Николай Бурашников (родился 28.11.1952 – погиб 20.09.1999)
Человек не предполагает, когда он появится на белом свете и когда покинет его – на всё воля небесного Творца. У Николая Бурашникова жизнь оборвалась внезапно: недолюбил, недописал. Среди плеяды пермских поэтов он выделялся своей остротой восприятия бытия, может и поэтому стих складывался пронзительно и остро. И жить ему было от этого больно и совестно. Сам родом из посёлка лесорубов Савино Чайковского района, и как он писал о себе: «Места на родине божьи: холмы, поля с перелесками и обширные леса с вырубками, где сам чёрт ногу сломает». Мужики у нас говорят: «С каждым годом жись всё труднее и труднее: водку не пей, в лес не ходи, на речку не ходи. Накипело». Я сам вырос среди этих мужиков, знаю, как хлебушек достаётся, когда работа не в радость, а всю душу выматывает. Уехав из родного очага, он постоянно в своих мыслях возвращается в свой дом, используя местный колорит, что приближает к реальному и зрительному восприятию образа отца.
В избе отца нет ничего такого,
Что бы мешало, было бестолково,
Есть печь, она всему тут голова,
Когда в ней жарко топятся дрова.
Надёжно, крепко сбиты табуреты,
Садились мужики – не дармоеды,
Как добрая открытая ладонь,
Стол под святыми ликами икон.
А вот сундук и для души и сердца.
Он вам для бани выдаст полотенце.
На дне потёртый ранец под бельём.
В нём фотографии, чтоб вспомнили о былом…
Поэзия по сравнению с другими видами искусств всегда несёт в себе элементы самовыражения. У каждого поэта в связи с его собственным мировоззрением используются различные приёмы. В стихотворениях Николая Бурашникова звучат драматические и тревожные ноты за судьбу России, с которой он связан неразрывной пуповиной:
Ах, родина – ива плакучая
На фоне электроопор,
И в небе железо гремучее.
Оглохший безумный простор,
И камень на прошлом побоище
В честь павших геройских дружин,
И холм на далёком урочище
С локатором сторожевым…
В ранних произведениях романтический настрой превалирует, давая понять настроение молодого поэта, его ощущения и попытки понять бесконечное непознаваемое. Поэт находиться в постоянном поиске формы и содержания, стремлении осмыслить бытие.
Мысль изречённая есть ложь…
Но чувство изречённое не ложно.
И если больно – высказаться должно.
Иначе для чего же ты живёшь?
В поисках своего поэтического пути Николай Бурашников не замыкается в себе, его поэзия становиться чётче и очерчивается реалистическими ощущениями нашей жизни конца восьмидесятых годов прошлого столетия.
…Ох уж это нелёгкое дело –
Быть в толпе и работать плечом!
У толпы очень потное тело,
Очень сильное тело причём.
На исходе двадцатого века
Эту силу попробуй, уйми.
Вне толпы быть легко человеком,
А попробуй в толпе, чёрт возьми…
Некоторые стихотворения по форме короткие. У поэта возникла потребность осмыслить мгновенность душевных переживаний и попытка запечатлеть уходящее невозвратимое время.
Душа… она не без потёмок:
В ней есть такие уголки,
Где мысль блуждает, как ребёнок,
И страшны в тишине шаги…
Для поэта душа не аморфность, не отстранённое чувство человека, а его наполненность физического пространства, своей оболочки, отсюда такое болезненное восприятие времени и действительности. В конце двадцатого века поэзия порой содержала уход от художественных ценностей и требовала воспевания несуществующих значений, отчего происходил разрыв между официальной и неофициальной, в которой ощущался настрой общества и предтеча нового времени, которое наступило только в форме болезненного искательства устройства общества, а в нём человека со своёй душой.
В стихе «Молитва» поэт обращается к Господу, сотворившему наш мир:
Храни, Господь, народ наш русский.
Чтоб не раздавался плач кукушки,
И да вернётся блудный сын!
Храни Москву, храни деревни
От шибко грамотных голов.
Храни от тёмного безверья.
Пусть прольётся звон колоколов!
Храни, Господь, народ наш русский
И возлюби – он плоть твоя!
Эта молитва раскрывает душу поэта, которая рвётся из тесного, погрязшего в грехах мира к глубокому небу и чтоб печальный звон колоколов очистил от всякой скверны людей. Трепетность и чувственность к родной природе проходит лейтмотивом во многих стихах поэта. Душа – тончайший инструмент, который способный воспеть прекрасные порывы, краски родной природы, порой невидимые и незаметные простому глазу. Стихотворение «Осеннее утро» – пейзажная зарисовка уральской осени. Яркость красок перед увяданием природы восхищает художника. Читая стихотворение, чувствуешь, как природа тихо замерла в ожидании зимы, прихваченная первым ночным морозцем.
Переехав в областной центр, Николай Бурашников не становится истинным городским жителем, его не влечёт шумная суета большого города, вечерние огни проспектов. Слишком шумно и слякотно на душе, от всего протекающего мимо него. Он накрепко привязан к земле, к простому мужику, который ему близок и понятен, и он не видит себя в разрыве от того истинного, что близко его трепетному сердцу.
А в городе нету простора,
Где глазом бы мог отдохнуть:
Вон – дом, вон – решётка забора,
А там, там ещё что-нибудь.
Короткие строки стиха московской поэтессы Риммы Казаковой:
И сладостно – любить Россию,
Хотя любить и нелегко!
можно напрямую соотнести с творчеством Николая Бурашникова, заявившего о себе, как о русском, национальном поэте. Некоторые тексты имеют ярко исповедальный характер, поэт не скрывает своего настроения, видения реальности, которая обжигает его сердце и не даёт успокоиться. Любя Россию, какая она есть, он выстрадал своё философское мировоззрение, порой обращаясь к Богу, не ища у него защиты, а что бы Он указал заблудшим правильный путь к свету.
В своих стихах часто использует диалектические слова, которые употребляются в разговорной речи местными жителями, таким образом придаётся колоритность и красочность векового быта. Поэт большого дарования, искавший в стихотворной форме сущность нашего бытия, вечные для человека темы, многое мог бы написать, но жизнь оборвалась как-то нелепо. Сентябрьским вечером 1999 года поэта забили насмерть уличные подонки.
Московские кинематографисты сняли о Николае Бурашникове фильм «Святой №», где поэт сыграл самого себя. В последних кадрах он взбирается по глубокому снегу к Храму на Белой горе. Это символично, он и прожил жизнь, всходя на свою Голгофу.
***
Я говорю себе: не спи!
Ты будешь спать года.
Высоких звёзд не разлюби,
Не разлюби пруда.
Сойдя тихонько под угор,
На берегу ночном
Послушай тайный разговор:
О чём они, о чём?
И Млечный Путь через века
По сердцу будет течь.
Свет языка, плеск языка –
Волнующая речь.
***
В открытое окно шумит осенний дождь.
На улице темно, и в комнате темно.
И плачу я, ну что с меня возьмёшь:
Так хорошо в душе, как не было давно.
Я не кричу: подать сюда огня.
Не надо ничего, и лучше ни гугу.
Я счастлив тем, что слёзы у меня,
А я-то думал – плакать не могу…
***
Дороге нашей не было конца.
Бил снег в лицо. Мы гроб несли отца.
Без горьких слёз из-под опухших век.
Отца несли, проваливаясь в снег.
Но тяжело дышала в спину мать.
Так на её дыхании и шли:
Бил снег в лицо, и мы отца несли.