***
Первооснова и предтеча
Всех поражений и побед –
Мир внутренних противоречий,
Что нас терзают с юных лет.
И коль никто из нас не вечен,
Не проще ли махнуть рукой
На них, и вот уж обеспечен
Желанный нравственный покой.
Набраться сил, расправить плечи,
Вконец развеяв вредный миф,
Раз век наш мал и скоротечен,
Что мир весь противоречив.
К чему сентенции и речи
О том, что жизнь лишь вечный бой,
Раз узел всех противоречий
Распутается сам собой.
И многие, не все, конечно
(Как тот же автор этих строк,
Увы), живут себе беспечно,
Уйдя в свой маленький мирок.
***
У каждого в его нелёгкой жизни
(Единственной) есть право на успех.
Но есть ещё понятие «харизма»,
А вот она, как видно, не у всех.
И пусть у нас эпоха плюрализма,
Но кто-то без особенных помех
Всех подавляет мощною харизмой,
А кто-то вызывает жалкий смех.
И в этом доля малая трагизма,
А, может, и не малая для тех,
Кого не одарил Господь харизмой,
Но тоже претендует на успех.
Пытаясь без достаточной харизмы
Быть личностям с харизмою под стать,
И на волне сплошного популизма
Чего-то несусветное вещать.
***
«Слова, слова....», их в нашей жизни
Так много, что не сосчитать.
Но мы слова-идиотизмы
Особо любим повторять.
Их с пафосом и фанатизмом
Мы произносим с давних пор,
На них печать абсолютизма,
В них инквизиции костёр.
Они из нас летят, как брызги,
Под них мы сеем, варим сталь.
Идём к победе коммунизма
И строим власти вертикаль.
И даже став анахронизмом,
Лет через двадцать-двадцать пять,
Их разберут на афоризмы
И снова будут повторять.
***
Когда народ зовут толпой,
Я в ярости и сам не свой,
Пускай он даже и не мой,
Но беззащитный и живой.
Пускай он даже и не мой,
Забитый, жалкий и немой,
Не выливай ушат помой
И косточки ему не мой.
Да, он немой. Да, он слепой.
Понурый, слабый и больной.
Стоит с поникшей головой
И ждёт минуты роковой.
Что сделаешь? Народ большой.
И люди разные порой
Встречаются. Один – герой,
Другой в стране своей изгой.
Одни за век недолгий свой
Срослись с культурною средой.
Другим Тургенев и Толстой
Не более чем звук пустой.
А весь народ, как таковой,
Не раз обманутый судьбой,
Стоит с поникшей головой
И ждёт минуты роковой.
Люблино-Перово
Когда тоскливо и «хреново»,
Когда в душе моей темно,
Я еду в старое Перово,
Я направляюсь в Люблино.
Пропели петухи. Коровы
Плетутся стадом. Здесь давно
Стояли два села: Перово
И чуть южнее – Люблино.
Пока все живы и здоровы,
В вагонах дачников полно.
Кто направляется в Перово,
Кто электричкой в Люблино.
Взяв кумачовые знамёна,
Тайком сложившись по рублю,
Трудящиеся двух районов
Идут колоннами к Кремлю.
Осознавая на прощанье
По мере трезвости и сил,
Что в этом соцсоревнованье
Опять никто не победил.
Пускай мы жили бестолково,
Пускай нелепо и смешно
Повсюду, в том числе в Перово
И по соседству в Люблино.
Вдали от родины и крова
Мы вспоминаем всё равно
И наше старое Перово,
И наше с вами Люблино.
И пусть всё это и не ново,
Другого в жизни не дано
Тому, кто родом из Перово,
Из Тушино, из Люблино.
***
Опять дают «Вишнёвый сад»,
И Гаев, обращаясь к шкафу
С очередною из тирад,
Снимает перед шкафом шляпу.
Лопахин, как ребёнок, рад,
Что прикупил Вишнёвый сад,
Так, ради форса, а не смысла.
Уехав, все забыли Фирса.
И вот финал, последний акт,
Под топорами мужиков
Россия. Вырубают сад.
И забывают стариков.
«Война и мир»
Болконский грезил Бонапартом.
Пьер всё метался и искал.
А старики играли в карты.
И был Наташи первый бал.
Какие новости в округе?
Что слышно? Будет ли война?
