Неведомость жертвы…
Необъяснимость кармы.
Мощь «Истории религии» – семь монументально уходящих в воздух культуры и духа томов.
Мень обладал онтологическим обаянием веры, притягивая к себе людей высоких, тонких, разнообразно одарённых: достаточно прочитать мемуары З. Масленниковой, чтобы осознать это.
Впрочем, он хорошо рассказал о себе: и книга так и называлась «О себе…»: «Как быстро летит время. Но это совсем не печально. С годами уходят мелочи, иллюзии, неведение, суета. Мы ведь идем не вниз, а вверх…»
Мудрость спокойствия и сила стоицизма исходили от его образа…
Но в название книги есть хорошее лукавство – Мень говорит вовсе не о себе – скорее о разнообразно-прекрасных людях, влиявших на него, отражавшихся в зеркалах его души; он, обладая очевидным литературным даром, писал красиво: строчки вспыхивали порой своеобразной образностью, отражаясь в душах читающих…
Читательское право – отвергать или принимать: но книги Меня не должны подлежать отвержения, учитывая глубину их, содержательность, даже глобальность.
Он уверен в существование Бога.
Его уверенность, разлитая по строчках «Истории религии», передаётся читающему…
Доказать нельзя.
Но – своеобразно доказал, может быть, предчувствуя мучительность собственной смерти-жертвы.
Фундаментальное исследование, прослеживающее весь ход религиозной мысли, – за века, сквозь века.
…живая речь его лекций остаётся в записанном виде: он читал о мировой духовной культуре, и многообразие его эрудиции дальше всего от начётничества: видно, насколько сам живёт этой культурой, пропитан ею…
Величие образа.
Словно сияние, исходящее от него…