В русле национальной традиции

1

504 просмотра, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 178 (февраль 2024)

РУБРИКА: Критика

АВТОР: Полякова Евгения Васильевна

 
МОСКОВСКИЙ ВЕСТНИК - обложка.jpg

Обзор журналов «Московский Вестник» №4, 2023 и «Великороссъ» №№ 3-4 (49-50), 2023.

 

Четвёртый номер журнала МГО СП России «Московский Вестник» – последний в 2023 году, таком непростом для нашей страны и для российской культуры. По традиции журнал открывается «Словом главного редактора» И.Ю. Голубничего, в котором он определяет главную стратегию издания в переломный для всего российского общества период: «сохранить цельность русского национального мировоззрения». Задача восстановления Русского мира достижима, в числе прочего, и «через осмысление средствами художественного слова русской, российской национальной самобытности с опорой на традицию русской классики».

 

Раздел «Стихи, проза, публицистика, очерк» открывает повесть Нины Шамариной «В темноте» – удивительное повествование о двух видах слепоты, физической и духовной. Родители главного героя повести Амирама, слепые люди, преодолевают свой недуг благодаря взаимной любви и заботе. «…Я маму твою вижу. От неё тоже свет исходит!» – признаётся сыну абсолютно незрячий отец. А что делать, если человек сам загоняет себя во тьму алкоголизма, как пасынок Амирама Виктор? Волевой, внутренне собранный Амирам считает, что алкоголизм не болезнь, а «распущенность душевная, темнота… самим человеком выбранная». Силы, чтобы организовать свою жизнь, не раскиснуть после смерти любимой жены у Амирама ещё есть, а вот сил, да и желания, вытащить из трясины спивающегося Виктора уже нет. Но что невозможно человеку, возможно Богу. Автор указывает этот путь решения очень актуальной для многих россиян проблемы.

 

Стихи Игнатия Белозерцева под общим названием «Родник моей земли» объединяет чувство Родины. Трудовая биография привела поэта от родных мест у Кипшеньги-реки к высоким широтам северных морей, и они явились для автора ещё одним источником вдохновения. Стихотворение «Судьбы причал» с помощью ритма передаёт ощущение морской качки. Стихи «На всплытии», «На причале разлуки» полны скрытой тревоги, ощущения смертельной опасности подводного плавания. Но душа поэта, возмужав в трудностях, рвётся ввысь, она принадлежит родной земле, любимой женщине и ветру.

 

Галина Бурденко – автор предельно реалистических рассказов, где жизнь лишена какого-либо розового тумана, притворства. Писатель намеренно выставляет и внешнюю, и внутреннюю жизнь своих героев в абсолютной, безжалостной простоте. Хотя «без иллюзий и мужику-то трудно, что уж про женщин говорить!» Рассказ «Двое» – это два внутренних монолога мужчины и женщины, очень смешной и удивительно точный образец того, как по-разному мы реагируем на одно и то же событие.

 

Творчество Евгения Хаванова представлено в сборнике поэмой «Живые пушкинские ямбы», посвящённой 225-летию А.С. Пушкина. Автор строго и серьёзно определяет место поэзии в нашей жизни: «Поэзия – не мир игрушки, / А цельный действенный портал». Поэт вспоминает все самые главные, самые значимые стихотворения, написанные двустопным ямбом, как вехи в истории нашей страны: строки Пушкина, Марсельезу, революционные и военные песни. Страна с таким культурным богатством, объединённая такими духовными скрепами, не может не победить.

 

Проза Ларисы Кеффель-Наумовой – украшение сборника. Чудный, акварельный, нежный рассказ «На излёте лета» имеет документальную основу и посвящен памяти Ф.Г. Раневской. Автор прекрасно передаёт все её чудачества, странности, но и создаёт ощущение столкновения с чудом. Невольно завидуешь главному герою, молодому человеку Саше, для которого встреча с актрисой стала во многом судьбоносной. Рассказ «Авдотья-целительница» – тоже о чуде, о встрече со святым человеком. Произведения Ларисы Кеффель-Наумовой вызывают светлое чувство благодарности за то, что жизнь иногда дарит такие подарки, встречи с «несвятыми святыми». Правда, чтобы оценить и принять такой подарок, человек должен быть к нему готов. «Блаженны чистые сердцем».

