Из надмирного сосуда

1

8067 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 99 (июль 2017)

РУБРИКА: Книга

АВТОР: Голубничий Иван Юрьевич

 

Юрий ГОЛОС. «Такая Россия». Новая лирика. Том I. – М.: «Спутник +», 2017.

 

Книга стихов объёмом в девятьсот страниц – явление неординарное даже для нынешнего времени, тем более если эта книга являет собой первый том, предполагающий впоследствии выход как минимум второго и как минимум соотносимого объёма. Название «Такая Россия» и подзаголовок «Новая лирика» – звучат как будто бы с неким вызовом. В начале книги стоит авторский эпиграф: «Я – русский поэт… С этого и надо меня читать», и в этих словах авторское мировоззрение выражено максимально определённо. В общем, книга сразу, ещё не будучи открытой и прочитанной, вызывает интерес – концептуальным замахом, обширностью творческих притязаний. В сущности, это не просто книга – автор представил читателю масштабный и амбициозный поэтический проект. Во всех внешних признаках этого проекта просматривается активная творческая позиция, понять которую в полной мере можно, только взяв на себя труд и ответственность прочитать эту книгу. Разумеется, проанализировать такой большой массив стихотворного материала возможно лишь в полноценном исследовании. Рамки рецензии позволяют лишь выявить какие-то тенденции и обратить внимание на наиболее характерные признаки поэтического дарования Юрия Голоса.

 

Сразу с первых стихотворений читатель попадает в мощный энергетический поток, исходящий от поэтических текстов, увлекающий в свой водоворот.

 

                              Покоряющий писк вложения

                              благонравия – пенье птах:

                              это, может быть, как вторжение

                              о каких-то земных делах.

 

                              Накануне, когда, как водится,

                              закустившихся степень мест

                              с чернолесьем их не расходится,

                              был украдкою он окрест…

 

Образы стремительны и ярки, поэтическая логика причудлива и непосредственна, стихотворный ритм выстроен филигранно и живописно. В аннотации к книге сказано, что автор занимается живописью, резчик по дереву, скульптор малых форм. Все эти ипостаси наложили свой отпечаток и на его литературное творчество (несомненно, что и поэтическое вдохновение оказывает влияние на все его прочие дарование, по-другому не бывает). Стих его пластичен, эмоциональная стихия обуздана и направлена в строгое, хотя и причудливое русло выверенных форм. Рифмы его – то точны, то приблизительны, но всегда органичны и свойственны русской традиции в её эволюционном развитии.

 

                              В годах грамматики преклонных

                              чрезмерно убавлялись силы –

                              замес в природе из короны

                              и сельских видов заносило

 

                              за привилегии предместий,

                              хрипя, буяня молодецки,

                              что вьётся и блестит для песни

                              и по-тверски и по-смоленски…

 

По-тверски и по-смоленски... Тверь, Смоленск, Москва, Екатеринбург (екатеринбург.жалюзи-светлов.рф- это и есть «Такая Россия»...

Разумеется, сопоставления условны и требуют известной осторожности, но, тем не менее, можно уверенно сказать, что в потоке поэтического самовыражения Юрия Голоса отчётливо слышатся интонации Хлебникова и Пастернака – природный хаос, организованный чувством языка и цельностью мировосприятия. Стих стремится бурным потоком, сметая на своём пути хрупкие преграды рационального и создавая собственные миры, которые, в свою очередь, будучи созданными, заставляют считаться со своими своенравными законами.

 

                              Первозданно, будто на турнире,

                              оставаться с выдержкою терний.

                              Бой отраве! – за пропажу в мире

                              детских или взрослых озарений.

 

                              Кто-то к упущениям низводит,

                              не без их вмешательств отбракован.

                              До рисунка в кружевном узоре

                              слышу в небе заклинанья грома.

 

                              ....Дуги из надмирного сосуда –

                              жду и жду, когда они валами

                              волн оздоровительными всюду

                              лягут как ручные под ногами.

 

 

При таком значительном объёме книги обращает на себя внимание её внутренняя цельность, подчинённость внутреннему замыслу. И название – «Новая Россия» – не случайно имеет столь «общий», но в то же время ёмкий характер: в его рамки заключено обширное и, в определённом смысле, всеобъемлющее содержание.

 

Книга многопланова и полифонична. Есть в ней и социальность, выраженная в лирических координатах; и философичность, облечённая в нервную плоть поэтической образности; но всё в целом – это, несомненно, голос поэта-лирика. В чём новизна этой лирики, продекларированная в подзаголовке? Разумеется, это в известной степени своего рода фигура речи – ибо что может быть новое? Всё так или иначе уже было. Возможно, эпитетом «новая» по отношению к лирике Юрия Голоса есть основания определить смелость и непосредственность стилевых средств, освобождённость его поэзии от благонамеренной риторики и ложного пафоса, максимальное самовыражение при высоком уровне поэтической самодисциплины? Для того, чтобы глубже вникнуть в эту проблему, необходимо более глубокое исследование, предполагающее структурирование книги по тематическим направлениям и техническому инструментарию. Одно несомненно: его поэтический герой является носителем русского национального мировоззрения, он стремится максимально освободиться от стереотипов и бытовых наслоений, чтобы явить читателю своё поэтическое видение в максимально чистой форме.

 

И не столь уж важно – будет ли второй том у этого масштабного творческого проекта, или же обозначение книги как первого тома – это лишь креативный приём, направленный на то, чтобы привлечь читателя и заставить услышать обратить внимание. Книга состоялась именно как книга, и значительность её объёма оправдывается концептуальной разработанностью и художественной наполненностью. Читатель у неё будет квалифицированный и взыскательный, он найдёт в книге и новизну, и лирику, и Россию, и ещё многое, оставшееся за рамками этой краткой рецензии.

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов