Еще раз к обсуждению основ культурной политики государства

3

9196 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 66 (октябрь 2014)

РУБРИКА: Публицистика

АВТОР: Билан Виктор

 

Еще раз к обсуждению основ культурной политики государстваВсякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.

 

Мф.7:24-27

 

 

Чем больше перечитываю проект Основ государственной культурной политики, тем больше вопросов и недоумений он вызывает. Начинается документ с абсолютно неверного посыла, что, мол, «Россия — государство, создавшее великую культуру». Культуру создает народ в процессе самоформирования и освоения мира. Сердцем культуры является мировоззрение, формирующееся на основе собственных (осмысление опыта) и привнесенных извне идей и знаний. Устройство и сила общества (и государства!) естественным образом проистекают из уровня развития культуры (духовной и материальной). Т.е. в соотношении государство – культур первична культура, а государство является ее порождением.

Также вызывает протест утверждение, что «целью Российского государства и общества на современном историческом этапе является сильная, единая, независимая во всех отношениях Россия» Если мы для большей ясности опустим все определения  в этом предложении, то получается, что целью Российского государства является строительство Российского государства. Т. е. государство для государства! Что-то здесь не так, и мне кажется, что в 20 веке мы уже это проходили. А где человек, для которого эта сильная и независимая? Опять винтик в могучей машине? Опять возможность оправдать лозунг: «Да здравствует ГУЛАГ для несогласных?» И потом, какое государство не хочет быть сильным, единым, независимым? Это банальность.

Когда-то наши предки шли в бой «За Веру, Царя и Отечество». Первой в этой шкале ценностей, как мы видим, стояла Вера и только на третьем месте Отечество. В чем дело? Что, они не любили Родину? Вряд ли кто может так думать - жизнь отдавали за нее, но тем не менее главной для них все же была Вера. Без нее и Родина уже не Родина, а так, территория, где нужно как-то устраиваться.

 

Почему русские оказались способными создать такую великую страну? Весь секрет в том, что чем ближе мировоззрение – фундамент культуры – к истине, тем правильнее понимание у народа порядка вещей в мире и тем терпимее его носители к другим культурам. Чем дальше мировоззрение от истины – тем враждебнее к представителям других культур его носители. Русский человек имел наиболее правильное (истинное) мировоззрение и поэтому он был лоялен к выходцам из других народов, чем и притягивал их к себе. Благодаря этому притяжению русский народ смог стать титульной нацией для многих народов и создать великую Россию. Россия - это не империя в обычном понимании этого слова, Россия – это начало глобального мира, созидаемого на истине. Поэтому, когда в истине стали сомневаться и отвергать ее, Россия зашаталась.

Замечательно, что инициаторы и авторы Проекта чувствуют и проявляют понимание «стратегической важности для государства сферы культуры и культурной политики», и они правы в том, что здесь нужна серьезная работа. Ошибка в этом вопросе смерти подобна.

Государство по отношению к культуре может вести себя либо лояльно и с любовью, либо враждебно и с ненавистью (как это было в первые десятилетия Советской власти в России). Если первое, то тем самым оно укрепляется, ибо укрепляется его народ и растет поддержка государства его народом. Если государство враждебно к своей, породившей его культуре, то включается механизм саморазрушения, и страна начинает болеть и слабеет изнутри, что мы и наблюдаем на примере своей Родины. Временные успехи, вызванные определенными волевыми действиями, здесь только маскируют внутреннюю смертельную болезнь.

Причины болезни России скрыты в общественном сознании российского общества. При его сегодняшнем состоянии разработать основы культурной политики России не представляется возможным. Чтобы оную выработать и в ней не ошибиться, обществу вначале необходимо (как минимум) задаться вопросом о смысле человеческой жизни.

 

В основе русской культуры лежит Православие, в котором «Бог есть любовь» (1Ин.4.8). Нашим предкам Вера давала главное в их жизни – она говорила им о ее смысле - о смысле жизни человека на земле. И этим смыслом для русских было спасение души. Не место здесь расшифровывать содержание слов «спасение души», важно понимать, что именно отсюда, из этой цели человеческой жизни вытекает практически все, что мы ищем сейчас возродить в России, в русском человеке. Именно эта цель жизни легла краеугольным камнем в здание культуры и всей Русской цивилизации. Основой русскости стали слова Иисуса Христа: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16:26)

Отход русских от спасения души как цели своей жизни стал главной причиной разрушения фундамента русского общества, что самым естественным образом ведет к разрушению (деградации) всего здания на нем построенного. И не может быть более яркой иллюстрации этому процессу, чем наша новая и новейшая история.

Русская традиционная культура и вся русская цивилизация в целом серьезно поколеблена в самом основании. Самое на сегодня главное – это потеря внятного понимания смысла жизни человека. Вернее, действительный смысл жизни подменен суррогатными, второстепенными  смыслами. В этом основная причина буквально вала асоциальных явлений в обществе и его бессилия в борьбе с ними.

Если бы было поколеблено только здание культуры (цивилизации) без повреждения фундамента, тогда достаточно было бы мероприятий, прописанных в проекте. Но при разрушении основания необходима более капитальная (глубокая) работа. Поэтому правильно будет, если главной целью государства Российского станет обеспечение возможности полной реализации человеком смысла своей жизни. Все остальные цели государства могут быть только подчиненными этой цели. Пожалуйста, пусть оно будет сильным, чтобы никто не беспокоил, единым, чтобы было меньше преград для общения и т.д. Но прежде, чем разрабатывать направления культурной политики государства в конкретных сферах, необходимо в обществе поднять вопрос о смысле жизни. От решения этого вопроса и принятия этого решения всем обществом будет зависеть все остальное в жизни человека. А иначе на каком основании, к примеру, мы будем воспитывать в человеке бескорыстие в условиях капитализма, основа которому - человеческое корыстолюбие? А что нам подсовывают теперь в качестве культурных шедевров?

Либерализм всеми силами уводит нас от обсуждения вопроса о смысле нашей жизни. Даже считается чуть ли не признаком дурного тона поднятие и обсуждение этой темы. Но это навязанная нам западная идеологическая установка. Если мы действительно хотим возрождения Родины, то от решения этого вопроса нам никуда не уйти.

Во всех традиционных обществах и культурах российских народов этот вопрос решен, а вот в современном светском обществе высший смысл жизни утерян, вернее, он усиленно сводится к культу золотого тельца и телесных наслаждений. Отсюда это тотальное нравственное отступление.

Конечным результатом общественно-научного поиска (дискуссии) должна стать выработка внятного мировоззрения, отвечающего на этот главный для человека вопрос. А уже этот ответ, в свою очередь, станет истинной базой для дальнейшего строительства России как государства не для государства, а для человека.

События 2014 года показали, что у России друзей сегодня нет. Есть только довольно хилые союзники, которым от России что-нибудь очень нужно. Стоило ей только заявить о себе как об осознающей себя в этом мире стране, как на дыбы возмущенно поднялся весь западный мир, в том числе и внутри страны. И кто твердо стал на сторону России? - Никто!

Этому факту нужно смотреть прямо в глаза и решаться, наконец, на действительное самоопределение. Для нас самих и для народов всего мира необходима выработка Россией твердой национальной идеологии, которая может быть сформирована только в поле национальной культуры. Мы должны твердо ответить и себе, и всем остальным народам, кто мы такие, откуда пришли, куда идем и чего хотим. Хватит рядиться в чуждые нам одежды, хватит расшаркиваться перед так называемыми «коллегами» и «партнерами»,теряя свое лицо, душу, все дарованные нам Богом и созданные трудом и талантом народа богатства! За это нас глубоко презирают и лишь ждут удобного случая, чтобы отхватить кусок побольше. Это теперь видно уже невооруженным глазом.

В сложившихся критических условиях России нужна полная мобилизация духовных и интеллектуальных пророссийских сил. Пришло время отделять зерна от плевел. А это можно сделать только тогда, когда мы поставим перед собой и ответим на самый главный вопрос – вопрос о смысле нашей жизни!

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов