Некто А.Н. Андреев из Беларуси предложил такое сокращение: РКП – русский культурный проект, а России предложил его взять как глобальный, ибо «Идеи, которые пытается культивировать Россия (русский мир, русская цивилизация и т. п.), предназначены для внутреннего пользования, для себя, другим народам и цивилизациям они неинтересны или малоинтересны в качестве глобальной, сплачивающей всех идеи». Будто «России… больше всех надо» (Там же).
Вообще, Россия, восстав за реальную независимость каждого государства (смотрите, что Армения вытворяет, а Россия – ничего в ответ), одним тем стала лидером всемирного большинства, и ей бы не помешала идея, которая понравилась бы всем.
Одна такая есть у меня, да не сочтите меня заносчивым. Я её и Путину предлагал в рамках одного коллективного мероприятия. Не знаю, читал ли он…
Она состоит во внедрении в науку об искусстве и критику теории художественности по Выготскому (Ниже она применена для «Крика» Мунка). Никто в моём кругозоре её практически не применяет. А она поднимает практику оценки произведений на новую высоту. К тому же она отечественная по происхождению. (Не помешает.) Практически, - опять в моём кругозоре, - все художники кисти, да и не только, на неё стихийно ориентируются. Называют это, если по-старинному, богодухновением.
Заодно мне б хотелось, чтоб началась кампания по усилению логичности в характеристике «измов» (стилей), бытующих с конца 19 века начиная. Сейчас там разгул формализма. Например, как реакция на натурализм (при одновременном общем крахе христианства) возникла тяга к выражению метафизики. – Всё! Все стили, пользующиеся для этого символами, называют символизмом (или экспрессионизмом). И вера в сверхбудущую победу Добра над Злом, и вера в смирение, ибо Зло сильнее Добра, и, наоборот, радость, что Зло сильнее, и – иначе наоборот – взлёт над Добром и Злом.
И я читаю в той же, процитированной, книге у А.Н. Вощинчук:
«Искусство экспрессионизма, возникшее как реакция на события Первой мировой войны, пыталось показать внутренний мир человека, его переживания, как правило, в момент предельного духовного напряжения (Э. Мунк «Крик», О. Дикс «Война» и др.). Кубизм показал процесс дробления, расщепления материи, после которого ничего не останется (Дж. Северини «Санитарный поезд, мчащийся через город»…)».
Ну хорошо, пусть экспрессионизм можно понимать расширительно, как чрезвычайно воздействующий на восприемника. Но «Крик» написан в 1893 году, а «Война» – в 1932-м. Хорошо, пусть Мунк Первую мировую войну предчувствовал, а Дикс не мог её забыть, чуя Вторую. Но слово «реакция» предполагает что-то упрощённое: война – плохо – нет войне. Разве не глубже написавший про экспрессионистов за экспрессионистов: «Люди, ищите Бога, исхода, без этого нельзя жить!» (Луначарский А. В. Об изобразительном искусстве. М., 1967. Т. 1. С. 296). Этот идейный нюанс роднит же экспрессионизм с христианством и с французским символизмом, для которых итогово Добро сильнее Зла. Эти «измы» не до последнейшего конца разочаровались в Добре.
Где, в чём видно в «Крике» это «не до последнейшего конца разочаровался Мунк в Добре»?
Мунк. Крик. 1893 г.
А более-менее непосредственно (образно) не видно! Это выражено катарсически (неосознаваемо для автора и восприемника), как катарсис от столкновения двух осознаваемых противочувствий. Экспрессионист ненатуральным изображением обычной жизни кричит от отсутствия Добра. Так одно противочувствие – от пары «ненатуральность – обычного», а другое противочувствие – от пары «обычное – кричит».
Первое: обычное тут спокойствие двух людей поодаль, двух кораблей в фиорде, отсутствие бурь вообще в фиорде, ну и такая случайность, как внезапный приступ сумасшествия у человека на переднем плане, а ненатуральность этого обычного – это как можно сохранять спокойствие при том, что, кроме обычного, всё остальное необычно (весь мир сошёл с ума). Толстошкурое, тупое большинство…
Второе противочувствие: что-то случилось в обычном мире (например, извержение вулкана Кракатау в 1883 году, от чего во всем мире были необычные зори и дрожь земли в инфразвуковом диапазоне.) Как не закричать?
А столкновение этих противоувсвий: как докричаться до большинства, что так жить нельзя!?! – А раз нельзя, значит, на что-то всё же осталась надежда.
Соответственно и натурокорёжение не ахти какое страшное, какое мы все знаем бывает вообще-то.
У О. Дикса всё гораздо проще и тем страннее, что какая-то последняя капля оптимизма выражена, а игнорируется как таковая.
Дикс. Война. 1932 г.
Тут солдаты ещё живые, но обречённые газовой атакой, мёртвые, раненные и приготовленные к захоронению. Всё – плохо. Но. Крест-то не дополнен сверху.
И тоже натурокорёжение ещё маленькое. Если в случае Мунка это ещё объясняется тем, что у него пионерская работа в экспрессионизме, то Дикс через 39 лет как-то отстаёт с этим.
Труднее с Северини.
Во-первых, зачем было называть его кубистом при работе послекубистского периода?
«Начиная с 1910 года главной темой произведений Северини была ночная жизнь большого города, в которых можно заметить признаки футуристического направления, выражающиеся в динамике и резкости). В 1910 году вместе с художниками и скульпторами Умберто Боччони, Карло Карра, Луиджи Руссоло и Баллой подписался под «Техническим Манифестом футуристической живописи» (Википедия).
Северини. Санитарный поезд, мчащийся через город. 1915 г.
Быстрое движение по-футуристски выражается тут множеством колёс под вагонами, как если б ты делал мгновенные фотоснимки с очень большой частотой, а потом совместил бы их в одном фотомонтаже. Ну и выражается клоками горизонтально (от скорости поезда) вьющегося дыма.
Северини, как молящемуся на Прогресс, было, чем гордиться, в связи с санитарными поездами. Их стали использовать ещё во второй войне за независимость Италии, чуть не в середине 19 века. Чуть не впервые в мире. Хоть тут Италия не отстала, как во всём остальном в 19 и начале 20 века.
И по отношению к футуризму принято неверное мнение, что натурокорёжение у футуристов – от буквалистского выражения скорости, которая ассоциируется с Прогрессом.
Нет!
Просто прогресс всегда связан с чем-то плохим, причём настолько плохим, что, чтоб осознаваемо хвалить какой-то вид прогресса, надо (неосознаваемо!) словно до боли закусить губу (творить натурокорёжение). Это не формалистское модничание, а искренность и честность. По крайней мере, в самом начале движения, когда формалистов ругали в пух и прах за это самое натурокоржение. Даже война была объектом похвалы, так как старое никогда не уходит без боя. Италия запоздала с захватом колоний, и ей нужна была Первая мировая война. Но! На войне жертвы. Это ужасно. Зато… Прогресс – санитарные поезда, но эти ранения… Зато…
Радость Прогресса Северини выразил совсем просто – чистыми цветами: красным, синим, белым, зелёным…
А ассоциативно Вощинчук приписывает футуризму такой же негативизм по отношению к войне, как и экспрессионизму: «процесс дробления, расщепления материи», мол, это разрушения от войны (на картине Северини обрушенная ферма железнодорожного моста и вообще ералаш).
Так вот. Если РКП (см. начало) возьмёт на себя приборку авгиевых конюшен нелогичности и неточности в искусствоведении, то это понравится всем.
15 апреля 2024 г.