Людмила Ахременкова. «В помощь репетитору, или Любимый русский». – М.: «У Никитских ворот», 2024. – 224 с.
Русский язык, один из сложных и богатых языков мира, изучается в российских школах с первого класса. Но очень немногие могут похвастаться безупречным его знанием. Действительно, русский язык изучать достаточно сложно – непростые правила, множество исключений. Кажется, что всё это выучить нереально. Но это не так. Перед вами первая книга из серии «В помощь репетитору, или Любимый русский». В своей предыдущей серии «К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором», предназначенной для сопровождения учебного процесса в течение года, Людмила Ахременкова развернула материалы начальной школы по «горизонтали». По каждой книге, а это начальная школа и далее по классам, дети учатся в течение всего года. Новая серия развёрнута «по вертикали» и предназначена для подготовки учащихся к контрольным и проверочным работам по отдельным темам.
«В этом пособии мне хотелось, никого ни в чём не убеждая, ни на чём не настаивая, протянуть тонкую нить простого и ясного понимания правил русского языка от преподавателей царских гимназий и прекрасных учителей советской школы к нашим детям современной России», – пишет Людмила Ахременкова в предисловии.
Любому человеку необходимо знание родного языка, чтобы в полной мере выражать свои чувства и мысли. Изучая русский язык, мы с каждым днем пополняем свой словарный запас, наша речь становится более выразительной. Знание родного языка позволяет человеку говорить убедительно и логично, точно и конкретно формулировать свои мысли. Нет смысла упоминать о том, что неграмотный человек вряд ли сможет найти хорошую работу. Ни одна организация не возьмёт малограмотного человека на достойную должность. Неграмотная речь, с ошибками написанные слова, неверно расставленные знаки препинания могут исказить смысл текста до противоположного значения. Да и общение с человеком, плохо знающим родную речь, сомнительное удовольствие. Ведь язык является основой коммуникации. Выразительная и грамотная речь привлекает внимание окружающих. Человек, хорошо знающий родной язык, многого сможет достичь в своей жизни. Безусловно, на собеседовании работодатель обязательно обратит внимание на то, как вы говорите, насколько развита ваша речь.
И очень важно помнить, что наша страна многонациональна, именно русский язык служит средством межнационального общения людей.
Изучая русский язык, мы с каждым днём пополняем свой словарный запас, наша речь становится более выразительной.
В помощь тем, кто хочет хорошо знать русский язык, кто решил русский язык выучить, и предназначена новая книга Людмилы Ахременковой.
Правила русской грамматики, изучаемые в начальной школе, изложены в новой книге просто, логично и лаконично. Их сопровождают упражнения, уровень трудности которых соответствует Всероссийским проверочным работам.
В разделе «Фонетика» автор возвращается к хорошо известной концепции академика Я.К. Грота, который ещё в 1882 году в своём «Руководстве по русскому правописанию», составленному по поручению Императорской Академии Наук, подразделял гласные буквы на твёрдые и мягкие. Именно эта концепция лежала в основе обучения детей письму и чтению сначала в Российской Империи, а потом и долгие годы в начальных классах советский школы в период её расцвета.
Людмила Ахременкова пишет: «Мне посчастливилось заканчивать советскую школу. Нас учили учителя, которые сами когда-то учились у педагогов, служивших ещё в царских гимназиях. Мы приходили в 1-й класс абсолютно безграмотными, а через три месяца уже прощались с букварём. Перед школой, в детском саду, мы рисовали, играли, лепили, катались на санках, и никто не вкладывал в наши слабые пальчики карандаши, чтобы вкривь и вкось писать с нами печатные буквы. Зато в школе, когда подросли, мы писали только прописью и твёрдо знали: за партой сидеть нужно прямо, ручку с металлическим пёрышком держать нужно так, чтобы её кончик “смотрел в плечо” (иначе клякс не избежать), гласные буквы у нас были “твёрдыми” и “мягкими”, в их чтении мы не ошибались, а слова “вол” и “вёл” читали и писали правильно без обращения к фонетике. Только в 8-м классе нам сообщили, что слово “яма” состоит из 3-х букв и 4-х звуков. “Да-а?..” – удивились мы. Всё! Фонетика у нас на этом закончилась...
Наше счастливое детство не омрачалось омонимами и транскрипцией слова [j’аблака] – яблоко. Цель учёбы была другая – научить нас грамотно излагать мысли: сначала чужие (в изложениях), а потом уже и свои (в сочинениях с 5-го класса).
Какими же мастерами были наши учителя! Как легко умели они сделать простыми и понятными самые сложные правила!».
Многие учёные и педагоги считали изучение родного языка основным предметом. Так и есть. Как без знания языка можно изучать историю или литературу?
К.Д. Ушинский исследовал психофизиологическую природу обучения, много писал о воспитательных целях педагогики, поставил перед учителем задачу научить учеников учиться: «...следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нём желание и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые познания». Основные его труды – учебники «Детский мир» и «Родное слово» – обращены к начальной школе.
К.Д. Ушинский писал о том, что на начальном этапе обучения русский язык является главным предметом; его преподавание преследует три цели: «во-первых, развить в детях ту врождённую душевную способность, которую называют даром слова; во-вторых, ввести детей в сознательное обладание сокровищами родного языка и, в-третьих, усвоить детям логику этого языка, то есть грамматические его законы в их логической системе». К.Д. Ушинский выступал за систематическое изучение грамматики как базы для развития логического мышления детей и как основу для развития речи учащихся. Он же предложил систему изложений и сочинений, значение которых в развитии речи оценивал очень высоко.
История методики обучения русскому языку богата и разнообразна, это история постоянного поиска, свершений и открытий. Все книги Людмилы Ахременковой, и новая в том числе, отличаются тем, что автор даёт в них орфографический и орфоэпический словари, размещённые в конце пособия. Эти словари составлены по выборке из числа 2500 слов русского языка с наибольшим коэффициентом частотности.
В рубрике «Обратите внимание!» рассмотрены сложные и не всегда однозначные вопросы теории русского языка, причём трактовка некоторых из них менялась со временем иногда кардинально. Из материалов рубрики становится понятно, например, почему морфемы -ти и -тъ в глаголах неопределённой формы сейчас обозначают «крышечками» суффиксов, в то время как ещё совсем недавно их обозначали «квадратиками» окончаний.
Методические подходы, изложенные в новой книге, направлены на достижение неразрывной связи зрительного образа слова с артикуляционной памятью и моторикой руки. Свою высокую эффективность методика доказала в течение ряда лет, когда с успехом применялась на Курсах интенсивного повышения грамотности «ОТЛИЧНИК».
Наталья Антонова