Тикси

14

1624 просмотра, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 160 (август 2022)

РУБРИКА: Публицистика

АВТОР: Замотина Марина Анатольевна

 

Тикси – посёлок городского типа сегодня стал доступен практически каждому, кому он интересен. Несколько раз в навигацию – с июня по август – по Лене от Якутска до Тикси и обратно ходит круизный теплоход «Михаил Светлов». Есть теплоход рейсовый «Механик Кулибин». Он ходит чаще, делает меньше остановок (и только по делу), менее комфортабельный. Но это бюджетное мероприятие – поездка на «Кулибине». Правда, и стоянки у него короткие. А вот «Михаил Светлов» – именно теплоход для отдыха. Не дёшево, но очень комфортно на нём находиться. Все удобства и потрясающий ресторан. Я много езжу, так что знаю, о чем говорю. Ресторан – уровень дорогого отеля 5+. Шведский стол, разнообразное меню, изысканная подача. Прекрасно обслуживают. А все потому, что стоянок теплоход делает не так много, как, к примеру, на Волге, самое привлекательное – фантастические берега Лены, но они – ближе к дельте. А в остальное время бездельники (это мы) болтаются по палубам и салонам, читают, смотрят кино, слушают лекции. Нас развлекали артисты прекрасным фольклором и вокалом, рукоделием. И ели без остановок!!! Даже на стоянках – то угощения (голубика, брусника...), то капитанская уха, то строганина в якутских балаганах. И, конечно, рыбалка. С берега. На удочки (я не спец в это вопросе), больше похожие на спининги. Щука ловится элементарно. И ещё какая-то рыба к нам легко цеплялась. Язь и окунь точно были.

 

Конечная точка маршрута – Тикси. Раньше теплоход обходил о. Быховский и швартовался в порту посёлка. Но некоторое время назад попал в шторм, а «Михаил Светлов» – речное судно, плоскодонное. Были большие проблемы. Проблемы есть и сейчас, даже при движении к порту Неелово. От Неелово до Тикси 5 км по суше. Но и для таких судов, как наш «Михаил Светлов» любой ветер – неприятная ситуация. Если мы долбанёмся дном или боком, запросто что-нибудь продырявим. А швартуется судно в Неелово к старой барже.

Хотя остановки по маршруту – это отдельный восторг! «Отдать швартовы» или «Припять швартовы» в нашем случае – это привязаться за грузовик, за трактор, за какие-то кусты или камни обыкновенные. По реке Лене нет причалов. На этой реке нет плотин и водохранилищ. Мост – и то один, далеко в верховье реки в районе Усть-Кута, а это Иркутская область. От Якутска до дельты мостов нет. Лена очень разная, широкая и тихая, гневливая и бурная. Намывает острова, а потом сама же их сносит. Берега есть высокие, а есть низкие. Красива она, река Лена! Строга и сварлива временами, а порой ласкова и тиха. Но обманчива и опасна, даже если кажется уютной и безобидной. Купаться в ней не рекомендуют, много водоворотов и очень сильное течение. Впадающие в Лену огромные руки Алдан, Вилюй и Витим тащат много всякой дряни и земли вперемежку с песком и гравием. Берега реки и её острова заслуживают отдельного рассказа.

 

Итак, мы, хотя и были предупреждены об ухудшении погоды – усилении ветра и возможности отхода теплохода от причала на рейд, благополучно пришвартовались.

Вышли на берег – песчаный и пустынный. Инфраструктуры никакой. Нуль удобств и условий.

Ждать пришлось недолго. Нас встретили.

Тикси – один из самых северных населённых пунктов России. Расцвет экономической и культурной жизни этого посёлка пришелся на начало 80 годов прошлого века. Потом последовал застой, а с началом 90-х – упадок и разруха. Начало нового столетия, если судить по фотографиям и отзывам тех, кто приезжал в Тикси в те годы, ознаменовалось разрухой полной. Сейчас, в 2022 году, не скажу, что поселок процветает, но есть явные признаки улучшения обстановки.

