Очерк
Воскресенье. В иконописной мастерской сегодня нет никого – тишина. Только слышно как жужжит и бьётся о слюдяное окошко муха. В станках стоят и ждут своих мастеровых недописанные или только что начатые иконы.
Скрипнула дверь, и в помещение вошёл мальчик лет двенадцати. У него в руках было ведёрко с красной глиной. Он поставил его на пол и вышел из мастерской. Через какое-то время мальчик вернулся с корзиной, наполненной сухим коровьим навозом. Парнишка надел фартук, осенил себя крестным знамением и приступил к работе. Он высыпал глину и навоз в деревянную бадью и небольшим пестом стал размешивать, постепенно добавляя из кувшина воду, и время от времени растирая месиво между пальцами. Получив смесь нужной густоты, парнишка смочил ладони водой и начал лепить. Гибкими пальцами он брал из бадьи небольшими порциями раствор и скатывал шары величиной с куриное яйцо, которые аккуратно клал на приготовленную деревянную доску.
Молодой лепщик так увлёкся своей работой, что не заметил, как в мастерскую вошёл человек с рыжей бородой. Вошедший бородач с минуту наблюдал за пареньком, а потом подошёл и осторожно дотронулся до его плеча. Тот поднял голову и с удивлением в голосе произнёс:
– А это Вы, дядька Гаврила? Я и не слышал, как Вы вошли.
– Андрей, а у тебя получается неплохо,– похвалил мастер паренька и спросил: Что хочешь вылепить?
– Хочу попробовать слепить церквушку с колокольней.
– Хорошее дело задумал. Бог тебе в помощь. Только сегодня воскресенье – надо бы отдохнуть.
– А я когда леплю, тогда и отдыхаю от писания икон.
– Да, Андрей, от роскрыши1 устаёшь – однообразная работа. Потерпи. Интереснее будет, когда займёшься росписью, прорисовкой тёмными красками контура всех изображений по роскрыши. Иконописец должен освоить все приёмы в иконописи по порядку, последовательно. Старайся. Из тебя должен получиться славный мастеровой.
Парнишкой по имени Андрей был будущий российский деятель искусства, профессор архитектуры Академии художеств, академик перспективной живописи, архитектор величественного Казанского собора в Петербурге, ставшим пантеоном русской славы, Андрей Никифорович Воронихин.
А. Н. Воронихин родился 17 октября 1759 года в селе Новое Усолье Соликамского уезда Пермской губернии в семье крепостных крестьян Строгановых. С рождения Андрей с матерью-коми-пермячкой говорил на коми-пермяцком языке. Мальчик рос спокойным, молчаливым, был кротким по характеру, часто был задумчив.
По вечерам Андрей долго стоял и смотрел, как лучи заходящего солнца покрывали золотом купола соборной Спаса Нерукотворного и Владимиро-Богородской церквей, построенных Строгановыми. В соборной Спасской церкви когда-то крестили мальчика.
Мать трепетно относилась к своему сыну. Она никак не могла привыкнуть к его задумчивости: её пугало это необычное для крестьянских детей состояние Андрея. И в то же время она, как могла и умела, каждой клеточкой любила своё дитя. Её материнское сердце, как ни у кого другого, чувствовало чуткую душу сына, оно желало ему только доброго, светлого, хорошего. Мать жаждала, чтоб её дитя не испытывало неимоверной тяжести пут крепостных крестьян, и когда её сына определили в церковно-приходскую школу, она в тайне была рада за него, за его будущее.
В церковно-приходской школе Андрей обучился русской грамоте, изучил начальные правила рисования и живописи, а потом был отдан в иконописные мастерские Гаврилы Юшкова в село Ильинское Соликамского уезда Пермской губернии.
