«Проникнуть в суть необъяснимого…»

2

11269 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 74 (июнь 2015)

РУБРИКА: Книга

АВТОР: Богданов Юрий Николаевич

 

Купить в Киеве хорошую мебель для офиса можно по самым доступным ценам. Речь идёт о сейфах, стеллажах и, конечно, металлических шкафах. Такой шкаф для документов вместителен, не занимает много места и очень удобен для систематизации документов. 

 

 

Ирина Щербина. «Из глубины незримых тайников».  Стихотворения. – Рязань: Издательство «Литера М», 2015.

Ирина Щербина. «Из глубины незримых тайников». Стихотворения. – Рязань: Издательство «Литера М», 2015.

 

Книга поэзии  Ирины Щербины «Из глубины незримых тайников» – это новый взгляд на своё творчество, на его истоки, питающие вдохновение, и вообще – на жизнь. Поэтесса даже в мыслях не возвышается над «толпой», не ставит свой талант превыше всего, а просто и естественно размышляет о текущем времени, откровенно разговаривает с заинтересованным читателем и находит в нём понимание. Как и обычный человек, она иногда сомневается в правильности своих суждений, но не опасается, что её стилистику и образность осудят «привередливые критики»: 

 

Хоть род людской неприхотлив,

Наверное, под силу каждому,

Зерно от плевел отделив,

Средь шелухи увидеть важное.

 

И, сокрушив сомнений рать,

Рукой коснуться неба синего –

Непостижимое понять,

Проникнуть в суть необъяснимого.

 

Поэтому и в названии книги «Из глубины незримых тайников» таится загадка, которую Ирина Щербина открывает нам своими проникновенными и доверительными стихами.

У каждого талантливого человека, работающего в «творческом цеху», существует своя внутренняя духовная   концепция, определяющая всё его творчество. Она есть явление врождённое: и только со временем, осмыслив себя творцом, поэт может более точно дать характеристику данному явлению:   

         

Я так люблю перо и кисть,

Их виртуозное уменье

Создать портрет стихотворенья

И нанести узор на лист!

 

Возможно, это – прихоть, блажь –

Запечатлеть черты былого,

В застывших красках видеть слово,

В минувшем – новый антураж.

……………………………………….

А чародейство наяву…

Ведь я – с Природою едина –

Свой мир малюю, как картину,

И, как роман, пишу судьбу.

 

А судьба поэта, в первую очередь, зависит от той степени ответственности, с которой он относится к своему таланту. Поэтому не спонтанно, а глубоко прочувствованно автор обращается к творчеству наших гениальных поэтов: Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Александра Блока, ощущая свою неразрывную связь  с русской классической литературой.

Цитата из «Талисмана» А. Пушкина даёт Ирине Щербине возможность по-своему «высветить» данную тему: «…Среди терзающих сомнений Петляет  творчества тропа…» и далее: «…Нет благороднее удела – Дарить талант, как талисман…»  И вот, как завершается стихотворение:

 

Талант не выкупить обманом

Под маской вычурных имён.

Пусть светит вечным талисманом

Бессмертье будущих времён.

 

Небольшой цикл стихотворений, посвящённый Михаилу Юрьевичу Лермонтову, расширяет диапазон причастности поэтессы к отечественной литературе. Лермонтовская строка «И в небесах я вижу Бога» открыла в душе Ирины Щербины космические ощущения его поэзии и общения с Богом:    

                   

Не нужно распятий, не надо икон,

Так тихо, но всё же не спится.

Я выйду за хутор, где трав перезвон,

И стану молиться, молиться…

……………………………………

Покоем объята ночная Земля,

На ней только я  и Всевышний.

 

Оттолкнувшись от стихотворных строк М. Лермонтова «Как сладкую песню отчизны моей Люблю я Кавказ» поэтесса, как бы обобщая для себя творчество Михаила Юрьевича, говорит:

 

Кому-то – безутешная слеза,

Кому-то – праздник пёстрого базара…

А мне – печаль вселенская Тамары

Да древние на стенах образа.