Сам Тикси делится (раньше тоже так было) на два посёлка: Тикси-1 и Тикси-3. Про Тикси-2 спрашивать бесполезно, никто про него ничего не знает. Наверное, его нет и не было никогда.

Градообразующим предприятием до недавнего времени был Тиксинский морской торговый порт, который располагается в Тикси-1 и всегда имел большое значение для Северного морского пути. Всё администрирование Тикси, как и центр активной культурной жизни, находились в Тикси-1.

Тикси-3 – это посёлок военных специалистов и авиаторов, он расположен в восьми километрах от Тикси-1. В 2012 году из Тикси-3 вывели подразделения Дальней авиации России, которые базировались там с 1956 года, сняли аэродромное оборудование со взлётно-посадочной полосы и увезли свое хозяйство в другое место.

 

Но аэродром в Тикси есть. Понятно, что не военный, раз мы его проезжали и разглядывали в окна машины. В наличии на тот момент имелся небольшой сарайчик (видимо, руководство и аэронавигация), два вертолёта оранжево-синей раскраски и самолёт, внешне похожий на грузовой. Когда мы вечером ехали в обратном направлении, то не обнаружили на территории аэродрома никаких изменений. Но какой-то самолет над нами днём пролетел. Говорят, сейчас нет прямых пассажирских рейсов до Якутска. Но какие-то местные пассажирские перевозки наверняка осуществляются. Если рейсов нет сегодня, это не значит, что их не будет завтра.

К сожалению, нам ничего толком не рассказали о посёлке. Его историю мы изучали сами по публикациям в интернете и книгам. Заранее, конечно.

По сведениям из СМИ Тикси попадает в программу социально- экономического развития Арктической зоны России. В рамках развития военной инфраструктуры Северного флота России в посёлке Тикси идёт активное строительство нового военного городка блочно-модульного типа, в котором размещаются подразделения нового армейского соединения. Подобные уникальные административно-жилищные комплексы замкнутого цикла позволяют обеспечивать автономное существование военным в течение восемнадцати месяцев, без негативного влияния на окружающую среду.

Мы видели какие-то зелёные строения в стороне от нашего маршрута. Сделали вывод, что это именно Тикси-3 со счастливыми пэвэошниками за новым забором. Чуть позже я прочитала, что в конце сентября 2019 года свершился исторический момент. В Тикси официально сформирована и расквартирована новая дивизия ПВО Северного флота, которая будет в дальнейшем обеспечивать безопасность воздушного пространства над Северным морским путём и охранять арктические рубежи России.

Нас, как туристов с комфортабельного теплохода, выпустили из машины у стелы «Тикси» для фото. Кстати, представитель принимающей стороны, встретив нас на причале в Неелово, с извинениями металась по ржавой барже. Нам не хватало транспорта, чтобы переместиться с причала в центр поселка. Встретил нас один старенький «Пазик», три серых «буханки» моего возраста. Их она назвала «Санитарами». Видимо, они приписаны к медучреждениям. Еще было три частных автомобиля – более или менее приличных праворульных «японца». Обещанный автобус от военных почему-то к нам не доехал, а еще две «буханки» тоже по каким-то причинам на причале не появились. Конфуз, однако! Хорошо, что в нашем круизе не было иностранцев. Обычно по этому маршруту «Михаил Светлов» в каждую навигацию ходит 4 раза. До пандемии так и было. Но теперь удалось собрать только два рейса. Да и то – предыдущий до Тикси по погодным условиям дойти не смог. Мы добрались. И уже только поэтому были счастливы. Но иностранцев с нами не было. Да и нас оказалось меньше. На теплоходе можно разместить около 120 туристов. Нас было 85, и около 15 – дети. Может, и больше, точно не скажу.

Не буду приводить статистику по поселку Тикси-1. Это можно посмотреть на их официальном сайте.

 

Начало нашего знакомство с Тикси состоялось за посёлком. Около трех ветряков, один из которых не работал, у нашей машины спустило колесо. Мы выбрались наружу и пошли пешком. Не больше полутора км.

О ветряках. Цитирую (информация из местных электронных СМИ): «В ноябре 2018 году в Тикси введена в эксплуатацию уникальная заполярная ветряная электростанция. Ветропарк состоит из трёх ветроустановок японского производства, мощностью по 300 кВт каждая и является первой очередью будущего Арктического ветродизельного комплекса. Каждый киловатт-час, произведённый ветроэлектрическими установками, экономит около 250 грамм дорогостоящего привозного дизельного топлива и предотвращает выброс в атмосферу около семи граммов углекислого газа. За год эксплуатации станция продемонстрировала высокую эффективность своей работы».

Я знаю мнение нескольких уважаемых мною специалистов, которые выступают против установки ветряков. По их мнению, «игра не стоит свеч». С ними можно согласиться, а можно и возразить. Лично меня в тот момент интересовал только один вопрос: «Почему один агрегат из трёх не работает?». Но мы не проблемы ветряков приехали обсуждать, а потому бодро отправились к месту сбора группы. В очень красивое место.

У горы Четырехзубки нас ждал обряд, угощение и чудесное представление, организованное силами местной самодеятельности. Прекрасная музыка, красивые девушки в национальных костюмах. А еще порадовали впечатления от тундры. С нами путешествует учёный, судебный эксперт по ботанике, от которой мы узнаем много интересного в этой области. Она приучила нас внимательно рассматривать растительность, делать фотографии, чуть ли не стоя на четвереньках. Вечером мы в нашей каюте рассматриваем фотографии на телефонах, фотоаппаратах и в ноутбуке. И – полный восторг! Иногда бывает, что удается заснять удивительных представителей местной флоры.

 

От горы, где нас радовали фольклором, виден порт Тикси. Но мне он показался на удивление пустынным. Очень жалею, что нам не дали возможности там прогуляться. Знаю, что в порту есть памятник первопроходцам. Да и вообще, интересно же!

Зато водитель выпустил нас из машины у стелы, сообщающей, что Тикси – морские ворота Якутии. Залив, в котором находится поселок, и в самом деле самое удобное место для порта в дельте Лены. Хотя определенные трудности в его работе и тут есть. Постоянно дуют ветра, сносящие плоскодонное речные суда, выходящие в море. Пусть на совсем небольшое расстояние, но это все равно проблема. А для морских судов – порт Тикси не располагает достаточной глубиной.

Поселок Тикси вырос вокруг торгового порта. Порт не международный. Каботажный. Некогда он был градообразующим предприятием. Природа распорядилась так, что большую часть времени Тикси – эти морские ворота Якутии находятся на замке, ведь арктическая навигация длится всего три месяца – с июля по сентябрь. Цитирую: «Объёмы грузов, которые принимает порт, сегодня упали до минимума и ограничиваются в основном нуждами посёлка. В лучшие времена за одну навигацию порт перерабатывал до 850 тысяч тонн грузов; для сравнения, в последние годы за навигацию порт переработал не более 10 тысяч тонн. Производственные мощности порта сейчас используются менее чем на 3-5%. От большого хозяйства предприятия остались несколько кранов, складские помещения и четыре единицы портового флота. Основной проблемой порта является высокий износ причальной стенки и перегрузочных портовых кранов».

Позже мы остановились на берегу моря Лаптевых, откуда порт был виден много лучше. Действительно, на причале тихо и пустынно. На рейде стояли две баржи. И чуть вдалеке маячил еще один силуэт какого-то корабля.

Опять процитирую: «Интересный факт! В акватории бухты Тикси имеется мощный слой ила, толщиной до пяти метров, а под ним полностью отсутствует вечная мерзлота. Несколько лет назад ОАО “Морской порт Тикси” выиграло два тендера, получило двумя траншами около двухсот тысяч долларов и провело полную очистку бухты. Все работы проводились силами порта. В настоящее время ведётся изыскание средств на проведение дноуглубительных работ. Сейчас глубина акватории бухты не превышает шести метров, что не позволяет судам с осадкой более пяти метров подходить к причалам Тикси. Соответственно, большие морские суда вынуждены оставаться на рейде, что увеличивает стоимость погрузо-разгрузочных работ вдвое. Причалы и подходные каналы в порте Тикси проектировались в начале 1980-х годов, под суда определённого типа, которых на сегодняшний день практически не осталось».

Про суммы, упомянутые в этом отрывке из открытых СМИ, я ничего сказать не могу, может, так и есть. А то, что порт мелкий, с глубиной 5-6 метров, эта информация точно достоверная. Хочется верить, что дно углубят, хотя ничего не мешает в таких погодных условиях, как тут, ему опять быстро заилиться. Пока что факт лично мною засвидетельствованный – то, что на рейде нет толкучки из барж и прочих плавучих объектов, а в порту вообще пустота.

 

А вот меня искренне удивило, так это местная растительность. Мы остановились у баржи, чем-то нагруженной и залитой бетоном. Это такой причал, который когда-то явно активно использовался. Сейчас он заброшен, хотя какие-то лодки или мелкие плавсредства тут могут и швартоваться. В щелях в бетоне кипит жизнь. Нет ни одного кусочка хилой почвы, которую сюда занесло ветром, откуда не торчали бы колокольчики, полярные маки, дельфиниумы. Они крошечные, низкорослые. Но цветут! Тощие, мелкие, к ним надо обязательно наклоняться, иначе не разглядишь!

Одна из остановок в посёлке была у Храма, который оказался закрытым. Внешне – симпатичное деревянное строение с белыми резными наличниками. Немного цветочков на клумбе. Скромно.

В Тикси на данный момент существуют два церковных учреждения. В 2006 году в Тикси-3 был поставлен Храм Спаса Нерукотворного. Инициатива пришла от командующего дальней авиации России, Игоря Ивановича Хворова, который в одну из командировок в Тикси не только предложил построить церковь, но и рекомендовал место, где её можно возвести. Но это закрытая территория.

А мы гуляли около Серафимо-Никольского храма, который был освящён в 2014 году митрополитом Иоанном, председателем синодального миссионерского отдела, и архиепископом Якутским Романом. В 2016 году в Тикси побывал с визитом Святейший Патриарх Кирилл.

«С тех пор у жителей многострадального посёлка есть возможность молиться о воскрешении Тикси к социально-нормальной жизни, о том, что их родной посёлок не будет забыт и заброшен». Это цитата. А по факту у храма никого из прихожан мы не обнаружили. Но это не значит, что приход тут невелик. Не у кого было об этом спросить.

Мы вышли на улицу. Двухэтажные деревянные дома стоят с заколоченными окнами и дверьми. Они однозначно необитаемы, но и не разобраны. Зрелище малоприятное. Правда, разрухи мы не увидели. Пустые дома везде выглядят зловеще. А на Севере особенно. Тут ведь арктическая пустыня. Ничего не растёт. В моем понимании любая «заброшка» – это в первую очередь заросли чего бы то ни было – травы, кустарников, деревьев. Пустой дом и не видно обычно. А в Тикси, как и других местах на Севере, дом стоит словно раздетый и больной. Пустые глазницы окон, заколоченные двери. А если ещё ветер носит мусор, сыплется кирпич и камень, навалены доски и обломки конструкций, то это вообще – жутковатое зрелище. Но нам кошмарики по пути не попались. Взгляд останавливался на нескольких домах, которые когда-то выселили. Строить новые предпочитают на новом месте – благо тут есть, где развернуться. А разбирать старые, наверное, дорого. Местные власти, полагаю, надеются, что они сами развалятся. Или наступит время, когда вышестоящие руководители заставят разобрать эти брошенки. Деваться будет некогда, придется разбирать и утилизировать. А пока и так сойдёт!

 

Есть недострой, видно, что на определенно стадии дом (а может, и не один) не стали достраивать. Есть красивый многоэтажный дом, тоже почему-то пустующий.

Но большая часть современных многоэтажек явно заселены. На улице много детишек. Есть, кстати, между домами современные, явно недавно оборудованные детские площадки. Больше всего меня удивила площадка с современными, новыми тренажерами около одного из домов. Если в Тикси почти все время плохая погода, кто занимается на этих агрегатах на улице в холод и при ветродуе? Не удобнее было бы поставить их в каком-либо закрытом пространстве – в спортзале, к примеру?

Вопрос без ответа.

Но мы должны были строго придерживаться времени, поэтому отправились в этно-культурный центр «Айхал». Снаружи он похож на ангар. Внутри неплохо. Высокие потолки, большая сцена. Красиво украшены стены. Есть небольшая выставка о быте народов Севера.

Концерт нам приготовили прекрасный. Чудесные детишки, хорошие костюмы. Неплохая анимация, видео. Но мы торопились, потому как нас немного задержал погранконтроль и погрузка на транспорт. Детишки немного приуныли, но наши артисты из группы сопровождения круиза – а нас развлекает профессиональная компания заслуженных специалистов своего дела, которые плыли с нами из Якутска, вовремя вышли на сцену. Исполнили песню о дружбе, вызвали всех местных артистов к себе. И всем стало веселее!

А мы побрели в музей с красивым названием «Горностай». По пути только на одном торце дома увидели нарисованный крейсер «Аврора» и слова «60 лет Октябрю». Порадовались за советскую краску. Ведь столько лет прошло, а надпись и картинка как новые. Вряд ли кто-то сейчас их подновляет.

Пока осматривали окрестности, на ближайшей горе увидели слова «Слава Октябрю», выложенные бочками. Впечатляет! Позже узнали, что железных бочек 42 штуки и их спускали на гору с вертолета. К какой годовщине, выяснить не удалось. Почему-то мы решили, что к 60-й. Но это наши домыслы. «Аврора» навеяла.

Да! По поселку бегают серьёзные на вид, но не приставучие, спокойные собаки. Лохматые. Одна подошла к нам совсем близко, и мы скормили ей несколько сухих пайков. Когда у помойки увидели ещё одну белобрысую красотку, сами отправились к ней, но она спряталась под домом. Благо, все строения тут стоят на сваях, прятаться можно сколько угодно. Я оставила ей свой обед и отошла. Псина вернулась и все подъела. На выходе из этно-культурного центра мы прихватили остатки пирога и осчастливили ещё парочку местных мохначей.

Музей с красивым названием «Горностай» сразу и не найдёшь. Он занимает насколько больших комнат на первом этаже в обычном многоэтажном доме. Музей биолого-геологический. Его основатель и хранитель, энтузиаст Александр Гуков.

Первое впечатление, что это винтажная распродажа, какая-то уникальная барахолка. Экспонатов много, они очень разные. От пишущих машинок до книг и разных предметов быта всех эпох. Огромное количество костей. Кучи. Есть малюсенький мамонтенок в стеклянной коробке. Малюсенький – это в масштабах этого древнего зверя. Размер зверюшки – как большая собака-водолаз. 

По этому музею нужно ходить долго. Здесь много интереснейших экспонатов. А лучше с экскурсоводом. Экскурсовод тут – сам хозяин. С ним можно говорить до бесконечности. Интереснейшая личность. Похоже, что он палеонтолог. Но и по истории первопроходцев у него знаний достаточно. Продавались тут книги, открытки буклеты. Цены, правда, подозрительно высоки. В книжных магазинах книги много дешевле. 

Можно было купить картину с местным пейзажем кисти жены хозяина экспозиции. Работы привлекательные, в отличие от цен. Почему-то местные жители считают, что в круизы отправляются только миллионеры и им (нам) запросто можно предложить фото-открытку сомнительного качества за 300-500 рублей.

Я читала, что цены на продукты в Тикси – одни из самых высоких в стране. Всё потому, что очень дорогая доставка. Скоропортящиеся продукты, медикаменты и корреспонденцию в Тикси доставляют авиацией. Это действительно дорого. Но мне почему-то цены не показались заоблачными. Наверное, потому что у нас в Москве цены такие же. Правда, не потому что их авиация доставляет, а совсем по другим причинам. Продукты длительного хранения самолётами в Тикси не возят из экономии. Их доставляют теплоходами во время непродолжительной летней навигации или же зимними трассами, по замёрзшему льду. Зимники по мнению местных – удобные и не дорогие. Наверное, это так. Точно не могу сказать. Одно точно знаю, расстояние до Тикси от любого населенного пункта в Якутии – о-о-очень велико!!!

Несмотря на все проблемы – огромные расстояния до других населённых пунктов (они были всегда), разруху и заброшенность (что случилось совсем недавно), Тикси сегодня живёт. Именно живёт. Живёт своими проблемами, делами и радостями. Есть различные учебные заведения, спорткомплексы, музеи и культурные центры. Есть работа. Помимо порта и военных – об этом речь не идёт. Цитирую: «Самые деятельные предприятия в Тикси на данный момент – это ЖКХ, Сахаэнерго, Гидромет, Гидробаза и Полярная геокосмофизическая обсерватория Института космофизических исследований и аэрономии. В 2015 году с ракетного полигона полярной обсерватории Тикси была запущена первая в новейшей истории России геофизическая ракета МН-300. Цель запуска – зондирование верхних слоёв атмосферы. Для справки: слои атмосферы на высоте от 25 до 300 километров ещё недостаточно изучены. Спутники летают на высотах от трёхсот километров. В слоях ионосферы (верхних слоях атмосферы), которые находятся непосредственно над Тикси, наиболее интенсивно, по сравнению с другими приполярными зонами, происходят северные сияния. Поэтому ракетный полигон Тикси – наиболее подходящее для подобных исследований место».

Фотография с запуска этой ракеты обошла все печатные и электронные СМИ. Очень впечатлила огромная «лампа накаливания», как будто вкрученная в мёрзлую землю на фоне тёмной ночи.

Что искренне удивило, так это отсутствие телефонной связи по посёлку. Ни один из операторов здесь толком не работает. СМС-ки проскакивали, но непонятно, когда и где. Конечно, у местных интернет и связь есть. Но это дорогое удовольствие, и просто так к нему (интернету) не подключишься. Да и на связь не выйдешь.

 

Последней точкой, куда нас привезли, был берег моря Лаптевых, откуда прекрасно был виден поселок Тикси-1 и порт.

Я много путешествую по Северу, как, впрочем, и по российской глубинке, и самым разным местам планеты. Точно могу сказать, что Тикси – поселок не вымирающий. Он пережил разруху и сейчас возвращается к жизни. Точнее, здесь зарождается новая жизнь Прежней уже не будет. Но будет новая. Это несомненно. И вселяет надежду на будущее.

Мы уезжали из поселка Тикси на причал Неелово, оставляя за спиной красивые невысокие горы, небольшое покрывало тумана над заливом, скромное желто-зелёное покрывало растительности и задумчивую белобрысую собаку, похожую на волка, непонятно откуда вышедшую к дороге. Пес немного постоял на обочине, проводил нашу машину взглядом и потрусил обратно – по своим, наверняка очень важным собачьи делам, куда-то на простор арктической пустыни. Кажется, что он ушёл в никуда. Но это не так. Он точно отправился к себе домой, к людям, рядом с которыми он живёт где-то там, вдалеке, в прямом смысле слова – на краю света.

   
   
Нравится
   
Омилия — Международный клуб православных литераторов