Сразу оговорюсь: всё, что пишу о Мао Цзэдуне – это взгляд русского человека, поэта и переводчика на китайского политического гиганта XX века, который волей судеб оказался очень сильным поэтом.
Я не являюсь поклонником маоизма (мне куда ближе моизм), но хотелось бы восстановить историческую справедливость и дать больше информации: в России о Мао Цзэдуне сложилось неоднозначное мнение, хотя речь идёт не просто о поэте, но и крупнейшем политике XX столетия.
Я прекрасно отдаю себе отчёт в том, что среди других китайских поэтов есть гении, уровнем своего поэтического дарования безусловно превосходящие Великого Кормчего.
Но если поэтическое творчество Мао Цзэдуна сравнивать с поэзией других государственных деятелей мира того же XX века (в прошлом сильные стихи писали Шарль Орлеанский, Маргарита Наваррская, Елизавета Первая), такими авторами, как Сталин, Лукьянов (писавший под псевдонимом Осипов), аятолла Хомейни, Е.М. Примаков, то поэзия Мао Цзэдуна безусловно находится на самых первых местах.
Будущий вождь Поднебесной родился 26 декабря 1893 года. Семья Мао Цзэдуна считалась довольно зажиточной. Отец его был землевладельцем и строгим конфуцианцем по взглядам, мать будущего жёсткого политика, мягкая по характеру женщина, исповедовала буддизм и пыталась привить его сыну.
Мао Цзэдун в детстве исповедовал буддизм (как это может делать ребёнок), но будучи юношей оставил эту религию. С матерью юноша был очень близок и даже посвятил ей стихи, в то время как с отцом конфликтовал. Отец отдал сына в школу, где ему приходилось заниматься заучиванием наизусть канонических конфуцианских книг.
Учёба в школе не понравилась, и будущий революционер оставил её, тем более что материальная ситуация в семье требовала помощи отцу. Тот вёл себя авторитарно, не спрашивая согласия сына, в четырнадцатилетнем возрасте женил его на девушке, которой было двадцать лет.
Правда Мао не жил с ней ни дня. Он активно сопротивлялся попыткам отца навязать ему жизненный сценарий, согласно которому он должен был продолжить его дело, стать торговцем, и рано покинул дом. Позднее он периодически возвращался к родителям.
Убежав из дому, Мао перебивался случайными заработками, но продолжил своё образование и какое-то время брал частные уроки у юриста, а затем у пожилого учёного, изучая классическую литературу Поднебесной.
После этого Мао поступил в школу, где хорошо учился и продемонстрировал перед учителями знание классики и канонического конфуцианства. Некоторые книги он выучивал наизусть. Мао говорил о себе позднее, что уподобился буйволу, попавшему в огород и поедавшему всё, что там росло.
Юноша активно изучал книги по китайской и мировой истории, философии (особенно его привлекал Кант), классической западной литературе, штудировал биографии исторических деятелей (Наполеон, Пётр Великий, Екатерина Вторая, Руссо, Линкольн, Веллингтон).
В возрасте 18 лет Мао Цзэдун на короткое время присоединился к армии губернатора, где познакомился с идеями социализма, которые произвели на него огромное впечатление.
Он покидает армию, на время возвращается в родную деревню, помогает отцу, а потом поступает в педагогическое училище, где активно занимается самообразованием, чем впоследствии занимался всю жизнь.
Наступил черёд изучения Кропоткина, философии анархо-социализма, мировой истории. На молодого революционера оказали большое влияние идеи движения за новую культуру, которое в те годы набирало популярность в Китае и которого придерживался любимый учитель Мао Цзэдуна профессор Ян Чанцзи.
Движение ставило перед собой задачи соединить интеллектуальные достижения Запада с вековой мудростью и духовными традициями Китая. Сочинения и рефераты пользовались успехом и вывешивались на стенах училища как образцы.
Молодой искатель начинает писать политические статьи, создаёт вместе с друзьями общество «Обновление народа». Через какое-то время переезжает в Пекин, готовится к поездке на учёбу во Францию, знакомится с идеями Маркса и Кропоткина, женится.
После 1920 года период интеллектуальных и политических исканий заканчивается. Мао Цзэдун выбирает марксизм, быстро делает партийную карьеру.
