Выступая в 2013 году на одном патриотическом собрании в Москве, харьковчанин Станислав Минаков говорил о том, что киевский майдан в Харькове невозможен, майданутых там столько, что все они поместятся в одну карету скорой помощи.
А уже через год в нашей беседе, опубликованной в газете «Слово», Минаков с тревогой сообщал о том, что русское культурное пространство в Харькове сжимается, как шагреневая кожа, огромные финансовые и информационные силы брошены на то, чтобы раскачать майдан и в Харькове, по аналогии с тем, что произошло в Киеве. С мая 2014 г. С.А. Минакова, известного поэта, публициста, переводчика, лауреата многих престижных литературных и журналистских премий, за отчётливую прорусскую позицию вызывали на допросы в «компетентные органы», в июле исключили из Национального союза писателей Украины, в ноябре он чудом избежал ареста. Вынужден был уехать в Белгород, в котором прошли его школьные годы, где жили родители.
После закона о русском языке, принятого Верховной Радой Украины в 2012 году и лингвоцидных поправок к нему конца февраля рокового 2014-го, взорвавших сначала Харьков, а сразу за ним Донбасс, после ракетных ударов ВСУ по Луганской администрации в июне 2014-го мы стали свидетелями величайшей трагедии в самом сердце славянского мира. А с февраля 2022 года Россия вступилась за русский Донбасс, и сегодня на территории бывшей УССР с нами воюют пятьдесят стран мира, – тех, которые наши прадеды освободили от нацизма, подарив мир и благополучие на полвека. Несколько сотен тысяч (эксперты называют такие числа) молодых жизней русских людей мы уже потеряли с обеих сторон конфликта. А если учесть ещё убыль населения на Украине с 1991 года, и далее – по нарастающей, а с начала 2022 года – массовый исход подальше от войны, то счёт пойдёт на миллионы. Это цена украинской самостийности…
И вот сегодня писатель рассказывает о том, что никому в страшном сне не могло присниться: «С рокового 30 декабря 2023 года по Белгороду били интенсивно, последнюю неделю – один-два раза в день, но практически каждый раз это, увы, приводит к трагическим последствиям и немалым разрушениям. Приграничные районы Белгородчины враг обстреливает сотни раз в день, особенно разносят в щебень Шебекинский и Грайворонский районы – что называется, прямой наводкой. Понять, как Донбасс выдерживает такую жуть в течение десяти лет – невозможно. У меня родственники и друзья и в Донецке, и в Мариуполе, и в Харькове…».
Станислав Минаков публиковался в «толстых» литературных журналах, альманахах и сборниках ещё с начала 1980-х, а за минувшие полтора десятилетия выпустил четыре поэтических книги, книгу прозы, пять сборников очерков о русской культуре (литературе, изобразительном искусстве, музыке, кинематографе), несколько энциклопедий и альбомов, том паломнических записок и очерков о православных святынях. И в последние годы, преодолевая тяготы нарастающего нездоровья, продолжает писательское служение.
В книге «Русский Харьков», вышедшей в 2024 году, С. Минаковым собраны статьи, посвящённые святым и святыням, выдающимся политикам и деятелям культуры, значительным событиям имперской и советской истории города Харькова, основанного в 1654 году по указу царя Алексея Михайловича, бывшего в 1918 году столицей Донецко-Криворожской республики, а в 1919 – 1934 годы – первой столицей УССР.
Перед читателем этого сборника публицистических статей предстают образы некоторых выдающихся представителей русской науки и культуры, чья биография или деятельность связаны с Харьковом. Биолог Илья Мечников, один из руководителей Белого движения на юге России граф Ф.А. Келлер, «фотограф Ее Императорского Величества» Альфред Федецкий, художник Зинаида Серебрякова, поэты-фронтовики Борис Слуцкий, Григорий Поженян, Михаил Кульчицкий, Борис Чичибабин, актёры Леонид Быков, Людмила Гурченко, Нина Русланова, космонавт 1-го отряда Валентин Бондаренко, погибший при испытаниях ещё до гагаринского полета, астроном Николай Барабашов, физики-ядерщики, именно в Харькове, начиная с 1930-х положившие начало Советскому Атомному Проекту. Среди дорогих сердцу автора книги харьковчан (автор принципиально называет их харьковцами) и его предки – двоюродный дед Василий Лисунов, разведчик 55-й танковой бригады, погибший в Берлине 18-летним за несколько дней до Победы, полный кавалер ордена Славы, а также отец писателя Александр Минаков, подростком переживший двухлетнюю немецкую оккупацию Харькова.
Стержневым в мировосприятии автора является его религиозное самосознание. Он даже не берётся рассматривать исторические процессы царской, советской, постсоветской истории вне христианства, вне Русской православной церкви, которая от начала нашей государственности духовно скрепляла русский мир, а все деструктивные процессы на Украине связаны с церковным расколом и засильем сектантства. Заголовки статей говорят сами за себя: «Как Богородица “Державная” прошла через Харьков», «Как Богородица “Песчанская” из Харькова в Белгород ходила», «Протоиерей Николай Стеллецкий, харьковский новомученик», «Пастырь всех русских, по лицу вселенной рассеянных» – о святителе Иоане (Шанхайском), Сан-Францисском чудотворце, чья судьба связана с Киевской духовной академией и Харьковским университетом.
