В будущее – с Пушкиным!

12

118 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 183 (июль 2024)

РУБРИКА: Юбилей

АВТОР: Голубничий Иван Юрьевич

 

Главное литературное событие июня – 225-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, великого русского поэта, прозаика, основоположника современного литературного языка, автора значительных исторических исследований, чье творческое наследие и по сей день является одним из главных носителей нашего национального самосознания и высшим критерием в системе координат отечественной изящной словесности. И хотя юбилей, как принято выражаться, некруглый, но Пушкин – фигура столь огромного значения для России, что даже и каждый год его день рождения отмечается у нас как всенародная праздничная дата. И сегодня, в дни его 225-летия, мы имеем достойный повод, чтобы ещё раз обратиться к его бессмертным произведениям и осознать его значение – не только в литературе (хотя в первую очередь, конечно, в литературе), но и в нашей русской, российской жизни в целом; сверить наше современное бытие с Пушкиным, с завещанной им и его эпохой духовной традицией; понять, в чём сейчас состоят наши задачи, в чём нам следует двигаться вперёд, а в чём, наоборот, притормозить и вернуться назад.

 

Рубеж веков и начало XXI века были ознаменованы у нас системной «переоценкой ценностей», явившейся следствием разрушения СССР и временным преобладанием в России либеральных (в терминологии тех лет – «демократических») квазизападнических бытийных и эстетических установок. Под видом борьбы с «тоталитарным прошлым» планомерно расшатывались духовно-нравственные основы нашего общества, внедрялось нигилистическое отношение ко всей отечественной культуре советского периода. Не вдаваясь сейчас слишком глубоко в эту тему, необходимо напомнить, что в духовно-эстетической сфере советская культура твёрдо и последовательно придерживалась классической ориентации. И даже те элементы формального поиска, которые были присущи тому или иному направлению культуры, рассматривались как творческое развитие классической традиции в её широте. Возможно, не всегда это выглядело достаточно убедительно, но общая тенденция была неуклонна.

 

Культ классики, культ Пушкина был органичной составляющей советского культурного кода. Через посредство глубокого изучения и широкой пропаганды наследия русской классики действенно и достаточно результативно формировался образ современного советского человека – нравственно здорового, искреннего в чувствах и побуждениях, ориентированного на созидание, лишённого социальных и национальных предрассудков, воспринимающего мир в его сложностях и противоречиях и т.д. Русская классика, одним из главных символов и олицетворений которой всегда был А.С. Пушкин, на протяжении всего XX века была, в духовном и культурном плане, связующей путеводной нитью, придерживаясь которой, наш народ осуществлял преемственность развития нашего национального самосознания. Стихи Пушкина, являя собой совершенство языка и неисчерпаемое богатство содержания, объединяли многонациональный советский народ в единое целое, были своего рода духовным пространством, общим для всех. Поэтому именно пушкинская традиция на упомянутом историческом этапе подверглась нигилистическому уничижению и злонамеренному искажению.

 

Сегодня, когда Россия уверенно и целенаправленно возвращается к своим основам, сформировавшимся в результате исторического развития, творческое наследие Пушкина обретает особую актуальность. Будучи неизменно эталонным, оно уже одним только своим существованием являет несокрушимость русского духа и необратимость грядущего восхождения России к новым высотам государственности и самосознания в его многонациональной полноте. Завет Пушкина «Россия! Встань и возвышайся!» звучит в наши дни и как призыв к действию, и как экзистенциальный выбор. Ибо иного не дано.

 

 

 

Художник: В.А. Тропинин (1776 – 1857).

   
   
Нравится
   
Омилия — Международный клуб православных литераторов