Именно с этого времени берут начало первые поэтические опыты будущего Великого Кормчего.
Вскоре в стране начинается смута, порождённая госпереворотом Чан Кайши. Он объединяется с гоминдановцами, затем разрывает с ними, поднимает восстание «Осеннего урожая», которое было подавлено.
Для Мао Цзэдуна это было сложное время, он знал и победы и поражения.
Так, на пленуме ЦК КПК Мао Цзэдун был исключён из числа кандидатов в члены Временного политбюро с формулировкой: за ошибки, совершённые хунаньским провинциальным комитетом, а конкретно за ставку в борьбе с противником прежде всего на военную силу и за левацкий подход. Однако упорная борьба молодого революционера помогла ему преодолеть кризис и постепенно возглавить Компартию Китая.
После поражения восстания Мао с остатками войск бежит в горы. Позднее он создаёт в провинции Цзянси разновидность республики, проводит реформы, касающиеся земельного вопроса и расширения прав женщин.
Мао борется против своих противников и всё чаще одерживает победы. Борьба обостряется, и бойцы несут взаимные потери: противники захватывают и казнят жену Мао Цзэдуна, Ян Кайхуэй, позднее гибнут двое его сыновей.
Затем происходит столкновение с Гоминданом: руководство КПК принимает решение уйти от прямого столкновения с превосходящими силами противника.
Армия повстанцев совершает свой знаменитый бросок на север, воспетый многими поэтами и Мао Цзэдуном в том числе. Несмотря на огромные численные потери КПК Китая удаётся быстро восстановить свои ряды. Постепенно армия Мао Цзэдуна собирается с силами и наносит своим противникам сокрушительное поражение.
Параллельно с боевыми действиями Мао Цзэдун создаёт свою идеологию и более прагматичную версию марксизма «с китайским лицом», маоизм, суть которого в опоре не на пролетариат, слабый в тогдашнем Китае, но на крестьянство.
Благодаря идеологии и практике Мао Цзэдуну удалось привлечь на свою сторону значительную часть населения и сокрушить Гоминдан, приведший страну к кризису. Это расчистило будущему лидеру Поднебесной путь на самый верх.
В 1943 году Мао Цзэдун становится председателем Политбюро и Секретариата ЦК КПК, а в 1945 году – председателем ЦК КПК.
1 октября 1949 года была образована Китайская народная республика, которую возглавил Мао Цзэдун. Он управлял Китаем до самой своей смерти – 9 сентября 1976 года.
Мао Цзэдун проявлял идеологическую гибкость, в какие-то периоды выступая за интернационализм, а в другие периоды начинал пропагандировать национализм.
Он грамотно проводил аппаратные кампании, умел работать со СМИ и постепенно установил над ними полный контроль, так же добился полной власти над органами безопасности.
Все противники Мао, каким-то образом сотрудничавшие с Гоминданом и японцами, были вынуждены публично покаяться в этом сотрудничестве, согласиться с тем, что их взгляды были ложными.
Мао был очень сильным человеком и всегда добивался своих целей, а поражения умел превращать в победы. Отличался большой силой влияния на людей, способностью убеждать других в своей правоте и воспитывал в людях личную преданность.
Мао Цзэдун постепенно заменил абстрактную марксистскую идеологию на марксизм с китайской спецификой, позже получившую название в мире «маоизм». На седьмом съезде КПК в 1945 году Мао Цзэдун был избран на пост председателя.
В своей политике Мао Цзэдун во многом руководствовался подходами Сталина, которого очень уважал. Но после развенчания Сталина на XX съезде СССР резко охладел к Хрущёву и СССР и улучшил свои отношения с Америкой. До конца своих дней не мог простить Хрущёву отказа от преемственности в своей политике к нашей стране и критики «культа личности».
Нет смысла отражать огромную биографию Великого Кормчего и описывать его жизнь, насыщенную разнообразными яркими событиями, какие и должны быть у профессионального революционера, или комментировать такие сложные и драматические периоды судьбы Мао Цзэдуна, как его приход к власти, гражданская война в Китае или период «культурной революции». Можно поучиться сдержанности у самих китайцев, которые на вопрос, как вы оцениваете роль Мао Цзэдуна в жизни Китая, высказываются примерно так – «на две трети Мао прав, на треть ошибался, но пусть оценку дают учёные и будущие поколения».
