Загадка от Баронессы
Краснодар – моя малая Родина. Всякий раз прилетая или приезжая сюда, у меня в груди, как и у многих, возникает щемящее чувство приближения к домашнему очагу, тёплому, уютному, знакомому с детства – родному.
В этом городе нет величественных монументальных памятников республиканского значения, красивые купеческие дома большей частью обветшали и закрыты от глаз обывателей новоделами последних лет.
Однако в моём городе, как наверное и везде, в последнее время происходит переосмысление нашего прошлого, каким бы печальным оно не было. Совсем недавно в станице Елизаветинской, которая сейчас уже вошла в состав большого города, на месте гибели генерала Корнилова поставили монумент. Чуть поодаль от него стоит доска с именами погибших соратников. Одна фамилия на этой доске привлекла моё внимание, прежде всего, созвучностью с известной торговой маркой.
Она происходила из давно обрусевшей французской семьи, в далёкие времена бежавшей от Наполеона в нашу страну.
Дочь командира дивизии, в 1913-ом году окончила Смольный Институт, в 1914-м году поехала на фронт к своему отцу и пробыла там, в команде разведчиков, восемь месяцев. Во время одной из поездок упала с лошади, сломала ногу и была отправлена отцом в Москву, где находилась в то время её семья.
В этом же году героиня нашего повествования закончила знаменитый Смольный институт благородных девиц. А в 1917 году пошла на службу в женский батальон, затем училась на офицерских курсах в Московском Александровском училище. После окончания курсов получила звание прапорщика.
Их было двадцать пять барышень, которые захотели стать офицерами и сражаться на фронтах Первой мировой войны. Но судьбе было угодно, чтобы, окончив училище, юные революционерки попали не на фронт, а в самую гущу кровопролитных боёв на улицах Москвы во время Октябрьской революции. Вместе с другими юнкерами девушки-пулеметчицы отстреливались от большевиков со стен Кремля, а когда большевики захватили власть в городе, они ушли в белую армию Корнилова.
Вот, что пишет о нашей героине председатель Государственной думы Николай Львов: «Молоденькая, красивая девушка с круглым лицом, с круглыми голубыми глазами в своём военном мундире прапорщика казалась нарядным и стройным мальчиком. Дочь русского генерала, воспитанная в военной среде, она не подделывалась под офицера, а усвоила себе все военные приёмы естественно, как если бы она была мужчиной…»
Участвовала в отчаянном «Ледяном» походе, откуда мало кто вернулся живым. Генерал Богаевский вспоминает: «Спустя полчаса ко мне подлетает карьером одетая в черкеску баронесса, служившая ординарцем в нашей коннице, отчаянно храбрая молодая женщина и докладывает, что генерал Корнилов посылает мне свой последний резерв: два эскадрона конницы. Вдали рысью шла за ней конная колонна».
Конная бригада Эрдели понесла тяжёлые потери в бою 13 марта 1918 года – это и есть дата её смерти. Она погибла в самом начале страшной войны, но запомнили её лучше, чем других девушек-прапорщиков. Баронесса – единственная, у кого был титул, и в кавалерию из выпускниц Александровского училища попала только она.
Офицер-эмигрант Виктор Ларионов вывел её под именем княжны Черкасской в своём романе «Последние юнкера»: «И вот в первых же боях она показала себя не только лихим, но и смышлёным, распорядительным бойцом, способным понимать обстановку и командовать другими. Её все полюбили, заботились о ней подчас трогательно, но, к сожалению, не могли удержать её боевых порывов. Она как бы искала смерти... И нашла её, когда два орудия, прикрывая отход пехоты перед сильнейшим противником, готовились уже бить картечью, а она, стоя во весь рост между орудиями, выпускала обойму за обоймой из карабина».
Ещё пять минут – и окончится пьеса,
И в небе высоком погаснет звезда...
Не слишком ли быстрый аллюр, баронесса?
Уйти в мир иной мы успеем всегда.
В атаке ваш голос, насмешливо резкий,
Звенит, не стыдясь крепких слов в языке.
Блестят газыри на изящной черкеске,
И лёгкая шашка зажата в руке.
