Вышел третий номер журнала «Родная Ладога» в 2017 году

0

8120 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 100 (август 2017)

РУБРИКА: Событие

АВТОР: Марухин Владимир

 

Традиционно в номере представлены разделы по основным культурно-просветительским и литературно-художественным направлениям.

Материалом,  определяющим и раскрывающим главную идею номера, является опубликованная в разделе  «История и современность»  статья митрополита Петрозаводского и Карельского Константина (Горянова) (Петрозаводск) «Не умолкает славянская служба или “Дуб – русский!”», посвященная 200-летию со дня рождения известного деятеля Русской Православной Церкви архимандрита Антония (Капустина)». «С середины XIX века Палестина стала объектом пристального внима­ния западных стран. Пруссия и Франция, протестанты и католики решили упрочить здесь свое положение. И это им во многом удавалось, так как пра­вославные в Османской империи составляли этно-конфессиональное мень­шинство. Требовалось усиление позиции Русской Православной Церкви. Первая Русская Духовная миссия в Палестине под руководством архимандрита Порфирия была больше ознакомительной и представительской. Но именно она заложила основы просветительской деятельности для следую­щих миссий. 1 сентября 1865 года на место Начальника Миссии прибыл назначенный митрополитом Московским Филаретом архимандрит Антонин (в миру Андрей Иванович Капустин), - пишет автор во вступительной части статьи, в которой на примере жизни имиссионерской деятельности архимандрита Антонина раскрывает значение и роль Российского государства в его борьбе за влияние и усиление позицийРусской Православной Церкви на ближнем Востоке.

В этом же разделе - «История и современность» - публикуется отрывок из  историко-литературного повествования санкт-петербургского писателя, постоянного автора журнала «Родная Ладога» Николая Коняева (Санкт-Петербург) «Последний путь Государя». Накануне 100-летия Октябрьской революции, автор, осмысливая её трагические последствия, пишет: «Завершая династию, Николай II пошел по пути страстотерпца Бориса. Командуя дружиной своего отца, равноапостольного князя Владимира, Бо­рис, несмотря на очевидное превосходство в силе, отказался от войны за великокняжеский престол с братом Святополком, пожертвовал собою ради предотвращения разорительной для страны междоусобной войны...                                                    

Конечно, как справедливо отмечал Иван Александрович Ильин, Нико­лай II, стремясь избежать гражданской войны, согласился на отречение, и в результате народ вел гражданскую войну без Государя и не за Государя...

Понимал ли это последний русский Император?

Как свидетельствуют записи в его дневнике и свидетельства близких, понимал».

Еще один материал, связанный со 100-летней годовщиной русской революции – статья  Елены Шаляпиной (Санкт-Петербург) «Царь Православный»,   посвящена взаимоотношениям Государя  Нико­лая IIс Русской Православной Церковью; опубликована под рубрикой «Царский путь».

Раздел завершается публикацией хорошо знакомых нашему читателю авторов исторических и краеведческих очерков - Никиты Шевцова и Елены Наумовой (Москва), она называется «Сквозь метель, вслед за шутом Балакиревым…». Творческая командировка исследователей в Эстонию привела к неожиданному открытию:

«Как в эстонской глубинке мог появиться монумент в честь одного из предводителей пугачевского восстания»?Уже потом, изучив документы, мы узнали, что национального героя Башкортостана не казнили после поражения восставших, а отправили на вечную каторгу в каменоломни возле крепости Рогервик… Его могила не сохранилась. Выкованный из меди памят­ник-бюст Салавату Юлаеву был установлен в Палдиски в 1989 году».                                       

В разделе «Мировоззрение»  публикуются материалы трёх авторов, первый из которых  русский-аргентинский писатель-историк Игорь                                                              

Андрушкевич (Буэнос-Айрес, Аргентина), предваряя свою статью «Коренная идея России» русской поговоркой  «Без корня и полынь не растет», утверждает:                                                                                                                                                                                                                                                                         

«…Таким образом, высшая форма человеческого общежития — политиче­ская или государственная жизнь — требует для своего зарождения и даль­нейшего существования наличия объединяющей и ориентирующей корен­ной идеи. Достоевский по этому поводу говорит: «При начале всякого на­рода, всякой национальности идея нравственная всегда предшествовала зарождению национальности, ибо она же и создавала ее. Исходила же эта нравственная идея всегда из идей мистических...» (Достоевский Ф. М. Дневник писателя, 1880).

Эта коренная идея может иметь сложный и многогранный характер».

Созвучно  предшествующей теме исследование доктора исторических наук Сергея  Перевезенцева (Москва) «Традиционализм: русский взгляд»: «Именно народ оставался главным противником различных нововведе­ний. Если проанализировать политические требования, выдвигаемые во вре­мя большинства народных восстаний и бунтов в России в XI–XIX веках, то главное из этих требований — возвращение к традиции…

Наверное, одним из самых «революционных» изменений традиции в русской истории стало принятие христианства в конце X века, осуществленное по инициативе киевского князя Владимира Святославича».                                

