Надежда Баранова. «Дили-дили-дилижанс». – М: АНО «Руниверс», 2024, 64 с: илл.
Прежде чем рассказать о новой книге Надежды Барановой, остановлюсь на вопросе – насколько полезно с маленькими детьми заучивать стихотворения? Есть мнение, что начинать учить стихи с ребёнком можно уже с 4-5 лет – это самый благоприятный возраст для запоминания информации. По мнению специалистов, чем больше ребёнок выучит стихотворений, тем у него будет лучше память и внимание. Про словарный запас и говорить нечего, понятно, что он значительно пополнится. Все вышесказанное облегчит коммуникацию маленького человека в социуме и поможет учиться в школе. Также разучивание и чтение стихотворений развивают воображение ребёнка.
Сошлюсь на мнение специалистов: «...в стихах скрыта несомненная польза в развитии мозговой активности ребёнка. Заучивание текстов стимулирует развитие межполушарных связей – клетки мозга получают усиленное кровоснабжение, что активирует их деятельность и даёт гармоничное развитие мозга».
Когда ребенок выучит стихотворение, важно, чтобы он его ещё и не раз прочитал. Это развивает фонематический слух. Ведь стихотворения для детей многозвучны, поэзия помогает понять связи звуков, почувствовать ритм произведения, чувства и эмоции, которые оно передаёт. Ну и это в свою развивает язык и артикуляцию.
Все правильно, но почему я говорю сейчас о пользе заучивания стихотворений, когда надо бы рассказать о книге?
А вот почему.
Для лучшего запоминания ребёнком стихотворений есть один важный момент – они должны ему нравиться! Поэтому, чтобы не отбить у ребёнка желание учить и запоминать стихи, нужно выбрать произведения.
А каким должны быть стихотворения, чтобы ребёнок учил их не механически, а понимал, что именно он учит? Если в тексте встречаются незнакомые или сложные слова или выражения, то нужно объяснить и проговорить их, чтобы впоследствии не было коверкания слов, запинок или механического неправильного запоминания.
Наверное, не стоит говорить об очевидном – есть признанные образцы «детской классики».
Но этого мало. С ребёнком надо читать и учить стихотворения современных авторов. И вот книга Надежды Барановой «Дили-дили-дилижанс» очень для этого подходит.
На рубашке у Ванюшки
Ни ромашки, ни зверушки –
Там у Вани круглый год
Пятна водят хоровод.
Легко же запоминается! Но не только. В этом стихотворении «Хитрые пятна» автор легко объясняет юному поколению, откуда берутся пятна на одежде. И что делать, чтобы их не было. То есть речь уже идёт о другом.
Тоже о важном. Ведь читая, заучивая стихотворение, ребёнок должен еще о многом узнать. Не буду приводить это стихотворение полностью. Надо прочитать – и всё станет ясно. Важно, что вроде бы Надежда Баранова ничему не учит ребёнка, но ему понятно, что грязная одежда – это плохо. Никаких назидательных слов и серьёзных советов, но все же эти пять четверостиший учат чистоте – хорошему и нужному в жизни. Написано стихотворение с хорошей рифмой и тонкими нотками юмора.
Надежда Баранова – мастер по путешествиям в мир детских фантазий и впечатлений, а для взрослых – это возможность снова окунуться в детство. Её яркие, легкие, забавные, добрые и запоминающиеся стихотворения рассказывают обо всём: о лете, об осени, о веселом бегемоте, о коте и какаду. О жизни насекомых, о старом дилижансе и удивительном путешествии. И ещё много о чём. В творчестве поэта чувствует детская непосредственность, ощущение мира глазами ребёнка.
На примере сборника Надежды Барановой стоит сказать, как мы видим сегодня поэзию для детей. Это безупречная техника стихосложения, соблюдение детской лексики и образности, возрастной ценз, что важно. Познавательность и развивающий элемент, конечно же! И самое главное условие – художественная ценность произведений. Их должны отличать естественность, чувство слова, эмоциональность, юмор, доброта – всё то, что составляет основу мастерства детского поэта.
Итак, возрастная адресованность книги Надежды Барановой 3+. Если не 0+, то совершенно очевидно, что стихи должны вырастать вместе с детьми. Если от 0 до года ребёнку нужны в основном «мурчалки» и «журчалки», от года до двух стихи должны быть вполне осмысленными, хоть и ограниченными по лексике.
А вот в книге 3+ к мелодичности и позитивной эмоциональности, добавляется познавательный элемент. Конечно же, в пределах того маленького мира, который окружает ребёнка в этом возрасте. Писать стихи для этого возраста очень сложно в том плане, что взрослому человеку сложно полностью освободиться от своих взрослых представлений, от взрослой лексики. Но времена сейчас особенные. Почему же? А потому что в наш компьютерный век ни для кого не секрет, что дети развиваются быстрее, на них сваливается гораздо больше информации чем, скажем, 10-15 лет назад, и они получают много больше впечатлений. Отовсюду, со всех экранов. Это фильмы, мультфильмы, компьютерные игры, Интернет. Дети быстрее многих взрослых стали ориентироваться в современных технологиях. В этом есть и хорошее, и плохое. Бесспорно, это развивает интеллект, но возникает зависимость от технологий.
Важно другое, сегодняшние 3-4-летние дети как правило уже свободно читают, что лет 10-15 назад было большой редкостью. А это значит, и кругозор у них шире, и лексика богаче.
Детским писателям стоит это учитывать. Как учитывает Надежда Баранова, понимая, что слово «осьминог» своим маленьким читателям объяснять не нужно.
Что за чудо осьминог!
Восемь рук, а может ног!
Современные детишки совсем не удивятся, почему у осьминога восемь ног, а может, и рук. Они вам могут рассказать, что у осьминога где.
Голова глядит вперёд,
Щупальца – наоборот.
Да, ещё и нынешние дети запросто расскажут, где они осьминога видели, когда ездили с родителями отдыхать. Ну, а значит им будет небезынтересно прочитать вот такие строки:
Если легенда, что рыбак
Отловил его – и шмяк:
На газетку осьминога
Положил – без цели, так…
Вскоре смотрит: осьминог
С головы до самых ног
Стал поход на шрифт печатный –
Вот как измениться смог!
Детскому писателю важно чувствовать ту зыбкую грань, которая отделяет сегодняшних четырёхлеток от сегодняшних же трёхлеток. А это возможно? Ведь это касается в первую очередь лексики – если слова ребёнку понятны, то он сообразит, о чём речь, пусть даже не так основательно, как более старший по возрасту.
Понял, хорошо. А как насчет информативности? Не нужно забывать, что с каждым новым стихотворением ребёнок должен обрести новое знание, в том числе обогатить свой маленький словарный запас на парочку-другую слов, которые были бы ему доступны в силу возрастных особенностей.
Есть мнение у современных психологов, что память и внимание детей этого возраста (3+) спонтанны, то есть они обращают внимание и запоминают только эмоционально насыщенные ситуации. Дети воспринимают окружающий мир просто – через цвета и геометрические формы. По мнению специалистов, в три года заканчивается основной этап зарождения речи, в словаре малыша накапливается до 1000-1500 слов, из которых основная масса – глаголы и существительные. В дальнейшем словарь пополняется другими частями речи – прилагательными, наречиями, числительными, местоимениями и др. Предметно-действенное мышление переходит в наглядно-образное.
Сложно сказать, как детский поэт может сориентироваться, для какого возраста он пишет. Вот пример из новой книги Надежды Барановой
Слаб глазами бегемот!
Кто-то скажет: «Не везёт –
Плохо, если зрение
Слабое с рождения!»
Только он шагает смело,
Кто вокруг – ему нет дела,
Всем доволен бегемот,
И ему всегда везёт!
А тому, кто на пути,
Может и не повезти,
Даже если зрение
Лучше всех с рождения!
Пример очень простого на первый взгляд стихотворения как раз заставляет нас задуматься: а ребёнку какого возраста оно будет понятно? Каковы возможности ребёнка в 3-4-летнем возрасте воспринимать новую информацию? В частности – стихи. Ведь именно стихи вырабатывают эстетическое восприятие окружающего мира и открывают для ребёнка поэтический мир и формируют особое отношение к литературе с самого раннего детства.
Но со всем этим бесспорно справляется Надежда Баранова в своей новой книге. Её стихотворения обладают неподдельной харизмой, добротой и лёгким юмором. Ведь она – человек талантливый, наделённый тонким и взыскательным вкусом.
Дети обычно прекрасно воспринимают и принимают юмор. А ещё маленьким читателям дорога искренность поэта. И своими стихотворениями Надежда Баранова оправдывает их ожидания, ведь в её поэзии есть то, что составляет истинно человеческое начало в каждом из нас: лиризм, доверчивость, вера в людей, в добро и светлое будущее. Главная ценность стихов Надежды Барановой, конечно, состоит в том, что они пробуждают и закрепляют в ребёнке лучшие, истинно человеческие качества: дарят способность радоваться утру, солнцу, яркой осени и зеленой ёлке, поющему медведю, бабочке-лимоннице, доброй улыбке и хорошему делу.
Надежда Баранова родилась детским поэтом. Именно о таком человеке, как она, когда-то писал Белинский: «…душа у него возвышенная, щедрая, сердце чуткое, доброе, ум ищущий, отзывчивый. Человек, рождающийся детским поэтом, не покидает детства. Оно обогащается всё новыми и новыми впечатлениями, знаниями, чувствами, мыслями. Но остается детством – сохраняет свежесть восприятия, непосредственность реакции на всё окружающее, чистейшую саморазоблачительную искренность».
Да, лучшие современные детские поэты именно такие. Надежда Баранова, бережно сохраняя традиции отечественной детской литературы, поэтизирует духовную наполненность жизни современного ребёнка. Ведь очень важно в нашей поглощенной прагматизмом жизни помочь детям порадоваться вместе с поэтом и его героями простым и понятным радостям жизни.
К тому же что-то можно выучить наизусть! Разве это не замечательно?
А яркие, весёлые иллюстрации Сусанны Домбаян делают книгу Надежды Барановой ещё более привлекательной для маленьких читателей.