 

Давно замечено как благотворно на судьбы молодых русских поэтов влияет классическая отечественная литература, проникнутая любовью к Родине, родной земле. Поэтому, естественно, в книге есть и такие стихотворения. К примеру, «Родина», которое поэтесса строит на  противоположностях:    

 

У России издавна

Сотни прозвищ всяческих.

 

«Ласковая», «Грозная»,

«Мачеха» и «Матушка»,

То – «Ярмо несносное»,

То – «Зазноба-ладушка».

 

Сам по себе приём интересный, позволяющий  дать и яркую образную картину, и философское обобщение темы. И, конечно же – показать красоту нашей русской природы:   

            

Золотистой полосою

Лёг закат на березняк,

Окунув каймой косою

В реку неба яркий стяг.

…………………………..

Переливчато сиянье,

Блики трепетно чисты,

Словно тайные посланья

На заломах бересты.   

 

В глубоких по смыслу стихах читатель ощущает нескончаемую любовь Ирины Щербины ко всему живому на земле. Но часто за резкостью внешних смелых образов кроется лирика, жизненная философия, поражающая своей конкретностью  и глубиной:  

                        

Ржавые прорези неба

Льют, ожидая утраты,

Капли кровавого света

В рыжие жилы заката.

 

Ярче, чем злато киотов,

Вечер горит, отражая

Адский огонь на воротах

Нами забытого рая.

 

Но рай любви не забывается, не исчезает, оттого книга поэтессы не бесстрастна, а полна напряжённых чувств лирического героя, в которых «…Тело и тень, Пламя и лёд…». В стихотворениях «Выстрел», «На эшафоте», «Ворожба», «Чародейка» это чувство вырастает до космического трагизма:

 

Мне знакомы такие слова

От которых ковыль зеленеет,

Дикий зверь на бегу цепенеет,

Кругом стелется одурь-трава.

И стихает людская молва…

 

И во многих стихах якобы «затишье» превращается в  неистовый шторм, в драму, а иногда и в трагедию: «Небрежный локон, крылья в крови… / И гордость – так хороша! / Никто не видел, как от земли / Летела моя душа». Вряд ли не верующий в Бога человек будет писать о душе, православных храмах, о вечной жизни в потустороннем мире:   

 

Тихой радостью душу мою

Наполняют церковные звоны.

Без смущенья гляжу на иконы:

Мне шагать по сухому жнивью

В неизбежность осенней поры,

В неизбывность судьбы, в бездорожье…

 

Там, приникнув к святому подножью,

Я увижу вершину горы.

 

Читаем стихотворение об ушедшем близком человеке. Трагедия? Да! Но автор разговаривает с ним, как с живым: «И кажется – всё ты слышишь, Пространство пронзаешь взглядом, Неведомой жизнью дышишь В живущих со мною рядом». И вот концовка стихотворения:

 

Минувшее – тонкой нитью,

Меж туч – голубым оконцем…

Как ласкова гладь гранита,

Согретого вечным солнцем.

 

Такие стихотворения как: «Глаза уездных Богородиц», «Планета души»,   «Мы давно уже в пути», «Дары волхвов», «По тернистой тропе», «Какое жестокое время», «Лестницы», «Встречи»,  «Смейся звонко, беззаботно» прямо или косвенно примыкают к  «блоку» стихов о духовности. 

     

Глаза уездных Богородиц

Не знают пышности столиц.

За старым храмом – лес, колодец

Да строгость деревенских лиц…

          ………………………………….

Чиста, светла душа народа.

С надеждой смотрит человек

В глаза российских Богородиц.

И ныне, присно и вовек!

 

Или вот строки из стихотворения «Лестницы»:  «Тщетных мечтаний  прах,  / Вера в конце пути… / Детский минуя страх,  / нам сужено идти  / Вверх по ступеням лет  / Вплоть до печальных тризн… / Зная: за мраком – свет.  / А после жизни – жизнь». 

Думаю, что книга Ирины Щербины не может остаться незамеченной  как читателями, любящими поэзию, так и профессиональными литераторами. Ведь это – серьёзный и значительный шаг поэтессы на пути глубокого осмысления собственного места в современном мире и творчестве. Доброй ей дороги!

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов