Приглашение к дискуссии

9

1633 просмотра, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 163 (ноябрь 2022)

РУБРИКА: Публицистика

АВТОР: Трещев Евгений Иванович

 
a12139dcb40f1454adba45ea7a21fec4.jpg

Некоторые люди воспринимают сегодняшний Союз писателей России через призму Союза писателей СССР. А это абсолютно не корректно.

Иногда мы слышим необъективные, негативные и зачастую некомпетентные высказывания по поводу современной литературы. Вот некоторые из них:

– «Хлынул новый поток графоманов».

– «Союзы сегодня не актуальны».

– «Современная литература имеет очень низкий художественный уровень».

– «Литературы у нас сегодня нет» и т.д.

Подобные высказывания являются следствием непонимания происходящих процессов.

В системе СП СССР имелись издательства, литературные фонды, дома творчества, издавались литературные журналы, газеты, альманахи, организовывались творческие командировки, семинары и т.д. Союз защищал экономические и правовые интересы своих членов. Сейчас ничего подобного нет.

Многие, наверное, не знают, что Союз писателей России после распада СССР превратился в общественную организацию. Своеобразный клуб по интересам. Здесь нет чиновников. Никто не получает зарплату от государства. Нет льгот. Всё основано на добровольной основе и энтузиазме участников. Встретились, пообщались, обсудили какие-то вопросы – и на душе как-то стало теплее и светлее. Само общение с единомышленниками многого стоит. В абсолютном большинстве это очень интересные и толковые люди.

Продвижению качественной литературы сегодня препятствует отсутствие единой государственной просветительской политики в этом вопросе.

При современном статусе Союза писателей России как общественной организации, не имеющей серьёзной финансовой и административной поддержки, постоянного доступа к средствам массовой информации, изменить что-то в сложившейся ситуации практически невозможно.

Фактически со всех сторон блокада и обещания прекрасного будущего.

Для многих литература – это то, что вокруг неё (премии, обвинения и оскорбления).

Мы как-то отвыкли от того, что литература – это результат работы писателей.

Есть у нас и талантливые стихи, и добротная проза, но это не востребовано.

Существует системный кризис читательской культуры. Сегодня страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. В результате этого снижается культурная компетентность граждан, от которой во многом зависит экономика, конкурентоспособность страны, политика и национальная безопасность.

Иной раз хочется поговорить о прозе, о стихах, о публицистике, но не получается, просто потому, что это мало кого серьёзно интересует. Ну, неинтересно это людям.

 

По поводу того для кого писатель пишет: для себя или для читателя? В этом вопросе каждый выбирает сам. Всё зависит от цели.

Пушкин говорил, что «произведение искусства должно судить по тем законам, который создатель его сам признаёт над собой».

Думаю, что творить надо свободно, не задумываясь о том, какой получится практический результат. Только поставив последнюю точку, можно начать поиски читателя.

Стивен Кинг писал: «Правда у каждого своя. Но если мы говорим о литературе, писатель обязан искать правду только в своём сердце. Это далеко не всегда будет правдой читателя или критика, но пока писатель излагает свою правду, не раболепствует и не заискивает перед модой, с ним всё в порядке».

Писать надо так, как душе хочется, а не подстраиваться под читателя. Не хочет, пусть не читает! Это моё личное мнение.

 

«Книги – это зеркала: если туда заглядывает дурак, нельзя ожидать, что оттуда выглянет гений» (Джоан Роулинг).

Ревность и зависть к чужому успеху – издержки творческих профессий. Голос зависти заглушить трудно, так как она порождается чувством собственной ущербности. «Нарциссизм (нарцизм) – свойство характера, заключённое в чрезмерной самовлюблённости и завышенной самооценке, абсолютно не соответствующие действительности… В психологии и психиатрии чрезмерный нарциссизм рассматривают как серьезную личную дисфункцию или расстройство личности». Эти люди эгоистичны, тщеславны, обладают высоким самомнением и самовлюблённостью… Даже просто склонность видеть людей в негативном свете напрямую связана с большой вероятностью депрессии и других личностных расстройств» (Дастин Вуд. Журнал о личной и социальной психологии).

 

Нельзя не коснуться вопроса информирования об издаваемых книгах. Она практически отсутствует.

Считаю, что для начала нужно обеспечить рекламу книги, без которой писателю легко потеряться – никто просто не узнает ни о книге, ни о её авторе.

Известны примеры, когда знаменитые писатели обивали пороги издательств годами! А потом получали заслуженную славу.

Информация о книге даёт шанс на читательский интерес, но, конечно, она его не гарантирует.

Бернард Шоу когда-то сказал: «Вам никогда не сочинить хорошей книги, не написав прежде несколько плохих».

 

До ухода на пенсию я работал руководителем предприятия. И из своего опыта знаю, что для создания успешной организации необходимо иметь проект (план) организации этого производства, заказ, знающих специалистов, материальную базу и обеспечение, нужно организовать производство, обеспечив контроль и рекламу, а также обеспечить реализацию продукции. По итогам работы коллектив должен получить вознаграждение за свой труд.

И чтобы организовать достойный литературный процесс в нашей стране необходимо обеспечить работу аналогичной цепочки. Чего, к сожалению, даже не просматривается в ближайшее время. Есть писатели, а организации литературного процесса нет: нет идеологии, заказа от государства, материального обеспечения и т.д. Допуск к средствам массовой информации закрыт. Результат такого подхода виден на книжных полках и экранах наших телевизоров: сплошные сериалы про бандитов, проституток и боевики.

Стендаль утверждал, что «ничтожество литературы есть симптом состояния цивилизации».

 

И чего же, господа, вы ждёте в такой ситуации от писателей?

Вот, создали ассоциацию из четырёх писательских организаций. А для чего? Всё же осталось без изменений. Зато пошумели на всю страну, а чиновники отчитались о проделанной работе.

Из писателей хотят сделать «рабов на плантации». Они работают, издают за свой счёт книги, а вы их критикуете (наказываете «кнутом»). Единственное желание в таком случае будет убежать с этой «плантации».

Мне кажется, что кому-то хочется запустить механизм дальнейшего разрушения нашей писательской организации. А мы за последние три десятилетия и так уже очень многое потеряли.

Одно более менее успокаивает, что ни «плантаторов», «ни надсмотрщиков» нормальных нет, а одна видимость: то – «Роспечать», то – «Минцифры».

Кстати, «Минцифры» утверждено Положение об экспертном Совете «по литературной деятельности». И ведомство ждёт предложений от членов Совета по созданию экономических моделей «для издания и продвижения произведений». На первом месте стоит задача получения прибыли, а не создания нормального литературного процесса. Совет создали, но при этом Ассоциация Союзов писателей оказалась где-то в стороне от этого процесса. А зачем они нужны «Минцифре», если литература теперь определена «способом массовой коммуникации». Механизм задан…

Издатели в погоне за прибылью под видом литературы забивают головы читателям всяким мусором.

Только комплексная и рациональная Национальная программа поддержки и развития литературной деятельности сможет существенным образом изменить положение дел в этой сфере человеческой деятельности. И это должно стать государственной политикой.

 

Художник: Леонид Афремов

   
   
Нравится
   
Омилия — Международный клуб православных литераторов