 

Стихи Сергея Газина под общим названием «Осенний хоровод» объединены благодарным восхищением красотой осенней природы. Осень – время осмысления прожитого, самая философская пора: «Мыслями и листьями / Переполнен сад». Лирический герой – городской житель, но его мироощущение тесно связано с ежедневным состоянием природы, начиная с последней летней грозы, предвестницы осени, до ноябрьского снега. Когда осень жизни и осень года совпадают, это даёт дополнительную глубину поэзии.

 

Для поэта Эллы Кузнецовой главным источником вдохновения является любовь: «Куда ни глянь, ни кинь свой взор – / Кругом любви живой источник…» Сменяющиеся картины осенней природы, по сути, дивный калейдоскоп, дарованный нам Богом.

 

Рассказ Елены Деевой «Двое в деревне» – беспощадно правдивая картина запустения в родной деревне, в бывшем колхозе-миллионере, порушенном бездумными реформами. У автора редкий дар «кинематографичности» мышления: в очень немногих словах она удивительно ярко передаёт и воспоминания счастливого деревенского детства, и ужасающую картину разрухи сегодняшнего дня. Писатель использует очень действенный метод диагностики духовного состояния общества: отношение к животным. Вывод крайне неутешителен: мы ещё «неандертальцы духа», по выражению о. Александра Меня. Небольшое по объёму произведение по эмоциональному накалу и силе покаяния стоит в одном ряду с «Прощай, Гульсары» Ч. Айтматова, «Браслетом-2» Л. Брандта, и даже заставляет вспомнить «Путешествие Гулливера в страну гуигнгнмов» Дж. Свифта. Горькое, но необходимое лекарство.

 

Три рассказа Николая Пирогова посвящены греху гордыни. Главные герои всех трёх произведений – сильные личности, из породы «всадников», таких побаиваются, но не любят. Писатель помещает своих героев в проверочные ситуации, где наиболее объёмно проявляются их характеры: больница, боксёрский ринг, снежный буран, застолье с иностранцами. Гордость, завышенная самооценка, излишняя уверенность в своих силах приводят к трагическим или комическим последствиям. Оказывается, не меньше, чем сила, в жизни нужны эмпатия, умение слушать и слышать собеседника, уважать его потребности. Неожиданные повороты судьбы заставляют главных героев пересмотреть свои жизненные ценности, переосмыслить себя в этом мире.

 

Прозаик Лариса Кравчук представила в сборник необычайно глубокое, одухотворённое искусствоведческое исследование «Музыкально-поэтическое пространство А.Н. Скрябина». Оно посвящено 105-й годовщине основания Мемориального музея А.Н. Скрябина в Москве. Объёмное, разноплановое наследие композитора рассматривается в контексте культурного пространства Серебряного века. Чувствуется, что «творчество А.Н. Скрябина занимает особенное место в душе автора».

 

Стихи Андрея Галамаги – как глоток чистой воды в середине трудного пути. Сила духа, природный оптимизм его поэзии основываются на глубоком осмыслении жизненного опыта: «И верь, что жизнь длинней, чем смерть, / И всё – в твоих руках». Суровое, но правильное воспитание, полученное от отца, породило образец русского национального характера («Портрет отца», «Спешить – и не достигнуть цели…»). Связь с корнями не прервалась, но сегодня внутренняя сила тех, «кто верует, что свет – не побеждён», укрепляется пониманием, что «в непридуманном мире / Проявляется воля Живого Творца».

 

Очерк Елены Шершень «Из гардемаринов – в художники» посвящён В.В. Верещагину, выдающемуся русскому художнику, просветителю, борцу за мир. В своих исследованиях автор не ограничивается фигурой Василия Васильевича, но приводит очень интересные факты о жизни его удивительной семьи, давшей России нескольких выдающихся деятелей. Необычайно актуальны выводы брата художника, Сергея Васильевича, служившего ординарцем при генерале Скобелеве во время русско-турецкой войны 1877 года. Он считал, что «на полях Болгарии русские завоёвывают не только независимость болгарам, но и нравственную силу общественного самосознания самим себе». Как всякое талантливое историческое исследование, проза Елены Шершень помогает лучше понять реалии сегодняшнего дня.

 

Поэт Евгения Гребенщикова обладает редким даром видеть поэзию в самых обыденных вещах: «сушёной горсточке грибов», немудрящих новогодних подарках, мелькании лиц в московском метро. «Всё, что есть кругом – / Счастье на заметку!» Поэтические образы узнаваемы и зримы, язык прост и доступен, но эта «простота» дорогого стоит: это ви́дение чистого сердцем человека. «А день прекрасен / Уж тем, что никому ты зла не сделал…» Такой взгляд на мир достигается неустанной работой над собой, покаянием и молитвой.

 

Рассказы о детстве поэта и прозаика Марины Ершовой называются очень поэтично: «Прольётся тёплый свет». Картины детских лет в городе Алма-Ате меняются, как в волшебном калейдоскопе. Вроде бы всё просто: обычные воспоминания детства, какие можно встретить в любом литературном сборнике. Но короткие рассказы автора, перемежающиеся поэтическими строками, проникнуты такой нежностью, таким вниманием к дорогим сердцу деталям, что пёстрые картинки превращаются в драгоценные фрески.

 

Ирина Постоенко – поэт-философ. Её стихи под общим названием «Тихий кров… Мой затерянный рай…» – исповедь мудрого, самодостаточного человека. После их прочтения остаётся чувство благодарности от общения с глубоким, интеллигентным собеседником.

 

В разделе «Критика, литературоведение» помещена статья Ивана Панина «Роль детской художественной литературы в формировании личности». В ней автор делится своим опытом работы членом жюри литературного конкурса «Рыбка золотая. Сказки и мечты». В статье рассматриваются актуальные проблемы литературного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста.

 

Писатель Наталия Будур выступила с фундаментальным исследованием классической английской литературной сказки «Оставь окно открытым». Автор рассматривает путь, проделанный английской сказкой от сборников Дж. Джекобса и Э. Ланга до произведений А. Милна и Б. Поттер.

 

В статье «Слово любви» Наталья Моторная представляет читателям сборник стихов для детей дошкольного возраста Любови Земной «Возлюби мир Божий».

 

В разделе «Детская литературы» есть и поэзия, и проза. Стихи Сергея Еремеева для детей дошкольного и младшего школьного возраста лёгкие, с доброй лукавинкой, основаны на уважении к личности ребёнка, к необычайно важному процессу познания мира.

 

Рассказы Марины Дружининой адресованы подросткам и затрагивают соответствующие темы: компьютерные игры, встречи с писателями, школьную учёбу, взаимодействие с мировой сетью. Неожиданные повороты сюжетов, энергичные, умные диалоги делают прозу Марины Дружининой интересной и для детей, и для их родителей.

 

 

ВЕЛИКОРОССЪ - обложка.jpg

Литературно-исторический журнал «Великороссъ» на этот раз объединяет под одной обложкой номера 3 и 4 (49-50) за 2023 год. В своём вступительном слове главный редактор И.Ю. Голубничий обозначил основную задачу современной отечественной литературы: создавать новое литературное пространство, основанное на классической традиции и на принципах духовного единства.

 

Открывает сборник статья А.Н. Строгановой «Предчувствуя землю обетованную…», посвящённая 205-летию И.С. Тургенева. В ней даётся подробный, очень глубокий анализ романа «Накануне». Автор исследует религиозно-философскую направленность романа, показывает его связь с евангельскими образами.

 

Николай Карташов представил вниманию читателей подробное исследование жизни и творчества Н.В. Станкевича, выдающегося общественного деятеля первой половины XIX века. Автор очарован личностью Станкевича, об этом говорит название статьи: «Светлая душа поколения». Сила таланта, работоспособность и чистота помыслов сделали Н.В. Станкевича, уроженца Воронежской губернии, выпускника Московского университета, своим среди самых блестящих представителей поколения 30-х годов позапрошлого века. Руководимый им кружок, объединявший молодые пытливые умы, искал пути дальнейшего развития России. Одним из важнейших способов преодоления имеющихся проблем Станкевич считал просвещение. В то же время, по его мнению, «в обществе должны быть незыблемыми такие устои, как религия и любовь к Отечеству». Сегодня, когда мы упорно ищем национальную идею, опыт Н.В. Станкевича представляет большую ценность.