Заключительной публикацией раздела стал очерк «Другие»  журналиста Василия Давыдовича (Фазиль Да­вуд-оглы) Ирзабекова (Москва ) — главного редактора портала фонда Святи­теля Луки (Войно-Ясенецкого). Обобщая межнациональные  проблемы, возникшие в результате распада СССР,  автор с болью пишет: «Другие... Роковым образом ими становятся друг для друга целые на­роды, еще недавно бывшие добрыми соседями… Многим пришлось бросить дома, покинуть обжитые города и села, могилы родных и близких, распрощаться с закадычными друзьями».

 

Под рубрикой «Доспехи» опубликованы два материала. Известный публицист-международник и прозаик  Дмитрий Лиханов (Москва) посвятил свой очерк «Звезда и крест инока Киприана» воинскому и духовному подвигу нашего современника. В предисловии сказано: «Герой Советского Союза пол­ковник ВВС Валерий Бурков про­шел войну (в Афганистане),  увечья, мытарства и искушения властью, чтобы всту­пить в брань духовную. Он — единственный монах со Звездой Героя на рясе».

Второй материал рубрики «Подводники. Забытые рукописи»:

принадлежит перу капитана 1 ранга Вадима Кулинченко (Балашиха, Моск. обл.). «Сам я подводник по профессии, а, как говорят, это профессия сме­лых, даже первый космонавт Земли Юрий Гагарин, побывав на подво­дной лодке, оценил мужество моря­ков выше космонавтов».      

Под рубрикой «Славянское братство»  опубликован отрывок из книги известного русского писателя-мыслителя Юрия Лощица (Москва) «Славянские святцы».  Вот, в сущности, о чём эта книга: «Маленький саксонский городок назывался Герлиц, а Измаил Срезнев­ский уже по своим штудиям в Берлине (оттуда начал) знал, что в этих гер­манских краях, между Эльбой и Одером, и в Саксонии, и в Пруссии, какое почти название ни тронь — городское ли, деревенское ли, речное, — из-под немецкого имени проглянет исконное — славянское. Дрезден, к примеру, не что иное, как Дреждяны, то есть деревянный. А Лейпциг когда-то звал­ся Липск  (тоже «древесное» имя, прямой тезка русскому Липецку)».

Рубрика «Лествица» открывается продолжением публикации материалов под общим названием «Блаженный инок. Жизнеописание блаженного инока Владимира, Важеозерского чудотворца. (Воспоминания современников)».

 

К 60-летию постоянного автора «Родной Ладоги»,  писателя Валерия Сдобнякова (Нижний Новгород)  приурочен его очерк о жизненном и духовном подвиге  о. Павла Флоренского  «Мир сходит с ума и неистовствует в поисках чего-то»: «В первом разделе книги, назван­ном «Завещание» (А это и есть заве­щание, мысли и советы, обращенные к семье, к самым близким и родным людям. Написал его о. Павел 11 июня 1917 года и затем несколько раз в последующие годы дополнял), есть такие строки Флоренского: «Самое главное, о чем я вообще прошу вас, — это чтобы вы помнили Господа и ходили пред Ним… Если уж очень захочется что иметь, то добывайте и просите Бога, чтобы было желаемое у вас. Но только не завидуйте. Мещанство душевное, мелочность, дерзкие сплетни, злоба, интриги — все это от зависти. Вы же не завидуйте, утешьте меня, а я буду с вами, и сколько можно мне будет, буду молить Господа о помощи вам». С именем Валерия Викторовича Сдобнякова непосредственно связана  статья о его творчестве «О феномене Валерия Сдобнякова. К 60-летию писателя», написанная его земляком писателем Анатолием Абрашкиным (Нижний Новгород), публикуемая в разделе «Критика и литературоведение». «Для литературного Нижнего Новгорода Валерий Викторович Сдобняков — явление выдающее­ся. Про таких говорят  «штучный товар». Они неизменно успешны в своих начинаниях и всего добива­ются сами. Они из числа тех вне­системных пассионариев, которые неудобны для конформистов. Они умеют отстаивать свою точку зрения и бороться за нее, отвер­гая пустопорожние компромиссы». В рубрике «Русские судьбы» журнал продолжает знакомить читателей  с историко-публицистическими работами Галины Кучиной (Мельбурн, Австралия) о жизни русских эмигрантов. В номере опубликована её большая работа «Воспоминания о моём отце», посвященная событиям Гражданской войны в России начала XX века. «В силу установленных декретом народных комиссаров правил нужно было встать на учет и получить удостоверение личности… Действительно, кто попадался разнузданной толпе в погонах — был зверски убит... После этого офицеры бежали из городов в деревни, где еще можно было найти временное убежище, где еще городская разнузданность не свирепствовала. Здесь наша интеллигенция, которая именовала себя «народниками», увиде­ла подлинное лицо революционной стихии».

Рубрика «На рубеже цивилизаций» предлагает читателю познакомиться

с двумя материалами, представленными российскими дипломатами.

Совместная публикация Владимира  Иванова и Михаила Владимира (Москва) под названием «Защита соотечественников – дело правое» рассказывает о повседневной работе нашего государства по защите россиян за рубежом. «В 2012 году в России начал свою работу Фонд поддержки и защи­ты прав соотечественников, проживающих за рубежом, созданный Указом Президента РФ от 25 мая 2011 года.

…Учредители Фонда МИД России и ФА «Россотрудничество».

Сегодня, когда Фонду исполнилось пять лет, уже можно подвести пер­вые итоги его работы.

Начиная с января 2012 года, Фонд осуществлял и продолжает осу­ществлять более 350 правозащитных проектов в 50 странах мира, включая Россию. Практическая работа проводится в партнерстве с 26 Центрами пра­вовой помощи, которые действуют в 20 странах мира. За пять лет работы Фонда реальная правовая помощь была оказана примерно по 60 тысячам индивидуальных и групповых обращений».

 

Автор следующей публикации – Чрезвычайный и полномочный посол РФ, кандидат исторических наук Алексей Борисович Подцероб (Москва) в статье «Мали. Восстание туарегов и исламистов» рассказывает о сегодняшних социально-политических проблемах республики Мали: «Прекращение после колониза­ции караванной торговли и разрыв экономических связей между раз­личными районами, оказавшимися отделенными друг от друга государ­ственными границами, разрушили существовавший тысячелетиями хо­зяйственный уклад туарегов. Более того, проводившееся французами их «умиротворение» лишило туарегов возможности нападать на караваны и грабить соседей. Ситуацию еще больше осложнило то, что ни Фран­ция, ни малийское правительство даже не пытались решать возникшие у туарегов проблемы».  

Под рубрикой «Связь времён»журнал разместил путевые заметки разных лет, авторами которых являются научные работники Игорь и Владислава Романовы. Материал назван «Россия.  Взгляд с БосфораВосточного».

Следующая публикация рубрики  принадлежит  секретарю Луганской писательской организации Андрею Чернову (Луганск). Очерк  «Прорывая тишину Вечности: Михаил Матусовский  о Луганске»  повествует о том, откуда советский поэт-песенник Михаил Матусовский, коренной луганчанин, черпал вдохновение, создавая свои лучшие песни.

Традиционно журналпредставляет свои страницы молодым авторам. Сегодня в гостях у «Родной Ладоги»,  в рубрике «Дебют» - студентка факультета международной журналистики  МГИМО  Виолетта Рубцова  с репортажем об известном русском книгоиздателе Иване Дмитриевиче Сытине «Сам себе предок».

 

Рубрики  «Проза» и «Поэзия» содержат литературно-художественные произведения современных авторов. В разделе  «Проза»  представлены  авторы:

Юрий Шурупов  (Башкирия, Агидель)  -  «Молодинский излом. К 445-летию Молодинского сражения». Главы из романа.

Борис Споров  ( Москва) – «Своя рука владыка». Новеллы.

Владимир Крупин  ( Москва) – «Полковник – паломник». Очерк.

Иван Сабило (Москва) «Наказ». Очерки.

Михаил Зарубин  (Санкт-Петербург) – «Птица вольная». Рассказ.

Виктор Лихоносов  ( Краснодар) – «Последнее счастье». Очерки.

Виктор Потанин (Курган) – «Гений». Рассказ.

 

В разделе «Поэзия»  опубликованы поэтические подборки  многих талантливых авторов. Это: Епископ Каскеленский, викарий Астанайский Геннадий (Гоголев), Николай Зиновьев (Краснодар), Владимир Марухин (Санкт-Петербург), Ольга Иванова  (Симферополь),

Юрий Баранов  (Иркутск), Алексей Любегин  (Санкт-Петербург), Николай Алешков  (Набережные Челны), Сергей Смирнов ( Кингисепп),

Алина Мальцева (Санкт-Петербург), Валентин Семёнов (Санкт-Петербург), Сергей Москвитин  (Якутия, Мирный).

 

Весной «Родная Ладога»  отметила 10-летие своей творческой деятельности.  Редакция, редакционная коллегия, редакционный совет и многочисленный авторский коллектив, подводя итоги совместной работы,

поставили  главной задачей  совершенствовать творческий процесс по объективному отражению социально-политической и культурной жизни

страны.

   
   
Нравится
   
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов