«Не зная, что есть слава, я славлю жребий свой». К юбилею Н.М. Карамзина

10

2665 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 152 (декабрь 2021)

РУБРИКА: Юбилей

АВТОР: Трещев Евгений Иванович

 
Карамзин.jpg

Карамзин Николай Михайлович – великий русский писатель, реформатор русского литературного языка, создатель одного из первых исторических трудов «История государства Российского». Член Императорской Академии наук. Почётный член Московского университета. Действительный статский советник. Крупнейший литератор эпохи сентиментализма. Писал художественную прозу, лирику, пьесы, статьи.

А.С. Пушкин в 1836 году отмечал: «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России, и ни один писатель с истинным талантом, ни один истинно учёный человек, даже из бывших ему противниками, не отказал ему дани уважения глубокого и благодарности».

Н.М. Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года в Симбирской губернии в семье потомственного дворянина, отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина. Мать – Екатерина Петровна (в девичестве Пазухина).

Первоначальное образование он получил в частном пансионате в Симбирске.

Когда ему шёл четырнадцатый год, его отвезли в Москву и отдали в пансион Шадена. Закончив курс обучения в этом пансионе, Карамзин стал посещать университетские лекции.

В 1783 году он поступает на службу в Преображенский гвардейский полк, но вскоре выходит в отставку в чине поручика. В этом же году появилась первая его печатная работа. Это был перевод идиллии швейцарского поэта Геснера «Деревянная нога».

После отставки Карамзин жил в Симбирске, а потом в Москве и Санкт-Петербурге.

Его жизнь (1766–1826) была небогата внешними событиями.

Но в 1789 году Карамзин из Твери через Петербург, Нарву, Дерпт, Ригу поехал за границу. Путешествие молодого писателя по Пруссии, Саксонии, Швейцарии, Франции и Англии стало наиболее выдающимся событием в его жизни. В сентябре 1790 года он вернулся на родину. Результатом этой поездки стали знаменитые «Письма русского путешественника», напечатанные в «Московском журнале» (1791–1792).

В этом же журнале были напечатаны и первые повести Николая Михайловича, в том числе «Бедная Лиза», получившая широкую известность. Такого успеха, такой популярности не получало ещё ни одно произведение русской литературы.

«Бедная Лиза» открывается лирическим вступлением, которое психологически подготавливает читателя к мрачному, трагическому финалу.

«На двадцати страничках Бедной Лизы Карамзина уместилась, по существу, вся русская литература девятнадцатого века», – писал А.Н. Арбузов.

В таком же трагическом стиле написаны и повести «Остров Боригольм» (1794) и «Сиерра-Морена» (1794). Как и в повести «Бедная Лиза» в «Острове Боригольм» говорится о крушении счастья двух любящих друг друга людей.

 

Карамзин создал жанр остропсихологической повести, при этом использовал в произведениях обиходный язык своей эпохи, а так же ввёл в русский язык множество новых слов. Опираясь на опыт Н.И. Новикова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина, Карамзин много сделал для становления русского литературного языка.

Его повести, глубоко лирические по стилю, открывали душевные переживания героев, всю сложность и противоречивость их чувств. Читателей увлекал психологический драматизм повествования.

Художественные и критические произведения писателя, опубликованные в «Московском журнале», зарекомендовали его как писателя-сентименталиста.

«К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести – роману, повести исторической, публицизму, изучению истории», – отмечал В.Г. Белинский.

После прекращения издания «Московского журнала» Карамзин выпускает альманахи «Аглая», «Аониды», сборники «Пантеон иностранной словесности», «Пантеон русских слов».

 

Около сорока лет работал Карамзин в литературе. Начинал он свою деятельность при грозном зареве французской революции, а заканчивал в годы великих побед русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Время и события накладывали свою печать на творчество писателя, определяя его общественную и литературную позицию.

Из-под его пера вышли повести: «Евгения и Юлия» (1789), «Бедная Лиза» (1792), «Наталья, боярская дочь» (1792), «Сиерра-Морена» (1793), «Остров Борнгольм», «Марфа-Посадница, или Покорение Новагорода» (1803), перевод-пересказ «Слова о полку Игореве», баллады «Раиса» и «Алина» стихотворения и др.

Проза и поэзия Карамзина, взаимно дополняя друг друга, составляют как бы два полюса – повествовательный и лирический.

Он вступил в литературу в разгар острой полемике о рифме. В поэзии и прозе Карамзина интересовал не внешний, а духовный мир людей. Его стихи – размышления: о Боге, о душе, о смерти. Они – живые, полны современности и обаяния, говорят «на языке сердца», полны горестного томления и меланхолии («К самому себе», «Соловей», «Прости», «Тацит», «Предмет моей любви», «Время», «К неверной», «К бедному поэту», «Тень и предмет», «Соловей, галка и вороны», «К верной», «Прощание», «Разлука», «Печать и радость» и др.).

И, как видим, даже в стихотворениях о природе у него проходят лирические размышления о судьбах человечества: «Любовь и дружба – вот чем можно / Себя под солнцем утешать! / Искать блаженства нам не должно, / Но должно – менее страдать».

Оригинальность, неповторимость и своеобразие позволили ему сохранить свою самобытность через неуклонное стремление к поэтической простоте. Он вводит читателя в новый и необычный мир, в котором всё робкое, бледное, обыкновенное становится поэтичным и привлекательным.

В эстетическом отношении гражданская поэзия и лирика Карамзина стилистически однотипны, изображая внутренний мир человека.

Значение Карамзина-поэта определил П.А. Вяземский: «С ним родилась у нас поэзия чувства, любви к природе, нежных отливов мысли и впечатлений, словом сказать, поэзия внутренняя, задушевная… Если в Карамзине можно заметить некоторый недостаток в блестящих свойствах счастливого стихотворца, то он имел чувство и сознание новых поэтических форм».

В 1802 году он предпринял издание журнала «Вестник Европы».

Благодаря Карамзину литературный язык сблизился с разговорным, что ввело более простые и естественные синтаксические конструкции.

Его творчество вызывало страстное поклонение и одновременно осуждение, любовь и ненависть.

 

В повести «Марфа-Посадница, или Покорение Новагорода» им описываются события, когда Иоанн Третий вступил в борьбу с Золотой Ордой. Но на его пути возникла помеха – город Новгород, провозгласивший о своей независимости. Возглавила новгородское сопротивление боярыня Марфа – женщина мудрая и храбрая, сильная духом, способная направить и укрепить народ.

Но после нескольких сражений и осады города, новгородцы признали поражение и сдались. Марфа была казнена.

Повесть насыщена историческими примерами в виде легенд и предзнаменований о великих князьях в лице Олега, Ярослава и Владимира.

После опубликования в 1803 году этой повести Н.М. Карамзин был назначен императором Александром Первым на должность историографа и до конца своей жизни занимался написанием «Истории государства Российского».

Первые тома «Истории государства Российского» вышли в свет в 1818 году. Успех этой книги был необыкновенным.

А.С. Пушкин писал: «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Колумбом».

Двенадцатитомный труд Карамзина лежит где-то посередине между глубокой научной работой и цветастой былиной. Его «История» – это полноценное и панорамное изображение нашего прошлого.

Он давал оценки императорам, князьям, боярам, рассуждал о величии народа, красоте русской земли и выгодах единовластия, открыл громадный художественный мир древних летописей, прорубив окно в прошлое и, связав прошлое с настоящим. Понятие русского национального самосознания наполнилось конкретным содержанием. Писатель просвещал и воспитывал своих читателей, учил ценить культуру, историю, понимать жизнь и обычаи народов, а главное – любить свою Родину.

Мир, описанный Николаем Михайловичем, получился воистину загадочным и самобытным, со своими святыми и злодеями, своими героями и негодяями, с великолепным описанием быта и нравов разных сословий.

«Историю государства Российского» Карамзин окончить не успел и довел изложение только до Смутного времени.

Скончался Николай Михайлович Карамзин от чахотки 22 мая (3 июня) 1826 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Н.М. Языков писал о Н.М. Карамзине:

 

«Любя отечество душою просвещенной,

И славу русскую любя,

Труду высокому обрек он неизменно

Все дни свои, всего себя…»

 

Художник: Василий Тропинин

   
   
Нравится
   
Омилия — Международный клуб православных литераторов