В соответствии с законами бытия, главнейшим условием любого развития является здоровая конкуренция. В материальной сфере этот принцип выглядит более наглядно и, можно сказать, более грубо: потребитель всегда будет выбирать товар максимально высокого качества и при этом по доступной цене. В сфере культуры этот принцип действует в значительно более сложной, до неузнаваемости, форме. Явления культуры удовлетворяют многие запросы – эстетические, духовные, морально-нравственные и т.д. (как бы ни пытались сегодня ставить это под сомнение современные идеологи «общества потребления», но вся история человеческой цивилизации свидетельствует о том, что культура всегда была для людей проявлением стремления к нравственному совершенству и источником духовных сил). Оценка явлений культуры на широком общественном уровне зависит от состояния общества, от тех запросов, которые преобладают на данном этапе общественного развития. Иначе говоря, при оценке явлений культуры действует особая система координат – неизмеримо более сложная, имеющая оттенки и полутона, социально структурированная и дифференцированная. Но в основе развития культуры лежит всё та же здоровая конкуренция, которую условно можно выразить в формуле «борьба хорошего с лучшим».
Условия для того чтобы эта конкурентная борьба проходила в цивилизованных рамках, всегда, так или иначе, создавались государством. В советское время на государственном уровне существовала достаточно широкая, но в своих пределах жёсткая система координат, направленная на утверждение светлых, положительных качеств человеческой природы, на развитие духовного и созидательного начала в личности. Высокий профессионализм, здоровая психика, собственно культурность как таковая были непременными условиями для того чтобы человек был допущен к деятельности в культурной сфере. Такое явление, как художественная самодеятельность, являлось значительным фактором здоровой конкуренции, создавало для неё дополнительное социальное пространство. Поэтому советская культура не только создавала отдельные шедевры, но и способствовала улучшению общего качества культуры многонационального советского народа. Поэтому произведения советской культуры и по сей день являются недосягаемыми образцами для культуры современной.
В условиях капитализма, когда принцип извлечения прибыли является основным, системообразующим, роль культуры неизбежно девальвируется до выполнения развлекательных функций, нередко в самых непритязательных формах. Категории таланта, вдохновения, мастерства становятся условными, поскольку они практически не укладываются в схему производства развлекательной продукции и постановки её «на поток». И если ещё недавно для того чтобы быть певцом, художником, литератором, требовалось обладать какими-то способностями и базовыми навыками в соответствующей сфере, то сегодня возможности цифрового развития и среднее состояние общества позволяют создавать необходимый «продукт» порой буквально на пустом месте.
И вот здесь самая главная проблема текущей эпохи. Дегуманизация, о наступлении которой писали философы ещё в первой половине XX века, отягощённая всемогуществом цифровых технологий, на сегодняшний день достигла критической степени. Она ещё не победила окончательно – ещё живут поколения, сформировавшиеся под влиянием традиционной мировой культуры, ещё множество людей на всей планете сохраняют духовные связи с гуманистической традицией. Но разрыв обозначился очень явственно. К сожалению, приходится констатировать, что количество тех, кто способен это увидеть и оценить, с каждым годом уменьшается. Остаётся верить в то, что здоровое начало всё-таки победит. Выдержит конкуренцию.