Приведены в книге и строки из одного давно полюбившегося читателю стихотворения Минакова. Это «Новая походная песня Слободских полков», написанная в 2005 году, в начале оранжевых революций – «помрачений», как уточняет автор:
Ветерок развевает знамёна,
За рекой полыхнула заря,
И на запад уходит колонна
От Покровского монастыря.
По Полтавскому шляху – на Киев –
Командиры пехоту ведут
Это наши полки Слободские
За победой на запад идут.
Наши жизни, солдат, не напрасны,
Потому что написан у нас
На хоругви родимой на красной
Образ Истинный – Харьковский Спас!
Статьи, написанные С. Минаковым с середины 2000-х и выходившие на страницах московских, харьковских, киевских, крымских СМИ, составили эту книгу и во многом определяют её посыл и название. В ряду этих материалов также «Я русский бы выучил», «Жаркий март Новороссии», «Харьков хоронит своих ополченцев», «Харьковский «Беркут»: “За нами Москва!”», два интервью, данных автором интернет-газете «Столетие» и «Литературной газете», информагентству «Россия сегодня» — «Гражданская война на Украине продолжается уже четверть века» и «Я – человек Русской Имперской парадигмы».
К примеру, в статье «Голгофа Евгения Кушнарёва» – о погибшем в борьбе ярчайшем политике и государственном деятеле Украины новых времён – приведён текст его выступления 28 ноября 2004 года на Всеукраинском съезде депутатов всех уровней в Северодонецке. «Не надо испытывать наше терпение… Я хочу напомнить горячим головам под оранжевыми знамёнами: от Харькова до Киева – 480 километров, а до границы с Россией – 40! Мы хотим жить в государстве, где каждый человек защищён. Защищены его права, его культура, его язык, его история, его традиция и его обычаи. Мы понимаем, что Восток имеет серьёзнейшее отличие от Галичины, мы не навязываем Галичине наш образ жизни, но мы никогда не позволим Галичине учить нас, как нужно жить!..». Это выступление Кушнарёва, не раз прерываемое аплодисментами, как сообщает Минаков, завершалось так: «Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой, С “нашистской”* силой тёмною, С оранжевой чумой!.. С нами Бог и Правда!». Жить Евгению Петровичу до трагической гибели оставалось чуть больше двух лет.
Минаков, приводя в книге «Русский Харьков» свои дневниковые хроники событий 2000-х – 2010-х годов, напоминает, что Харьков первым, до Донецка встал против киевского государственного переворота.
О том, как харьковчане боролись против украинизации и бандеризации, говорят и размещённые в книге фотографии, почти все они сделаны автором: крестный ход с чудотворной иконой Пресвятой Богородицы «Песчанской» и с образом Царя Страстотерпца Николая; праздничное шествие со стометровой Георгиевской лентой, которую по городу народ несёт 9 мая 2014 года; митинг на площади Свободы перед облгосадминистрацией 1 марта 2014 года – горожане держат плакаты с надписями: «За Русь Святую православную!», «Русская весна», «Россия, помоги!», «Россия. Пишем по-русски!», «Руки прочь от Харькова!».
Сегодня к трагедии в центре славянского мира – на Донбассе и Слобожанщине – приковано внимание всего мира. С хищным оскалом наблюдают за происходящим те, кто имеет корыстный геополитический интерес на этой исконно русской территории, «третья сила», как называл их Алексей Борисович Мозговой. Судьба русского мира сегодня решается на харьковско-белгородской границе, героическими усилиями российская армия удерживает её – временную границу между добром и злом, между правдой и ложью. Книга Станислава Минакова «Русский Харьков» помогает осмыслить эти страшные события, понять их причину и думать, искать выход – как остановить эту войну.
Своими поэтическими и публицистическими произведениями Минаков даёт камертон, по которому (единственно верному) можно выстраивать порушенные человеческие отношения великороссов и малороссов. В нашей беседе десятилетней давности писатель сказал: «Я очень давно, пожалуй, с середины восьмидесятых годов, ощутил себя некой связующей слобожанской частичкой. И мои предки не менее лет полутораста качались меж Харьковом и Белгородом, селились и тут, и там, сохраняли и упрочивали узы. Эта связь выше и крепче нас, хотя бы потому что дольше нас. Государственные границы же – лукавы, умозрительны, сиюминутны, преходящи. Позиция моя такова: малороссы, великороссы и белорусы суть три ветви одного народа, связанного единой тысячелетней православной верой, общей многовековой государственностью. То есть: не три братских народа, а три брата от одного народа. Убеждён, что процветание и пресловутый суверенитет могут достигаться этими ветвями русского народа наиболее эффективно лишь в единстве – духовном, культурном, военном, экономическом, политическом. Формат этой совместной организации бытия и быта может обсуждаться, приводиться ко взаимоприемлемым современным реалиям. В ответ на нынешние двухдесятилетние безумства «незалежных» всегда повторяю: высшей формы суверенитета та часть государства Российского, которая нынче получила название «Украина», достигла в бытность УССР, то есть в советский период Российской Империи. Уверен: будущее – за нашим новым объединением».
* Блок «оранжевых» партий «Наша Украина» был создан под кандидата в президенты В. Ющенко в противовес Л. Кучме, «нашисты» добились нелегитимного третьего тура «президентских выборов», в результате чего первым лицом Украины стал Ющенко.