Просто, логично и лаконично о правилах русского языка

9

2013 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 156 (апрель 2022)

РУБРИКА: Книга

АВТОР: Замотина Марина Анатольевна

 

Л.А. Ахременкова. «Любимый русский. Просто, логично и лаконично о правилах русского языка. Фонетика». В помощь учителям и родителям учащихся 1-4 классов. – М.: ИПО «У Никитских ворот», 2022.

 

Книги Л. Ахременковой – замечательная серия пособий для самостоятельных занятий по русскому языку. В заголовке каждого урока – формулировка правила, которое учащийся самостоятельно отрабатывает. Потом задания на тему + словарные слова + текст на проверку, нахождение ошибки. В конце пособия правильные ответы для самопроверки.

Главное в этих книгах то, что они написаны очень понятно, в простой и доступной форме, с множеством примеров. А в дополнении ко всему после каждого «занятия» приводился фрагмент из какого-либо классического литературного произведения.

Серия книг для учащихся всех классов успешно продаётся. Её покупают родители и занимаются по этим пособиям со своими детьми. Рекомендуют эти книги и педагоги, они же используют эти методические издания с в своей работе.

Но программы по русскому языку в средней школе меняются. В начальной школе стали изучать фонетику. Зачем? Это вопрос спорный. Большинство и родителей, и педагогов этому факту не обрадовались, но и в начальной школе на фонетику отводится время, и в ОГЭ и ЕГЭ включены вопросы по этой теме.

Л. Ахременкова пишет в предисловии: «Однажды в тетради ученицы 2-го класса мне на глаза попалась транскрипция слова «яблоко». Сколько же детских сил и учительского труда понадобилось, чтобы в слове «яблоко» ребёнок писал букву о, а в его транскрипции — букву а!»

Л. Ахременкова не только автор книг, она – практик. Много лет под её руководством успешно работают курсы русского языка «Отличник». Она давно интересуется проблемами интенсивного повышения грамотности, а потому вполне закономерно, что ей захотелось узнать: что же там – в учебниках 2-го класса? Оказалось – много интересного. Так, например, термины «гласная буква» и «согласная буква» полностью исчезли. Их заменили словосочетания «буква, обозначающая гласный звук», «буква, обозначающая согласный звук» или «буквы гласных» и «буквы согласных». Да и не только это.

 

He только родители, но и учителя иногда сталкиваются с неоднозначными, часто противоречивыми подходами к изучению фонетики в школе. В пособии «Любимый русский» Л. Ахременкова предприняла попытку «взглянуть на некоторые вопросы теории не с одной, а с разных (иногда взаимоисключающих) точек зрения, принадлежащих известным учёным», ею «рассмотрены разнообразные методические подходы к изучению русского языка в их диалектическом единстве и противоречии». Иными словами – Л.Ахременкова, как обычно в своих работах, рассказала о такой непростой теме, как фонетика, «просто, доступно, логично и лаконично». И ей это удалось. Действительно, материалы воспринимаются легко. А это очень важно. Ведь многие родители пытаются самостоятельно заниматься со своими детьми. И им нужно сначала самим разобраться в том, что предстоит понять и выучить ребёнку. А ведь это не всегда удаётся. Так что для того, чтобы быстро понять, что же такое «фонетика», нужно нам, родителям, самим внимательно прочитать книгу Л. Ахременковой, чтобы потом суметь объяснить это детям. Я справилась с этой задачей очень быстро, без малейших затруднений. Да еще и с интересом, и с хорошим настроением! Умеет Л. Ахременкова в своих пособиях уходить от тоски и нудных упражнений к тем же, по сути, упражнениям, но так живо и легко представленным в заданиях, что выполняешь их с удовольствием! За что ей огромная благодарность! Ведь и нам, родителям, не очень хочется запоминать скучные правила, а потом применять их на практике. А уж как не хочется это делать ребенку! Я не теоретически рассуждаю на эту тему. И мои дети, и дети моих друзей и родственников учились по книгам Л. Ахременковой.

 

В предисловии она пишет: «Мне посчастливилось заканчивать советскую школу. Нас учили учителя, которые сами когда-то учились у педагогов, служивших ещё в царских гимназиях. Мы приходили в 1-й класс абсолютно безграмотными, а уже через два месяца прощались с букварём. Перед школой, в детском саду, мы рисовали, лепили, играли, катались на санках, и никто не вкладывал в наши слабые пальчики карандаши, чтобы вкривь и вкось писать с нами печатные буквы. Зато в школе, когда подросли, мы писали только прописью и твёрдо знали: за партой сидеть нужно прямо, ручку с металлическим пёрышком держать нужно так, чтобы её кончик «смотрел» в плечо, буквы у нас были “гласными” и “согласными”, в их чтении мы не ошибались, а слова “вол” и “вёл” читали и писали правильно без обращения к фонетике».

Времена меняются. И нашим детям сегодня приходится слова «вол» и «вёл» не только читать и писать правильно, но еще и знать, что такое транскрипция на примере этих самых слов.

А значит нужно изучать эту тему. И книга Л. Ахременковой будет незаменимым в этом помощником.

«Пособие, которое вы держите в руках, – пишет Л. Ахременкова, – сначала называлось просто: “Мой любимый русский”. Редактор, прочитав рукопись, предложила: “Людмила Анатольевна, вашу концепцию лучше поменять.” – “Почему?” – “В школе учат по-другому. Учителя и родители могут неоднозначно отнестись к новым терминам.” – “Так они не новые. Они старые! И даже не мои...” Поменять всё же пришлось... Название. В этом пособии мне хотелось, ни на чём не настаивая, никого ни в чём не убеждая, протянуть тонкую нить простого и ясного понимания правил русского языка от преподавателей царских гимназий и прекрасных учителей советской школы к нашим учителям современной России». Так сформулировала свою задачу Л. Ахременкова.

 

Методика, изложенная в её пособии, в значительной мере возвращает к традиционным представлениям о взаимосвязи букв и звуков в словах. Проверочные задания основаны на материалах Всероссийских Проверочных Работ (ВПР), но могут быть использованы и при подготовке старшеклассников к другим видам экзаменов. Пособие содержит два вида упражнений: для проверки точности понимания правил и для системной подготовки к контрольным и проверочным работам.

Что мне показалось очень важным? Это орфоэпические словари для 1-4 классов, куда включены слова, самые часто употребляемые в 1-4 классах.

Ну и в заключении Л. Ахременкова решила использовать последние странички своей книги-пособия, где обычно пустует место «Для заметок», для практического задания. И не по фонетике! Она показывает страничку с диктантом, написанным ученицей 5-го класса в 1953 году. И предлагает всем желающим посоревноваться со своими дедушками и бабушками в умении писать красиво!

 

А почему бы и нет! Вдруг получится…

   
   
Нравится
   
Омилия — Международный клуб православных литераторов