Как сложное стало простым

18

2816 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 146 (июнь 2021)

РУБРИКА: Публицистика

АВТОР: Уткин Сергей Сергеевич

 
Велосипедисты.jpg

Сентябрьское утро темнило. Темнило городок, из которого я собирался держать путь в соседний. Мантурово Костромской области удалено от Шарьи менее чем на сотню километров. Автобусы, идущие на Кострому, проходят через него и обычно непременно заезжают на железнодорожный вокзал, где находятся и автобусные кассы. Но на этот раз проворный таксист на «Ниве» опередил рейсовый регулярный транспорт, и вскоре я уже ехал с ним по трассе. «Песня без слов» Виктора Цоя, порадовавшая вначале, вскоре сменилась бессмыслицей попсового радио, которое, впрочем, звучало тихо. Много тише сидевших на заднем сиденье двух пожилых попутчиц. Одна из них ехала в областной центр на похороны, другая держала путь также в Кострому по своему важному делу. Наверно, потому и разговоры их были серьёзными, важными. Им полагалось быть услышанными. Немного поблуждав по ночному городку, водитель вскоре нашёл здание вокзала, возле которого я вышел, расплатившись.

Вокзал Мантурова, столько раз виденный из окна проходившего поезда, открылся мне изнутри. Типичное здание из стекла и бетона никак не могло производить впечатление изысканности, которое сохраняли старинные вокзалы Шарьи и Буя всё в том же Костромском регионе. Впрочем, внутри было просторно, удобно. Задерживаться я не стал, и решил пройти по окрестным улочкам. К рассвету я вновь был на вокзальной площади. На платформе железной дороги уверенно стоял товарняк. Покосившаяся башня явно хотела стать Пизанской. Дождавшись внутригородского автобуса, я отправился к центру города. По указателям возле администрации прошёл к храму Николая Чудотворца.

 

 

Хран Николая Чудотворца в Мантурово.JPG

 

 Храм Николая Чудотворца в Мантурово

 

Эта удивительная церковь была возведена на этом месте ещё в первой половине XIX века, когда теперешнее Мантурово входило в состав Кологривского уезда. За последовавшие века она претерпела и разрушение, но, к счастью, не полное. Ныне – восстановлена.

На набережной, где стоит церковь, много построек – частные дома, в основном. Но частное – это частности, а ими интересоваться порой даже неприлично. Живут же люди здесь годами и, видимо, готовятся жить и дальше. Наверняка имеют право, жить здесь. Жить так. Меня же более интересовали не их правила жизни, отображённые в камне построек, а прекрасный вид с набережной на реку Унжу. Линия электропередач, черкнувшая по простору возле берега. Деревья в обрамлении реки берегами. И то самое «Солнце, тонущее в реке», в котором увидел патриотизм Юрий Шевчук.

 

 

Монумент погибшим в годы ВОВ в Мантурово.JPG

  

Монумент погибшим в годы Великой Отечественной войны в Мантурово

 

В этой же знакомой мне теперь немного части города воздвигнут монумент воинам, павшим в Великой Отечественной войне. Надо сказать, что в небогатом памятниками краю такие монументы погибшим находятся теперь во многих деревнях. Городу, само собой, такой комплекс тоже полагается. По краям аллеи были поставлены плакаты с портретами героев и описанием их подвига. Без сомнения, они заслужили внимание.

 

Здание краеведческого музея в Мантурово.JPG

  

Здание краеведческого музея в Мантурово

 

Но в каждом маленьком городе, где мне довелось быть, важным, если не важнейшим, оставался краеведческий музей. В Мантурове он помещён в здание из дерева, более напоминающее часовню. Впрочем, внутри на двух уровнях представлены собранные свидетельства жизни края. Музей этот открыт местными энтузиастами в середине 1990-х. Ожидая открытия заведения, я приметил подкатившего ко входу велосипедиста, вернувшегося вскоре из музея и так же тихо укатившегося в родные просторы. Кем он был? Дохнуло и повеяло не то почтальоном Печкиным, не то милым образом провинциальной интеллигенции. Таится ли он? Таит ли край в себе? Таит ли или утаивает край его? Как не вспомнить, что человек – тайна.

Обратный путь в просиявшем солнцем сентябрьском дне я проделал на автобусе, шедшем из Костромы. За окном раскиданные по окрестностям постройки, освещённое торжество провинциального уклада. Обычные на таких маршрутах любопытствующий и ответственная затеяли разговор. На вопрос о причинах дороги женщина ответила: «Просто путешествуем». Поначалу я хотел откреститься про себя от таких формул попутчиков: никак не мог согласиться, что я путешествую просто. Что я вообще делаю что-то просто. А потом подумал, что лишние сложности никому не нужны. Все мы просто путешествуем, присматриваясь к стране. Как говорится, «сказка ложь, да в ней намёк».

 

Художник: Пётр Оссовский

   
   
Нравится
   
Омилия — Международный клуб православных литераторов