Важнее осветить его взгляды на культуру, литературу, на соотношение национального и общечеловеческого в поэзии.
Несмотря на созданный в западных СМИ образ малообразованного, Мао Цзэдун на самом деле был очень образованным человеком, который блестяще знал национальную китайскую философию и поэзию и весьма неплохо ориентировался в западной философии. Он изучал также и русскую литературу.
Пассионарный человек, чей день и чья жизнь была от и до заполнена борьбой, периодически испытывал потребность излить своё душевное состояние на бумагу.
Поэзией Мао занимался с юного возраста и в какой-то период времени подумывал даже о том, чтобы стать профессиональным поэтом. Но воля к активной деятельности и к власти победила.
Мао Цзэдун стал политиком, который с нуля из самых недр народной жизни сумел стать лидером самого крупного в мире государства, чей возраст, по мнению большинства учёных, составляет не менее 5000 лет. Но политиком особым, который иногда пишет стихи, причём весьма яркие и талантливые.
Если к Мао Цзэдуну как политику относятся в Китае по-разному, то как поэта его почитают даже те, кто не разделяет взглядов китайского вождя.
Речь идёт даже не о художественных достоинствах стихов. Они поражают глубиной, разносторонностью, слитностью мысли, слова и поступка, а главное непреклонной пророческой убеждённостью в исторической правоте автора.
Мао признавался, что писал стихи всю жизнь, даже, что говорится, «в седле» в прямом и переносном смысле слова.
Значительную литературную одарённость политического лидера Поднебесной признавали при его жизни незаурядные интеллектуалы и литераторы Европы, Африки, Северной и Латинской Америк, Тайваня.
Вспомним личные беседы Мао Цзэдуна с легендарным Че Геварой, увлечение молодого Нельсона Манделы опытом борьбы китайского вождя.
Впечатляет широта и разнообразие тем, затронутых в стихах, присутствие любовной и пейзажной лирики, философские раздумья, острая политическая сатира и в то же время отсутствие плакатности в произведениях революционной тематики – обо всём Мао умел говорить нетривиально и свежо. Привлекает в творчестве поэта-политика оригинальная связка новаторства и традиционализма.
Китаевед Н.М. Азарова в своей статье в «Новом мире» убедительно показавшая, что Мао не просто хороший поэт, но «возможно поэт первого ряда», подчёркивала, что «для современных китайских поэтов Мао поэт-новатор, стимулировавший поэтическую смелость в коммунистическом Китае».
Сам Мао относился к своему литературному творчеству очень серьёзно, находя для него вечерние и ночные часы, как в походах, так и в условиях жесточайшей партийной борьбы.
При этом был человеком весьма скромным – решился на первую поэтическую публикацию только в шестидесятипятилетнем возрасте и спустя шесть лет после прихода к власти.
В его стихах мало полутонов: они отличаются значительно большей определённостью, нежели большинство стихотворений, созданных поэтами прошлого.
Академик В. Мясников восхищался обширной библиотекой Мао, его образованием и самообразованием: «Традиционализм впитывался Мао Цзэдуном со школьной скамьи, при чтении художественно-исторической литературы, посещении традиционного китайского театра и от уличных народных сказителей. Первым его учебником был конфуцианский канон “Луньюй”, который он часто цитировал.
В яньаньских пещерах Мао постоянно вспоминал примеры из истории Китая, цитировал классические книги древности. В произведениях Мао часто встречаются упоминания сюжетов и персонажей исторических романов “Троецарствие”, “Речные заводи”, «Путешествие на Запад», приводятся примеры из истории династий Цинь, Хань, Тан и Мин. К концу жизни Мао Цзэдун достиг высоких степеней образованности. Он изучал древние и современные книги, китайских и иностранных авторов, штудируя литературу по таким дисциплинам как философия, логика, эстетика, религия, экономика, политика, военное дело, художественная литература, история, география, естественные науки, техника».
Китайский лидер знал западную философию, античность, Гегеля, мировую художественную классику. Особенно он увлекался философией Канта, по-видимому, находя общее между «вещью в себе» и таинственной силой дао.
По широте образованности в сравнении с другими политиками авторитарного толка его можно сопоставить со Сталиным, чья библиотека насчитывала более 20000 книг, испещрённых пометками.
Мао не только сам много читал, но призывал кадровых партийных работников образовывать себя. Любил повторять: «Век живи – век учись».
А.Н. Громыко, неоднократно встречавшийся с Мао Цзэдуном, заметил, что его визави «старую китайскую философию считал своим родным домом, основательно её штудировал и говорил об этом».
Но покойный китайский вождь не только очень хороший поэт, он – поэт-пророк. Хотя мало похож на такового в привычном для нас смысле слова.
В стихотворении «Куньлунь» Мао мечтал разрубить этот грандиозный горный хребет (китайскую западную часть Гималаев) на три части. Одну отдать Европе, вторую – США, третью – оставить Китаю.
И что? Причудливые планы китайского вождя осуществились неожиданным образом. Китайцы прорубили в Куньлуне трассу железной дороги длиной в 1200 км, и туда хлынул поток туристов преимущественно из Европы и Соединённых Штатов.
Мао оказался не только пророком-теоретиком, но и практиком-управленцем, распахавшим своей жесткой деятельностью поле для последующих поколений. У истоков китайского взлёта стоит его одинокая фигура, хотя сам взлёт осуществили другие люди.
К таким «другим» можно отнести не только Дэн Сяопина, но и нынешнего политического вождя Китая Си Цзинпина, которого «красный император» 15-летним подростком вместе с отцом (сподвижником Мао Цзэдуна) на долгие годы сослал в деревню «на перевоспитание».
И что? Пройдя там суровейшую школу жизни, он сегодня стал мировым политическим лидером. При этом не только простил своего обидчика, но поклонился ему и неоднократно читал перед телекамерами наизусть его стихи.
Это удивительное, я бы сказал, христианское отношение к гонениям настолько восхитило меня, что я посвятил китайскому лидеру сонет, где попытался отметить его созвучие с христианскими идеями прощения своих обидчиков:
Китайский сонет
Мы не привыкли с чингисхановых времён
Сгибать перед гостями нашу спину.
Снимаю шапку, шлю земной поклон
Приехавшему в Сочи Си Цзинпину.
Россию трудно удивить судьбой.
Гигант по мужеству, терпению и росту,
Он выиграл свой небывалый бой,
Зажёг над миром угасающие звёзды.
Был обвинён неправедно, судим
В родной стране ещё подростком юным.
И голову склонил перед обидчиком своим
И грозным судиёй – Мао Цзэдуном.[1]
Да сбудется двоих бессмертная мечта –
Вернуть земле Мо Цзы[2] и нашего Христа.
Историческая интуиция Мао Цзэдуна пробивалась даже через его ошибки. Отрицая окостенелое конфуцианство (не самого Конфуция), он в конце концов запустил в практику закон «отрицание отрицания» в его китайской интерпретации и парадоксальным образом получил утверждение.
Сегодня Китай создаёт по всему миру институты Конфуция. А в самой стране создана здоровая мода на изучение традиционной китайской культуры. Новое живое конфуцианство и новая подлинная культурная революция, происходящая сегодня в Поднебесной, стали мощной альтернативой глобализации и обществу потребления, растлевающая идеология которого ныне угрожает самому Китаю.
Обновлённая древняя философия должна помочь Поднебесной одержать победу над влияниями Запада. По мнению экспертов, Китай сегодня сам готов потеснить США и возглавить глобализацию под конфуцианским знаменем. Похоже, что Мао и как политик, и как поэт каким-то образом это всё предвидел и знал. Возможно, поэтическая интуиция помогала политику заглянуть в грядущее и приблизить его.
Сам лидер китайской революции, созидая историю весьма жёсткими методами, конечно, видел будущее иным, гуманным и светлым. Потому-то периодически уходил в столь мирное и прекрасное занятие, как написание стихов. И это у него очень хорошо получалось.
Вчитаемся в стихи Великого Кормчего и попробуем ощутить через строчки этот мощный пассионарный дух Истории.
[1] Известно, что нынешний руководитель Китая прилюдно и вслух читал в музее Мао Цзэдуна его стихи.
[2] Китайский философ IV в. до н.э., провозгласивший любовь главным принципом Мироздания.