В 1772 году мастер Гаврила Юшков, сам тоже крепостной, отправил двух своих учеников в иконописную мастерскую Пыскорского монастыря Соликамского уезда с письмом на имя управляющего одной из контор Строганова. Мастер писал: «Согласно распоряжению Его сиятельства графа, препровождаю на Ваше благоусмотрение двоих наилучших наших мастерских учеников – Карташова Павла и Воронина Андрея2. Особливо сей последний имеет пристрастие к архитектурному делу. Оба они пишут изрядно…
Андрей Воронин прибрал с собой слепок нашего Ильинского храма. Оный слепок из смеси назьму коровьей да сеяной глины, купола позолотил, а прочее подвапил3 белилами. С натурою вышло то дивно…». В письме Гаврила Юшков беспокоится о том, сможет ли Андрей в целости-сохранности довезти до места своё творение.
Следует немного отвлечься от строгановских вотчин на Урале и ближе познакомить читателя с крепостником А. С. Строгановым.
Граф Александр Сергеевич Строганов был одним из образованнейших людей своего времени и так богат, что Екатерина ΙΙ, представляя его иностранным послам, говорила: «Вот человек, который тщетно пытается разориться и не может». А. С. Строганов имел чин действительного тайного советника, был сенатором, президентом Академии художеств, основанной в Петербурге в 1757 году, директором публичной библиотеки, предводителем петербургского дворянства, членом Государственного совета, кавалером ордена Андрея Первозванного, высшего ордена в России. Судя по письмам к своему единственному наследнику П. А. Строганову, А. С. Строганов был большим патриотом, достойным сыном России.
Женившись вторым браком на княжне Екатерине Петровне Трубецкой, Строганов с красавицей женой уехал за границу, где у молодожёнов в 1772 году родился сын, которого нарекли Павлом (Попо).
Живя за границей, А. С. Строганов не забывал о своих заводах и землях на Урале и помнил о Новом Усолье, где родился и рос будущий строитель православных храмов и петербургских дворцов талантливый крепостной парнишка, в 13 лет проявивший склонность к архитектуре. Граф даёт распоряжение отправить Андрея в Москву на обучение к архитекторам Василию Ивановичу Баженову и Матвею Фёдоровичу Казакову. Так, в 1777 году Андрей Воронихин оказался в Москве. Он учится у известных русских архитекторов миниатюрной и перспективной живописи. В. И. Баженов, основоположник русского классицизма в архитектуре, своему питомцу даёт уроки, как творчески сочетать традиции мировой классики и древнерусской архитектуры. Под руководством М. Ф. Казакова Андрей Воронихин осваивает технику архитектурного чертежа.
На молодого зодчего обращает внимание митрополит4 Платон и покровительствует ему. Андрей расписывает сени трапезной Троице-Сергиевой лавры.
В 1779 году граф Строганов возвращается из Европы в Петербург и вызывает к себе из Москвы Андрея, который становится близким другом маленького Павла.
Перед возвращением в Россию граф познакомился с Жильбером Роммом и позже нанял его воспитателем семилетнего сына, который рос без матери. Умный образованный француз согласился сопровождать Павла до тех пор, пока не сформируется в нём разум. Ромм был суровым и крепким воспитателем: побившись об заклад, что будет читать по-китайски через неделю, – выиграл его.
По мнению воспитателя, из врагов человечества самые опасные слабые, и в своём питомце на многочисленных примерах он формировал силу духа. Процесс воспитания математик Ромм основывал на трёх категориях: Разум – Закон – Справедливость.
В петербургском доме Строганова, построенном Варфоломеем Растрелли, рядом с Павлом всегда был молчаливый юноша Андрей Воронихин. Ромм никогда не спрашивал, как он появился в этом доме, кто был отец Андрея. Строганов никогда ничего не говорил ни о матери Павла, ни о матери Андрея, но граф готовил себе архитектора. Андрей Воронихин чертил планы, рисовал комнаты растреллиевского дома. Однажды юноша нарисовал портрет Ромма. Потом Андрей приказал развесить все нарисованные им картины. Старый Строганов не возражал. В Санкт-Петербурге Воронихин старался умножать свои познания.
Граф ценил талант Андрея и его стремление к знаниям. Позже он напишет сыну Павлу: «Ты путешествовал по многим областям России под руководством друга, почтенного по добродетелям и своим знаниям.
При каждом случае он показывал тебе следы храбрости твоих соотечественников, чудеса духа зиждителя Петра Великого, памятники благотворной руки Екатерины ΙΙ.
Но как время, посвящённое твоим занятиям, позволило видеть тебе только меньшую часть столь обширной империи, то для пополнения твоих сведений о ней я старался и стараюсь собрать предметы, достойные твоего любознания под названием путешествующего живописца по России. Может быть, со временем я сделаю это собрание известным свету, дабы через то частную твою пользу обратить в общую, тесно соединённые в моём сердце, ибо как ты в отечестве, так и отечество в тебе равно мне любезны».
Однажды в петербургском доме появилась женщина в тёмном синем сарафане. Звали её Пелагея. Она ни с кем и ни о чём не говорила. Но Ромм заметил, что женщина, никого ни о чём не спрашивая, легко передвигалась по комнатам, как будто ей давно знакомым, и легко поднималась на антресоли к Павлу и Андрею. Прожила день, а когда собралась уходить, долго молча смотрела на Андрея печальным взглядом, как будто расставалась навсегда и хотела всего его унести с собой. Потом решилась и обняла юношу, тихо прижалась губами к его высокому лбу, перекрестила его. Андрей всё воспринял молча. На прощанье женщина улыбнулась светло и нежно, как мать, радующаяся своему дитя, делающему первые шаги, и ушла…
Старый Строганов стал ещё молчаливее: он боялся разговоров о чувствах. А причиной этого было предосудительное поведение его жены-красавицы, матери Павла, ставшее известным даже императрице.
Графиня Екатерина Петровна, влюбившаяся в красавца И. И. Корсакова, была вынуждена покинуть дом А. С. Строганова и уехать навсегда в своё подмосковное имение Братцево. Стараясь скрыть семейную драму от подрастающего сына, Александр Сергеевич летом 1781 года отправляет его с воспитателем Жильбером Роммом и Андреем Воронихиным в первое путешествие на Урал (Воспитатель считал, что после предварительного обучения Павлу надлежит путешествовать и осмотреть места, с которыми будет связана его жизнь.) Сопровождали их слуга, егерь и гвардейский унтер-офицер. К путешественникам присоединился русский естествоиспытатель академик Пётр Симон Паллас, но по дороге заболел и вынужден был вернуться, оставив свои книги и гербарии Ромму.
Из Санкт-Петербурга ехали через Москву, Нижний Новгород, Казань потом – по Волге и Каме на Урал.
Маленькому графу всё было интересным. Когда ехали на обвинской тройке лошадей на очёрские заводы, Ром по большей части молчал, а Павел не мог спокойно усидеть, порывался спрыгнуть, без конца обращался с вопросами к Андрею: зачем заводской ямщик так гонит лошадей? для чего на деревьях сделаны топором зарубки? Тот, родом с Урала, спокойно объяснял: ямщик стегает лошадей, чтоб они устали и унялись, а деревья с затёсами – значит, на этом месте есть железная руда. Андрею пришлось пояснить младшему другу, что такое руда. Итак, вопросы и вопросы любознательного Павла.
Приехав в Очёр5, маленький хозяин целыми днями ходил и смотрел, как пылают вокруг малые и большие заводские печи, как из руды получается железо. Ночью со своим воспитателем Попо слушал соловья. Ромм говорил: «У этих птиц нет разума, поэтому они лишают людей сна».
Вечерами аналитик Ромм записывал в толстую тетрадь, что видел днём, всё, что считал нужным и важным. По приезде в Петербург, он озаглавил её «О том, что сделать надлежит и что надлежит утвердить и упразднить» и вручил эту тетрадь Александру Сергеевичу, который отнёсся к записям с большим вниманием.
Ночами Андрей Воронихин бродил вдоль скалистого берега реки Очёр. Его привлекали высокие выступы и земляные валы. Молчаливый Андрей чем-то был схож с этим суровым берегом.
Днём юноша наблюдал за чугунным литьём, а потом сам лепил из глины фигурки обитателей тайги и почти не расставался со своим мольбертом. Он писал тушью, акварелью, рисовал карандашом.
Осенью к ним присоединился граф А. С. Строганов, ехавший по поручению императрицы открывать Пермское наместничество. Приплыв по Каме в новый город Пермь путешественники попали на торжества: 18 октября 1781 года Егошихинская слобода звоном церковных колоколов и стрельбой пушек утверждала себя в ранге губернского города. Открытие Пермского наместничества завершилось балом, который давал генерал-губернатор Е. П. Кашкин. На этот бал женщины должны были явиться в платьях со шлейфом и в туфлях на каблуках, а мужчины – во фраках и париках, поскольку на балу присутствовал некоронованный король Прикамья граф Александр Сергеевич Строганов. Естественно, на этот большой праздничный вечер попали и наши путешественники, в том числе и Андрей Воронихин.
Летом 1783 года строгановская команда совершила второе путешествие, теперь – по Северу России. Через Неву, Ладогу, Онегу, Петрозаводск, Белое море, Архангельск, далее по Северной Двине путешественники добрались до Сольвычегодска, строгановской вотчины. Оттуда они по старой заброшенной дороге доехали до Вишеры, а по ней – до Чердыни, и по Каме приплыли на соляные промыслы Строгановых в Усолье. Ромм и в этом путешествии снова вёл дневник, а Андрей не переставал рисовать. Позже из всех своих 125 рисунков с путешествий он оформил альбом под названием «Путешествующий по России живописец» и преподнёс его графу.
По рекомендации Жильбера Ромма Строганов решает отправить сына и Андрея Воронихина за границу и перед их отъездом Андрею даёт вольную.
В 1789 году Андрей Воронихин с юным графом и Жильбером Роммом отправляются за границу. Они путешествуют по Западной Европе, в частности по Швейцарии, и надолго останавливаются в Париже. Во Франции Андрэ, как его называли в семье Строгановых, занялся изучением перспективы, пейзажной живописи и древней и новейшей архитектуры, как всегда много рисовал. Свои уже обширные знания углубил знаниями в таких областях, как ботаника, физика, анатомия, механика, история, математика.
Молодой граф Павел в 1792 году становится членом якобинского клуба «Друзей закона», выбрав с помощью Андрея Воронихина псевдоним Поль Очёр, с головой уходит в революционное движение, которое охватило Францию.
Екатерина ΙΙ, узнав о революционном движении во Франции, требует немедленного возвращения всех русских на родину.
По просьбе графа А. С. Строганова Поль Очёр был отправлен в ссылку на целых пять лет к матери в подмосковное имение Братцево, где он жил тихо и смирно.
Для Андрея Воронихина рубеж ХVΙΙΙ – ХΙХ веков оказался чрезвычайно благодатным.
Вернувшись из-за границы, Андрэ почти всецело отдаётся архитектуре, но продолжает заниматься и живописью. В 1794 году он представил в Академию художеств картину, изображающую в перспективе картинную галерею графа Строганова. За эту работу Воронихин получает звание академика живописи. За предоставленные работы по архитектуре в Академию художеств 19 декабря 1797 года ему присуждается второе высокое звание академика архитектуры.
С 6 марта 1800 года А. Н. Воронихин вступает в должность адъюнкт-профессора6 по обучению класса архитектуры в Академию художеств.
В это же время был объявлен конкурс на проектирование храма Казанской Пресвятой Богородицы на Невском проспекте. А. Н. Воронихин участвует в конкурсе, и его проект оказывается самым лучшим. 14 ноября 1800 года стал счастливым днём для архитектора – император Павел Ι подписал его проект.
А уже при Александре Ι 27 августа 1801 года состоялась закладка первого камня в основание будущего Казанского собора.
Ко всему этому к Воронихину приходит светлая любовь: в сентябре 1801 года он женится на дочери пастора реформистской церкви7, англичанке Марии Фёдоровне Лонд, которая родила ему шестерых сыновей, но два из них умерли в младенчестве.
В апреле 1806 года выходит указ императора, в котором поручалось А. Н. Воронихину быть архитектором горного кадетского корпуса. Он получает и ряд других поручений по проектированию застраивающейся столицы Российской империи и окрестностей Петербурга. Он строит терапевтическую клинику Медико-хирургической академии, колоннады и фонтаны Петергофа, фонтаны в Пулково, дачу Строганова на Чёрной речке, дворцы в Стрельне и Гатчине и многое другое. В то же время он проектирует по просьбе Строгановых ряд зданий и храмов в Прикамье8. Архитектор постоянно очень много работает.
15 сентября 1811 года Казанский собор был освещён. 23 сентября Воронихин получает звание старшего профессора архитектуры. 26 сентября на его имя пришёл высочайший рескрипт, в котором император выражал благодарность А. Н. Воронихину за сооружение соборной церкви Казанской Божьей Матери и сообщал о награждении орденом Святой Анны второго класса, украшенного бриллиантами. Воронихин получает чин коллежского асессора и приобретает права потомственного дворянства.
К сожалению, Всевышний отвёл нашему талантливому земляку не очень долгую жизнь: 21 февраля 1814 года Андрей Никифорович Воронихин неожиданно скончался, оставив после себя в горе супругу и четырёх малолетних сыновей.
В журнале «Сын Отечества» № 12 за 1814 год был помещён большой некролог. В нём обращает внимание читателя на себя характеристика Воронихина как человека: «К великим талантам и обширным занятиям присовокуплял покойный Воронихин ту кротость характера, ту любезность в обращении и скромность, которая всегда отличает истинного художника. Должно отдать совершенную справедливость, что невозможно было иметь больше трудолюбия и деятельности, сколько оказывал он в делах, ему поручаемых. Одним словом, Воронихин жил не для себя, но всегда для прославления имени своих государей, для блага Отечества и пособия ближним и даже умер, как кажется, став жертвою безмерных трудов своих и неусыпных занятий».
Андрей Никифорович Воронихин похоронен на кладбище Александро-Невской Лавры. Созданные же нашим земляком творения архитектуры остались на века памятником великому талантливому зодчему.
Примечания:
1Роскрышь – первоначальное равномерное распределение художником красок по плоскости грунта. Термин русских иконописцев и современной палехской живописи.
2В письме Гаврилы Юшкова указана фамилия ученика «Воронин». В метрической книге соборной Спасской церкви села Новое Усолье за 1759 год значится фамилия Воронин, а список учащихся подавался с церковной метрики. Исследователи считают, что возможно, слог «хи» был вставлен позже, для пущего благозвучия – и получилась фамилия «Воронихин».
3Подвапил – подбелил. Вап – красящее вещество в основном использовалось при крашении холста; это смесь каолина (белой глины высокого сорта), квасцов и красящих веществ. Вап бывает кроющий (защищающий ткань от краски) и травящий (на крашеной синей ткани вытравляет белый узор). Мастера-синильщики использовали вап при изготовлении набивного холста, предназначенного для шитья дубасов коми-пермячек.
4Митрополит – высшее почётное звание епископа.
5Очёр – название реки и посёлка в Пермской губернии, где находился один из железоделательных заводов А. С. Строганова.
6Адъюнкт-профессор – лицо, проходящее научную стажировку, помощник руководителя кафедры, профессора.
7Реформистская церковь – от слова реформация, означающее социально-политическое движение в Западной Европе, принявшее форму религиозной борьбы против католической церкви.
8По некоторым данным к зданиям, спроектированным А. Воронихиным, относится Свято-Никольская церковь в Кудымкаре. Историко-краеведческое художественное издание «Храмы Пермского края», подготовленное Фондом корпоративных технологий и изданное в 2010 году, сообщает, что Кудымкар достался Александру Сергеевичу Строганову в 1749 году. Граф решает старую деревянную церковь заменить каменным храмом. Здание было заложено ещё в 1775 году, но достроено только в 1800 году по проекту архитектора А. Н. Воронихина.