краеведов Удомельского района Борис Константинович Виноградов, который много лет занимался венециановской темой. Мы долго беседовали, а в конце нашей встречи он сказал следующее: «Я ознакомился с архивными материала, в том числе и с результатами вскрытия. Эти материалы говорят о том, что Венецианов скончался не от ушибов, полученных им при падении, а от кровоизлияния в мозг, которое наступило в результате сильного удара тяжёлым предметом в лоб».
Библиография
1. «Мастера искусства об искусстве» в 7 томах. Т. 2, М. «Искусство», 1966.
2. «А.Г. Венецианов. Статьи, письма, современники о художнике», серия «Мир художника». М. «Искусство», 1980.
3. В.А. Жуковский «Эолова арфа». М. 1980.
4. К.К. Драффен «Из коллекции И.С. Тургенева». Панорама искусств №4, М. «Советский художник», 1981.
5. Г.К. Леонтьева «А.Г. Венецианов», серия «Жизнь в искусстве». М. «Искусство», 1988.
6. Я.П. Полонский «Проза». М., «Советская Россия», 1988.
7. И.А. Бочкарева «Н.А. Львов. Очерки жизни. Венок Новоторжских усадьб», Тверь, 2008.