Тайны и легенды. Версии и предположения

1

57 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 191 (март 2025)

РУБРИКА: Книга

АВТОР: Замотина Марина Анатольевна

 

Марк Казарновский. «Апокрифы: исторические версии». – М.: Издательство «У Никитских ворот», 2025. – 208 с.

 

Данная книга задумана Марком Казарновским как собрание апокрифов, то есть рассказов о событиях, имевших место в мировой истории, но не подтверждённых официально. Это даёт возможность автору представить свои версии происходивших когда-то событий.

Повествование охватывает период с первого века новой эры до наших дней. Герои книги – легендарный царь Абгар, Лжедмитрий, российские императрицы периода дворцовых переворотов и правления женщин, придворные Павла I и даже Ленин, рассказ о котором – чистая фантастика с элементами детектива.

«Безусловно, эта книга вызовет определённые споры, – пишет Марк Казарновский в своём предисловии к этому изданию. Особенно ежели её прочтут интересующиеся историей как государства Российского, так и вообще. Возникли эти рассказы после прочтения мною определения, что такое апокриф, “Жанр апокрифа близок к жанру легенды”. Когда изучаешь, читаешь или пролистываешь, многое приходит на ум».

Слово «апокриф» произошло от древнегреческого слова, которое означало «тайный», «сокровенный». Дело в том, что изначально так назывались исключительно религиозные произведения, которые сохранялись в тайне. Сегодня апокрифами называют тексты, не вошедшие в Библейский канон. Апокрифы, как и тексты Священного Писания, повествуют о священных лицах и событиях. Дошедшая до нас апокрифическая литература широка и разнообразна. А апокрифы Марка Казарновского – это особый случай.

 

Итак, восемь рассказов, близких к жанру легенды. Что ж, любопытно, конечно. Тем более, что проза автора всегда читается с большим интересом.

И не важно, о чём или о ком он пишет. Рассказы Марка Казарновского очень точно подходят к словам Чингиза Айтматова. Он писал, что «рассказ – та капля, без которой не может быть океана». Он сравнивает работу писателя-рассказчика «с искусством гравёра – та же трудоёмкость, та же экономичность изобразительных средств, точность штриха. Это филигранная работа».

Действительно, рассказ охватывает все сферы жизни человека. Опять же Чингиз Айтматов писал, что «с самых давних времён человек рассказывает о человеке, с самых давних времен этот рассказ, воплощённый в песню, в сказку, в музыку, в театральные игры, повествует миру на разных языках и наречиях, казалось бы, об одном и том же, о судьбе человека, о людях, об их трудах и мечтах, их добродетелях и пороках, о борьбе и войнах, о долге и совести, о красоте женщины и мужчины, о любви и разлуках, о рождении и смерти, обо всём том, что составляет жизнь».

Конечно же, рассказывать можно не только об увиденном, хотя большинство рассказов Марка Казарновского именно об этом. Но в его творческом багаже есть место и рассказам-легендам. Таким, как в новой книге.

Можно обсуждать прозу Марка Казарновского с точки зрения академического литературоведения, «весело смеяться с автором, смахивая вместе с ним невидимые миру слезы, следуя его мысли, следя за невероятными, алогичными, абсурдными поворотами сюжета, погружаясь в гротескные ситуации, которые, тем не менее, воспринимаются как вполне реальные. И часто невероятно смешные! Такой путь интерпретации вполне перспективен: двигаясь шаг за шагом за писателем, мы пытаемся понять то, что “хотел сказать автор”, ибо кроме автора в тексте ничего нет и не может быть». Так писал один из критиков о Юрии Полякове.

 

Но мне ближе другой путь оценки творчества – современная «озорная, весёлая, способная воспринять и продолжить авторскую игру – как будто отбить ракеткой теннисный мячик и оправить его обратно, за сетку, на авторское поле».

«Что хотел сказать автор?» – вопрос, не всегда волнующий современных критиков, которым важнее, что могут сказать они сами об авторском тексте, какие «мерцающие» в нём смыслы обнаружатся, если начать играть по правилам, предложенным автором.

Марк Казарновский предложил нам свои правила. Надо попробовать поиграть так, как он хочет. Это, поверьте, увлекательное занятие. Не скажу, что меня многое в открытиях и версиях писателя удивило. Пожалуй, я даже больше порадовалась тому, что наше мнение порой совпадало.

Марк Казарновский посвятил книгу Элеоноре Кузнецовой, своей любимой жене, совсем недавно покинувшей этот мир. Долгая совместная жизнь – это великое счастье! Надеюсь, что писатель и об этом тоже найдёт время написать, но уже без легенд и фантазий.

Потому как его жизнь порой кажется увлекательнее любых невероятных событий.

 

 

 

 

Есть люди, которые думают, что в Москве нечего смотреть, кроме Красной площади. Но эти люди жестоко ошибаются. Москва – один из богатейших в смысле достопримечательностей городов мира. Здесь не только огромное количество музеев и галерей, но и не меньшее число всевозможных исторических и литературных мест. Здесь родился Пушкин, здесь выступал Маяковский, здесь разворачивались события романа «Мастер и Маргарита»… В Москве столько интересного, что ни один турист не уедет отсюда разочарованным. Достопримечательности столицы на одном сайте – что может быть лучше и удобнее для желающих посмотреть город и ознакомиться с его интересными местами? Москва, как известно, слезам не верит, но гостям, приезжающим посмотреть и увести с собой впечатления, всегда рада.

 

   
   
Нравится
   
Омилия — Международный клуб православных литераторов