Мы, Богом забытые, степью унылой
Без хлеба и крова прошли «на ура».
Вчера нас навеки покинул Корнилов.
А нынче и нам собираться пора.
Последний резерв православного войска –
Две сотни казачьих да наш эскадрон –
Бездарно поляжет в атаке геройской,
Пытаясь прорвать комиссарский кордон.
Героиня нашего повествования пережила генерала Корнилова всего лишь на сутки. Отчество её я так и не узнал, увы. Тебе же, дорогой мой читатель, как всегда, остаётся назвать имя и фамилию так созвучную с современной торговой маркой.
Загадка от первой в мире
Есть такие женщины, которым Бог не дал таланта быть хранительницей семейного очага. Хотя, казалось бы, всем остальным природа их наградила: и красотой, и грацией, и обаянием, и умением любить, и умом... Но желанием создать семейный уют наша героиня была обделена так же, как бывает иногда человек начисто лишён слуха или голоса. Её мать, взяв троих детей, ушла от мужа, военного инженера Мравинского. К полковнику Михаилу Домонтовичу. А 1 апреля 1872 года родила своему новому мужу «дитя любви», маленькую дочурку. Брак между матерью и отцом был заключён как раз перед её рождением. И она сразу стала «папиной дочкой».
Рождённую в любви девочку обожали отец и мать. Она получила домашнее образование, когда отец возглавлял Русскую миссию в Болгарии. До 1879 генерал Домонтович участвовал в подготовке текста первой конституции независимой Болгарии. Затем семья перебралась в Петербург, девочка росла (вместе со сводными сёстрами) под присмотром бонны-англичанки. Девочка владела несколькими иностранными языками (английским, немецким, французским, позже, уже во взрослом возрасте, шведским, норвежским, финским и др.), неплохо рисовала, с детства обнаружила дар слова. Будучи 16-ти лет, в 1888 она сдала экзамен на звание народной учительницы за гимназический курс в 6-й мужской гимназии в Петербурге. Выросла героиня нашего повествования крайне обаятельной девушкой. Неудивительно, что ею увлёкся Ваня, сын генерала Драгомирова. Мечта всех барышень, которых она знала. Он признался ей в своих чувствах и предложил «быть вместе навеки». Девушка пришла в восторг от происходящего, но посмеялась над влюблённым. В конце концов, «помучить влюблённого» тоже входило в романтический сценарий. Но через несколько дней Ваня пустил себе пулю в висок из отцовского пистолета. И оставил записку, в которой говорилось о возлюбленной. Записку ей не показали. Когда умер отец, возникло множество бытовых проблем. Ей в наследство перешло имение, которое приносило большие доходы, позволявшие безбедно жить в Европе. Ей нужны были деньги, но заниматься их добыванием, обременять себя финансовыми отчётами не хотелось. Дом отца продали, наша героиня сняла хорошую квартиру, верная подруга Зоя жила с ней в качестве домработницы. Она готовила, стирала, гладила и шила, а кроме того, писала для газет очерки, фельетоны, рецензии, а героиня нашего повествования предпочитала только творчество: она была уже автором трёх книг по социальным проблемам, много писала о женском движении, о пролетарской нравственности, которая придёт на смену буржуазной. В 1905 году у неё обнаружился еще один талант – талант оратора. Включившись в агитационную работу нелегалов, она с пафосом выступала на рабочих собраниях. Летом 1919 г., записью о её браке была начата первая советская книга Актов гражданского состояния (молодожёнам было выдано свидетельство о браке номер 1). Современники отмечали, что в 25 лет она выглядела на десять лет старше, в тридцать пять ей нельзя было дать больше тридцати, когда же ей было за сорок, она казалась двадцатилетней. Можно сказать, что революция ей пошла на пользу. Занимаясь подготовкой восстания рабочих, ей и здесь хотелось остаться женщиной. Сочетать элегантные наряды и выступления среди матросов. Пылкую страсть к товарищу по борьбе и стрельбу во врагов рабочего класса. Её имя знали все. Она шокировала всю страну. Своей неженской, по тем представлениям, активностью. Своими декретами о новом положении женщины. Своим неприкрытым и бурным романом. Единственная женщина в новом революционном правительстве, она вызывала ужас у населения. Её приятель по детским играм, Михаил Буковский, узнав, что она, дочь дворянина и генерала, эпатирует всю Россию и так низко пала, пустил себе пулю в висок. Про героиню нашего повествования, с удовольствием, писали непристойные стишки и пели злые частушки. Летом 1921 произошёл разрыв с мужем по причине его неверности («Как же так?! – записывала она в дневнике, – всю жизнь я утверждала свободную любовь, свободную от ревности, от унижений. И вот пришло время, когда меня охватывают со всех сторон те же самые чувства, против которых я восставала всегда….»). Решив уехать подальше от мучительных личных отношений, наша героиня написала письмо Сталину. Попросила направить её куда угодно, по заданию партии. И её назначили на «ответственный пост». Сталину это тоже было выгодно – он убирал видного деятеля с политической арены. С этого момента начинается её новая карьера. Ей был 51 год. В какой-то момент её срочно вызвали в Москву. Дело было в том, что в столицу приезжал шах Афганистана Амманулла-хан, а с ним его жена, шахиня Сурайя. Это была «передовая женщина Востока», рискнувшая скинуть чадру. Шахиня слыла знатоком культуры и любительницей искусств. Протокол обязывал, чтобы среди хозяев была достойная ей по статусу дама. А советский этикет исключал возможность для жён руководящих работников участвовать в государственных церемониях. Поэтому на роль «жены» Сталин позвал её. Это был звёздный час на родине. Она блистала рядом с монаршими особами в качестве «первой леди» страны. Узнав, что шах женился на Сурайе, ещё не разведясь с первой своей женой, «первая леди страны Советов» ещё больше пришла в восторг. Ведь шах тоже был за «свободную любовь». Пламенная революционерка, обожавшая меха, жемчуг и бриллианты, блистала на дипломатических приёмах и была популярной героиней светской хроники в западной прессе. Не утратила она и способности к эпатажным выходкам. Так, разменяв шестой десяток лет, могла ночью, тайком от всех, выскочить из поезда на маленькой станции и в течение нескольких дней, скрываясь в горах, купаться нагишом в ледяных горных озёрах. Героиня нашего повествования скончалась в 1952 году, не дожив двух недель до 80-летия, которое собиралась пышно отметить в известном московском особняке на улице Алексея Толстого. Никого из мужчин, кого она любила или кто любил её, уже не осталось в живых. Все они были значительно моложе её, но ни к кому из них судьба не была столь благосклонна... Тебе же, дорогой мой читатель, как всегда я предлагаю назвать её имя, ну и ответить, заодно, в чём же эта женщина первая в мире? Фото как всегда в помощь.
Загадка от забытого аромата или снова ТЭЖЭ.
В дни проведения Всероссийской Промышленно-Художественной Выставки, Брокар устроил настоящий фонтан из своего «Цветочного» одеколона. Полиции даже пришлось успокаивать толпы желающих бесплатно подушиться. Справедливости ради, стоит отметить, что одеколон «Цветочный» и без того был невероятно популярен в самых разных слоях русского общества. Большим успехом пользовались духи «Идеал», «Жасмин», «Тубероза», «Реймс». На рекламном листе 1902 года можно найти и такие наименования, как «Модерн» и «Веяние садов Семирамиды» – сказывалось влияние общественных вкусов и модных тенденций. Дамские духи «Персидская сирень» часто называли «неподражаемыми».
Ещё одним продуктом, приносящим крупную прибыль предприятию Брокара, был зубной порошок. Порошок выходил в изысканных жестяных коробочках, украшенных красивыми хромолитографиями. (Хромолитография – это способ воспроизведения многоцветных изображений, при котором для каждой краски вручную изготовляется отдельная печатная форма). Когда Брокар стал уже богатым и знаменитым, о нём начали ходить удивительные легенды. Например, легенда о корзине фиалок... Рассказывали, что ещё в начале своей карьеры парфюмер присутствовал на вечеринке, куда был также приглашён молодой франтоватый певец. Никто не заметил никакого подвоха, когда кто-то поставил на рояль корзину с фиалками. Цветы распространяли изумительный аромат, гости пришли в восторг, а вот самоуверенный красавец – певец почему-то взял не ту ноту и вызвал у всех вздох разочарования и жалости. Причину знал только Брокар: от запаха фиалок обычно садятся голосовые связки.
В 1904 году неожиданной строкой в записях императрицы Александры Фёдоровны стало упоминание о духах, подаренных ей «Товариществом Брокар и Ко» по случаю рождения наследника престола. Мелькнуло даже имя героя нашего повествования.
Государыне так понравился новый аромат, что она предпочла его «Розе крем» от Франсуа Коти, которым пользовалась раньше.
С этих лет началась история парфюмерного шедевра, названного «Любимый букет императрицы». Хрустальный флакон украсили этикеткой с портретом Екатерины II. Такая смесь протокольной лести и помпезной упаковки из алого шёлка были вполне в духе времени.
Неотделимость парфюмерии от частной жизни человека, будь то костюм, причёска, запахи жилых комнат, – очевидна. Ароматы, так же, как музыка, литература, живопись, мода, отражают каждый своё время. Но зыбкое, полное загадок и вымысла пространство науки о запахах слишком значительно, чтобы отдать парфюмерии главную роль. Она всего лишь фея, навевающая иллюзии, мечты о счастье и наслаждении. Такая установка парфюмерных запахов («на счастье») объясняется их прямым воздействием на подсознание, не вызывая у человека ни чувства тревоги, ни опасений перед неизведанным.
Наш герой – мифическая фигура, и поэтому его биография является приблизительной. Дорогой мой читатель, не стоит по прочтении сего опуса открывать Википедию и искать имя этого человека там, увы, в данном случае даже она бессильна. Нет упоминания о нём и в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона.
Между тем герой нашего повествования один из самых известных специалистов в своей отрасли серебряного века. Молодой человек начал свою деятельность на фабрике Альфонса Ралле, откуда его переманил конкурент, а именно Генрих Брокар. В 1900 году создал эпохальный аромат русской парфюмерии, и если не торопясь пройтись по современным бутикам и магазинам, уверяю тебя, читатель, ты его отыщешь и в нашем пресыщенном 21-м веке.
В 20-е годы, эпоху НЭПа, выходят первые духи советского производства. Выпускают их старинные фабрики, национализированные советским правительством. Так, за вывеской «Парфюмерная фабрика №2» скрывалось производство Брокара, которое в начале 20-го в. получала первые призы на международных выставках.
Многие парфюмеры эмигрировали. Но не все. Остался в Советском Союзе и наш герой.
Сам маэстро считал, что именно в эти годы пробил звёздный час для его творения. Вместе со старым сотрудником фабрики, художником предприятия, он придумывает новое название своему творению. Его привело в восторг представленная упаковка – красно-золотистая коробочка. Он считал, что такое оформление точно выражает не только образ его духов, но и художественный авангард, ворвавшийся тогда в мир устоявшегося стиля в упаковке парфюмерной продукции.
Для героя нашего повествования, которому уже перевалило за 50, настало время тихого и незаметного существования советского служащего. Парфюмерия ещё долгие годы будет считаться мещанским пережитком, а его знаменитое творение из роскошных духов для избранных превратится в доступную вещь. Цветочный букет с искорками мускуса будет единственной возможностью для многих поколений советских женщин ощутить потаённую радость, извечное пристрастие россиянок к пряным запахам Востока и свежему дыханию среднерусской природы.
На Всероссийской выставке «Пищевая индустрия» в 1939 году среди полотен была выставлена работа художника Алексея Вольтера «Продукция ТЭЖЭ», где на переднем плане красовалась подарочная коробка с набором духов, пудры и мыла.
Создателя духов давно не было в живых. Он был оклеветан и погиб в ГУЛАГе. Такая же участь постигла и художника несколько лет спустя. Их имена больше нигде не упоминались. Но великие ароматы, ставшие предметом искусства, живут по законам, неподвластным жизни и смерти человеческой. Уникальное фото как всегда, дорогой мой читатель, тебе в помощь. Надпись на обороте: Шифр: ф. 617 оп. 1 ед. хр. 158 л. 26. 14 января 1937. Количество листов: 1