О чём поведала подруге
В письме Болконская-княжна?
О светских новостях, о моде
И просто обо всём подряд
У Анны Павловны в салоне
Часами гости говорят.
Беда! Нашествие французов!
В Москве пожар! Но всё равно
Хитрющая лиса – Кутузов
Всех ткнёт их мордою в говно.
Наполеон в зените славы!
А ведь сумей он победить,
Возможно, крепостное право
Могли тогда уж отменить?
Сколь велика Россия наша,
Столь и велик её роман.
Кутузов. Пьер. Народ. Наташа.
Болконский, умерший от ран.
Тургеневские женщины
Иван Сергеевич Тургенев
Был по натуре – либерал.
В Россию до конца не верил,
Да и умом не понимал.
Но написал романы: «Рудин»,
«Дворянское гнездо» и «Новь».
«Отцы и дети», «Накануне»
И повесть «Первая любовь».
И всеми восхищаться впору.
Но всё же главное, друзья,
Тип русских девушек, которых
Забыть, мне кажется, нельзя.
Рисуя образ нигилистов
Впервые мастерской рукой,
И рядом их, прекрасных, чистых,
С открытой, щедрою душой.
Они, как ангелы, но чудо
Не повторится, господа.
Инсаровы в России будут,
Таких уж женщин – никогда.
***
Не правда ли, друзья мои, и мило,
И сладостно бывает наблюдать,
Как Чичиков и вместе с ним Манилов
Во всём друг другу рады уступать.
Нет разницы, без грима или в гриме,
Пусть всем нам и известно с давних пор,
Что первый несусветный проходимец,
Второй неисправимый прожектёр.
Угрюмый Собакевич тянет жилы,
Всё врёт Ноздрёв, но биться об заклад
Готов с любым, такие, как Манилов,
Для Чичиковых просто сущий клад.
Пока они умильно созерцают,
Пока витают где-то в облаках,
У разных аферистов, негодяев
И жуликов все карты на руках.
Ноздрёвы, их соседи, лезут в дамки,
Маниловы ж с улыбкой на устах
Воздушные выстраивают замки,
Живут в своих несбыточных мечтах.
По милому их сердцу трафарету,
И вновь готов здесь биться об заклад,
При всей любви в стране у нас к запретам,
Маниловщину вряд ли запретят.
Катерина Измайлова
Классика любая интересна.
Вот Лескова нашего возьми.
«Леди Макбет Мценского уезда»
Снова актуальна в наши дни.
Человек разумный, но как видно,
Вечно будет кто-то из людей
Жить лишь исключительно инстинктом,
Ради утоления страстей.
Как и остальные рядом люди,
Плакать, сокрушаться, трепетать,
Но, момент представится, вновь будет
Заповеди Божьи нарушать.
Классика любая актуальна.
Даже в наше время. Спору нет,
Стал уже классическим банальный,
Вроде бы на первый взгляд сюжет
Русского писателя Лескова,
(Повесть, очерк, как ни назови),
Грани вседозволенности снова
Каждый раз у каждого свои.
Классик не нуждается в «просмотрах»,
«Откликах», оценках подпевал.
Лишь в одном нуждается, чтоб кто-то
Классику хоть изредка читал.
***
Мы сроднились с героями книжных страниц,
И читатель с внушительным стажем
Вновь сличает реальных физических лиц
И знакомых из книг персонажей.
Всем нам сходство, как правило, вынь да положь,
Снова слышу читательский возглас:
«Ваш герой на кого-то конкретно похож?
Или так – собирательный образ?»
Был ли, нет у Макбета живой прототип?
Кто реальный Евгений Онегин?
Чей характер к Наташе Ростовой прилип?
Кто был Рощин и кто был Телегин?
Окунувшись в событий былых океан,
Сопоставив различные факты.
А бывает и так, что откроешь роман,
И за образом видится автор.
С самых разных, порой неприглядных сторон,
Ну а мы обсуждаем и спорим,
Разделившись, и кто-то безумно влюблён,
А другим неприятен Печорин.
Все мы чем-то герои по сути своей,
С небольшой, может быть, оговоркой,
Но бывают такие герои, как Швейк,
Насреддин, Уленшпигель и Тёркин.