 

Родному Воронежу, городу, где прошла вся жизнь, посвящены стихи Валентина Нервина «По-над городом и судьбой». Автор уподобляет свои воспоминания о прошедших событиях листкам календаря. Каждый листок – картинка, очень яркая, живая, но существующая только в памяти поэта. Время принесло свои необратимые изменения: «…на корню изменился Воронеж, / постарели друзья и враги». Поэт понимает и принимает, что «По разнарядке время не воротишь». Но благодарная память позволяет преодолеть горечь от происходящих перемен: «Два города сливаются в одно / пространство, разделённое годами».

 

Рассказы Юрия Поклада – современные притчи, в которых условность, сказочность причудливо перемешаны с современными реалиями. «Рудиментарная способность» – грустная история о том, как человек не справился с отпущенным ему Богом талантом. «Внутренняя сущность» – виртуозная игра омонимов, где, с одной стороны, метафизические понятия здравого смысла, жизненного опыта и этических норм, а с другой – вполне реальный «подселенец» в теле человека. «Тишина» и «Хеллоуин» повествуют о страшных следах, которые война оставляет в душах людей.

 

Стихи Инны Варварицы посвящены Родине, её величию, стойкости, особенностям национального характера. Поэт верит, что благодаря прочной основе, заложенной предками, Россия выстоит в любых испытаниях.

 

Воспитанию патриотизма, верности исторической памяти народа посвящён очерк Николая Перная «Всеобщее беспамятство». Автор анализирует военно-патриотическую работу с молодёжью в годы советской власти и с горечью отмечает, что в современных условиях многое упущено, забыто. Это привело к печальным последствиям: «…страна … скатилась в смрадное болото деидеологизации». Опираясь на свой многолетний педагогический опыт, Н.В. Пернай призывает обратить серьёзнейшее внимание на воспитание у молодого поколения готовности защитить своё отечество.

 

Стихи Петра Гулдедавы – взгляд на жизнь мудреца и философа. Поэт не делит мир на белое и чёрное, для него всякий человек «То вроде грешник, то почти святой». В то же время, каждый из нас – соработник Творца. Нам всем много дано Всевышним («Дары»), а уж каждый решает, как он распорядится этими дарами. Но следует помнить, что «Перед Родиной, миром и Богом / Мы всегда в неоплатном долгу!»

 

Рассказы Михаила Пака – нежные, лиричные, – напоминают о ценности искреннего человеческого общения. Теплота сердца помогает преодолеть недуг, выйти из тупика, возродить стремление к творчеству.

 

Стихи Игоря Белкина-Ханадеева заставляют вспомнить о высокой миссии поэта: «глаголом жечь сердца людей». Автор остро чувствует трагизм окружающей жизни: разруху в родном посёлке, отупляющий бешеный ритм мегаполиса. Поэт не отделяет себя от Родины: «Я хочу тебя видеть рождённой, воскресшей, восставшей из плена и праха», но понимает, что практически мало чем может послужить Отечеству: «И вновь к войне не годен. / Уже за пятьдесят. И голова болит». Душа стонет, тянется к очищению через покаяние: «Боже, к Тебе поднимаюсь с поклонами…» И эта огромная внутренняя работа обязательно принесёт свои плоды.

 

Беспокойство о судьбах Родины, её молодого поколения сквозит и в статье Максима Воробьёва «Человек и цифровая угроза». Автор рассматривает проблемы зависимости человека от компьютерных технологий, делая упор на разрушительное их воздействие на детей и подростков.

 

Подборка стихов Виктора Кашкина «Меня одарит осень рифмой…» – поэтический отклик на события сегодняшнего дня, перемежающиеся воспоминаниями о советском прошлом.

 

В рубрике «Страницы истории» напечатана статья Никиты Брагина «Единство русского народа и его подтверждение в исторических документах XVI и XVII веков». Писатель даёт развёрнутый комментарий к научной статье русского эмигрантского историка И.И. Лаппо «Идея единства русского народа в Юго-Западной Руси в эпоху присоединения Малороссии к Московскому государству», опубликованной в 1929 году в Праге. И.И. Лаппо поставил перед собой нелёгкую задачу: показать единство и преемственность Киевской Руси и Московского царства на материале исторических документов и научных исследований разных эпох. При этом авторов этих источников не упрекнёшь в ангажированности, скорее наоборот: это польские исследователи XVI века, прусский историк XVII века Христоф Харткнох, посол Священной Римской империи Сигизмунд фор Герберштейн, архимандрит Киево-Печерской Лавры Иннокентий Гизель. Если свести воедино высказанные ими заключения, можно прийти к однозначному выводу: Российское государство с первоначальным центром в Киеве едино; Москва – его законная преемница, общий православно-российский центр государства. Так же един и народ, населяющий земли Малой и Великой России. Низкий поклон Н. Брагину за введение в научный оборот статьи И.И. Лаппо и необычайно глубокий, доказательный и своевременный анализ этой животрепещущей проблемы.

 

Рассказы Галины Мамыко о том, какими разными путями люди приходят к Богу и как Дух Святой животворит в их сердцах («Осторожно, Люба!» и «Самое лёгкое время»). Следующие два рассказа как два полюса: детское чистое восприятие мира превращает в сказку всё вокруг («Сокровища Вадерпаля»), а грех, совершённый в юности, не отпускает и спустя долгие годы («Ошибка Марины Ивановны»).

 

Стихи Инессы Ильиной-Фёдоровой дают ощущение пограничного состояния, как будто поэт остановился перед принятием важного решения: «В тумане путь овеян неизвестностью». Прежде чем сделать решительный шаг, надо вспомнить «сонный остров детства», «звёздной юности тихий уют» и в них найти точку опоры.

 

Герои рассказов Александра Гаврилова тоже стоят на пороге перемен, перед возвращением к своему истинному «я». Но, в отличие от лирического героя стихов И. Ильиной-Фёдоровой, им удаётся этот шаг сделать. На помощь приходит чудо, точнее, вера в чудо, способность услышать «музыку небес» и следовать ей.

 

Поэт Евгений Хаванов утверждает: «Пушкин с нами», а «Россия – его территория». Автор предлагает сделать великого русского поэта мерилом всех вещей: «Всё, что по Пушкину – истинно, / Что не по Пушкину – бред». Поэт верит, что наследие Пушкина – «животворящий бальзам», «И уже ничто не приглушит / Звучащую русскую речь».

 

Ярко, озорно выглядит среди других публикаций рассказ Василия Полякова «Купание красного коня», посвящённый К.С. Петрову-Водкину. Биография художника представлена в форме тоста на юбилее. Благодаря причудливой композиции «шкатулки с секретом» автору удалось избежать дидактичности, скуки. Последовательное изложение фактов вдруг взрывается неожиданным, анекдотичным окончанием, придаёт объём личности выдающегося художника.

 

Завораживающе красочны стихи Марины Зайцевой (Гольберг) под общим названием «Осенняя нежность». Сколько красок у осени, столько и у автора поэтических полотен, передающих осеннее настроение. Поэт за каждой пейзажной зарисовкой видит свой подтекст, «опуская скуку бытия».

 

Искренняя, неподдельная любовь и забота о родной земле ощущается в рассказе Владимира Вещунова «Чистый лист на солнечном луче». Главная мысль произведения – «Народный лад – процветание страны!» – перекликается с прозой В. Белова, Ф. Абрамова и других истинных патриотов России.

 

Та же боль о судьбах Родины чувствуется в прозе Анатолия Казакова, по сути, в документальных зарисовках.

 

Стихи Тамары Потёмкиной – размышления светлого, мудрого человека о жизни. Осень для поэта – время подведения итогов, возможность многое переосмыслить: «…За ошибки прошлые повинюсь…», «…Осень даст надежду, не позволит плакать…» («На пороге осени»), «…И всё сначала повторится, / Хотя немного по-другому» («Прощание с летом»).

 

Мысли о повторе, закольцованности судьбы присутствуют и в рассказе Юлии Александровой «Родительское гнездо».

 

Мотивы фатума, рока, столкновения с чужой судьбой звучат в рассказе Глеба Океанова «Госпожа из Сан-Себастьян», написанного в жанре нового реализма.

 

Завершает журнал проза Марины Замотиной «Моя Намибия. Путевые заметки, осень 2023». Автор подкупает лёгкой, чуть ироничной интонацией, искренним, почти детским восхищением красотой и многоцветьем мира.

 

Оба сборника радуют разнообразием авторских жанров и стилей, широте охватываемых проблем. Но в целом они представляют собой стройную, устойчивую конструкцию, потому что базируются на прочном фундаменте гуманистических традиций русской классической литературы.

   
   
Нравится
   
Омилия — Международный клуб православных литераторов