У таких персонажей особая стать,
Правда это нисколько не значит,
Что их образ в толпе разглядеть и собрать
Уж такая простая задача.
Вновь начав весь свой цикл становленья с нуля,
Кто в обносках, а кто-то во фраках,
Возвратились на сцену герои Золя,
Мопассана, Доде и Бальзака.
И пока на подходе новейший Бальзак,
Без особых моральных препонов
Собирается мир покорять Растиньяк,
А во власти засилье Ругонов.
Вновь рабы пред сатрапами падают ниц,
Вновь враждуют Эллада и Троя,
И герои сегодняшних книжных страниц
В большей степени антигерои.
Все, какие возможно, к душе перебрав
Инструменты, боится писатель
Одного – нарушения авторских прав,
И всё меньше нам верит читатель.
Рула-те-рула
Я не запомнил ни время, ни дату,
Много воды с той поры утекло.
Помню лишь только, как пели когда-то:
«Рядом с добром уживается зло».
Но помотавшись по белому свету,
Думаю я, что ни в чём не совру,
Если скажу вам, друзья, по секрету:
«Рядом со злом не ужиться добру».
Даже ребёнок, и тот понимает,
Хоть и родился не очень давно,
То, что добро в основном побеждает
В сказках, мультфильмах и детском кино.
Что же касается жизни реальной,
Если не понял ещё, то поймёт,
Как ни прискорбно и как ни печально,
Всё получается наоборот.
Ну а в итоге? По-вашему значит –
Каждый второй негодяй и злодей
Можно подумать? А можно иначе:
Всё-таки мир не без добрых людей.
***
Не выношу в отечестве своём
Пророков, вещунов и им подобных.
Пусть опыт служит мне поводырём
И знания, хоть это и не модно.
Пророком мнит себя и диссидент,
(Не перечислить всех имён и отчеств),
И краснобай. А кто считал процент
У нас несостоявшихся пророчеств?
Пророки без учёных степеней
И с ними вновь в строку вставляют лыко
Своё и малограмотных людей
Смущают и сбивают с панталыку.
Никто не прочитает между строк,
Никто не разгадает Книгу Судеб.
И прав один единственный пророк,
Считающий, что будет то, что будет.
Кто не стучит, всё зная наперёд,
Как полоумный, в запертые двери.
И денег с нас бесстыдно не берёт
За то, во что и сам не очень верит.
***
Не повторяйте чепухи,
Что якобы верхи не могут.
Ведь если б ранее верхи
Себя вели бы по-другому.
Задумавшись. Сменив подход.
Сняв остроту. Решив проблему.
Да жалко упускать доход
И разработанную тему.
Но сколь банчишко ни мечи,
Такая карта будет бита.
Вновь бродят призраки в ночи
И дети лейтенанта Шмидта.
Закончится весь маскарад,
Помпезность, пышность и парадность.
И обернётся во сто крат
Патологическая жадность.
Но и сломав себе хребет,
Низвергнутые с пьедестала,
Верни их на десяток лет,
Всё повторили бы сначала.
***
Только с опытом подспудно
Понимаешь то, что в ней,
Жизни нашей многотрудной,
Уйма всяких мелочей.
Тех, которые на деле,
Каждый миг и каждый час
Семь нелёгких дней в неделю
Соблазнять готовы нас.
И художникам, поэтам,
Педагогам и врачам
Нелегко себя при этом
Не менять по мелочам.
Не касаться модной темы,
Как присуще большинству,
Вновь не сделав, как и все мы,
Ничего по существу.
Не вкушать под крики: «браво!»
(Самозванство тоже грех)
Незаслуженную славу,
Преждевременный успех.
Да и как при всём народе
Не растаять от похвал,
Если мудрость не приходит,
Да и опыт запоздал?
***
Профессор права безупречен,
И слушатель к тому привык,
Раз все, что есть, фигуры речи
Содержит красочный язык.
Твой будет явно победнее,
Сотрудник силовых структур,
Хотя и в нём всего скорее
Найдётся парочка фигур.
Язык живой, пусть лаконичный,
Но красочный, немыслим без
Давно уж фраз афористичных,
Эпитетов и антитез.
Они то душат мёртвой хваткой,
То гладят, то вгоняют в дрожь.
То гневно рубят правду-матку,
То приукрашивают ложь.
И что влюблённый воздыхатель,
Что острослов и балагур
Бессильны, как и ты, читатель,
Без этих речевых фигур.
А потому, не спи, зевака,
А слушай, что со всех сторон
Вещают нынешний Плевако
И современный Цицерон.
С газет, с экранов и при встрече
С друзьями каждый день и час
Различные фигуры речи
Вовсю сбивают с толку нас.
Пусть лишь красивы и не боле,
Пускай в них правды ни на грош,
Но ты будь тем уже доволен,
Коль это вовремя поймёшь.
***
Журналы перелистывая, все мы
Сегодня убеждаемся, что нет,
Пожалуй, в нашей общей жизни темы,
Куда не погружался бы поэт.
Художник, литератор и прозаик.
Его интересует в жизни всё.
Он чувствует, как опытный механик,
Как крутится большое колесо.
Которое по жизни многотрудной,
Хотя и привлекательной на вид,
То крутится достаточно бесшумно,
То тащится и каждый миг скрипит.
От первых до практически последних
И тяжких в нашей с вами жизни дён.
И эта кинематика движенья
Важнейший и незыблемый закон.
***
Хочу хороших новостей
О. Гражданская
Хочу вина, хочу гостей,
Хочу объехать свет.
Хочу хороших новостей,
А их всё нет и нет.
Но для гостей и для вина
Довольно поздний час.
А новость только лишь одна:
Все в мире против нас.
Обрыдлая до тошноты,
Других давно уж нет.
А для таких, мой друг, как ты,
Есть психотерапевт.
Хотя, махни на всё рукой,
Не ставь на жизни крест,
А принимай её такой,
Какой сегодня есть.
***
На творческом подъёме, можно даже
Сказать, на кураже, (без них нельзя).
Но всё равно вокруг тебя всё та же
Знакомая мышиная возня.
И пусть не первый год живём на свете
И в курсе из рассказов и из книг
Про некие запутанные сети
Ненужных склок и мелочных интриг,
В тот час, когда в них сами попадаем,
Забыв о деле, творчестве, под стать
Всем прочим, почему-то начинаем
И сами от души интриговать.
И выпустив два-три прицельных залпа
И параллельно кучу злобных стрел
По недругам, в конце пути и сам-то
Не ведаешь, в чём боле преуспел?
***
Мы так легки и беззаботны,
Привыкли жить из года в год,
Как нам удобно и вольготно,
И лишнего не брать в расчёт.
А это лишнее порою
Всё то, что не даёт нам спать,
Довольным быть самим собою,
Ценить себя и уважать.
Что нам мешает оставаться
В своей привычной скорлупе
И в чём неловко признаваться
Другим и самому себе.
***
Старик больной и тонущий
В пучине жизни, чей
Весь вид взывает к помощи
Прохожих-москвичей.
Помятый, неухоженный,
Больной седой старик.
Услышат ли прохожие
Души истошный крик?
Несчастного калеку
Заметят? Подадут?
Помогут человеку?
Поверят ли? Поймут?
И как такое зрелище,
Москва, твоим глазам,
Давно уже не верящим
И старческим слезам?
***
Кто живёт с детских лет в нищете,
Тем богатые часто не нравятся.
Я не против богатства вообще,
Я противник любого неравенства.
Нет, не надо менять уставных
Отношений и строить особые.
Просто то, что все люди равны,
Стать должно, наконец, аксиомою.
Все мы с вами пред Богом равны,
Все живущие без исключения.
Ну а званья, богатство, чины
Не имеют прямого значения.
Все равны перед Богом, друзья,
Безразлично чинам и сословию,
Так как созданы все: он, ты, я,
По Его образцу и подобию.
Назад в средневековье
День славный восхождения на трон!
Нет праздника прекраснее на свете.
Все рады до безумия, ведь он –
Наш царь земной, а мы – царёвы дети.
Забыт на время старый эшафот.
Доволен царь, жена его и братья.
И добрый, славный увалень-народ
Мечтает заключить их всех в объятья.
Но вот чуть пошатнулся царский трон.
Со всех сторон посыпались проклятья.
И царь, хоть сам в интригах искушён,
Не верит ни жене своей, ни братьям.
И тот же славный увалень-народ,
Что вроде бы души в царе не чает,
Насупился, и старый эшафот
Который год без дела не скучает.