Юбилей двух бойцов – Максима Перепелицы и Ивана Бровкина

1

10961 просмотр, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 80 (декабрь 2015)

РУБРИКА: Страницы истории

АВТОР: Смолянников Сергей Алексеевич

 

«Максим Перепелица»Совсем недавно, 12 декабря, в обычный день календаря, мы вспомнинали, что это день рождения актера, представлять которого нашему обществу не приходится - это Леонид Федорович Быков.  Лишь только стоит произнести его имя, как мы тут же вспоминаем Петю Мокина из кинофильма «Укротительница тигров», Алешу Акишина из «Добровольцев», Алешку из «Алешкиной любви», Зайчика из одноименной кинокомедии, Сашку Макаренко из «Разведчиков», пулеметчика Гаркушу из фильма «На семи ветрах»,  ефрейтора Святкина из «Аты-баты, шли солдаты» и, конечно же, «Маэстро» - командира эскадрильи из легендарной киноленты «В бой идут одни старики». Мы вспоминаем Леонида Быкова, говоря о том, что ему исполняется в этот день 87 лет…  Да-да, именно так, исполняется, а не исполнилось бы, поскольку знаем, что человек живет среди нас, пока мы помним о нем. Но, вспоминая о легендарном актере, прекрасном режиссере и замечательном человеке, каким и был, Леонид Федорович Быков, хочется вспомнить и о том, что творческим стартом для Леонида Быков стала культовая кинолента «Максим Перепелица», юбилей которой мы и отмечаем в этот день. И в эти же дни мы вспоминаем еще об одном фильме с точно таким же сюжетом – имя которому «Солдат Иван Бровкин».

 

Последние дни уходящего 1955-го стали триумфальными и сенсационными для советского комедийного киноискусства, прославляющего простого советского солдата – сельского и деревенского парня. Это черно-белый фильм Анатолия Граника «Максим Перепелица» и цветной широкоформатный режиссера-сценариста Георгия Мдивани «Солдат Иван Бровкин». Последние дни уходящего 1955-го стали триумфальными и сенсационными для советского комедийного киноискусства, прославляющего простого советского солдата – сельского и деревенского парня. Это черно-белый фильм Анатолия Граника «Максим Перепелица» и цветной широкоформатный режиссера-сценариста Георгия Мдивани «Солдат Иван Бровкин». И хотя с момента их появления на отечественном экране между крестными отцами, т.е. сценаристом Иваном Стаднюком и Георгием Мдивани (первый обвинял второго в плагиате, что в принципе было правдой, за что Мдивани имел «серьезный партийный разговор») возникли серьезные трения, оба фильма были восприняты зрительской аудиторией «на ура».

 

Обе «солдатские кинокомедии» пришлись всем  по вкусу. Причем, если «Солдата Ивана Бровкина» больше полюбила российская зрительская аудитория, то в украинском селе полюбили, без сомнения, «Максима Перепелицу», считая, что фильм этот украинский (а сценаристом, как уже было отмечено, был Иван Фотиевич Стаднюк, написавший еще в 1951-м одноименную повесть), как и снятый в украинском селе (конечно же, в любом, ведь именно из него вышел в свет Максим). Но, увы. Как часто это бывает, истина далека от надуманности. Киношедевр, коим и стал фильм «Максим Перепелица», снятый на украинский манер, был произведением ленинградских киномастеров.

 

После «Максима Перепелицы» стали востребованы на экране такие молодые ленинградские и киевские актеры, как Людмила Костырко-Сосюра (сыгравшая Марусю, невесту Максима), Василий Фушич (Степан Левада), Таисия Литвиненко (невеста Степана Левады), Игорь Ефимов (неудачный жених Маруси), Александр Степанов (командир взвода), Александр Суснин, Сергей Сибель и Раднер Муратов (сослуживцы Максима). И стал он открытием нового актера, Леонида Быкова, сыгравшего главную роль.  Как и для Леонида Харитонова также же главной ролью ворвавшегося через экран в жизнь советских людей. И как сыгравших! Возможно, на решение о взятии молодого актера на такую интересную роль повлияло участие Леонида Быкова в другой кинокомедии «Укротительница тигров», где он сыграл чудаковатого и  смешного Петю Мокина.  Как бы там ни было, но именно роль Максима Перепелицы стала творческим стартом Леонида Федоровича в дальнейшей кинематографической жизни. А говоря о самом Быкове, стоит отметить, что эта культовая картина дала путевку в творческую жизнь еще и многим будущим талантам отечественного кино. Судите сами. После «Максима Перепелицы» стали востребованы на экране такие молодые ленинградские и киевские актеры, как Людмила Костырко-Сосюра (сыгравшая Марусю, невесту Максима), Василий Фушич (Степан Левада), Таисия Литвиненко (невеста Степана Левады), Игорь Ефимов (неудачный жених Маруси), Александр Степанов (командир взвода), Александр Суснин, Сергей Сибель и Раднер Муратов (сослуживцы Максима). Также хочется вспомнить и о том, что «Максим Перепелица» дал творческий старт будущим звездам советского кино – Кириллу Лаврову (военный фотокорреспондент) и Лидии Федосеевой, еще без второй части фамилии «Шукшина» (девушка, провожающая парней в армию), для которых эти роли стали первыми в кино. Как стоит вспомнить и о талантливом составе «стариков», сыгранных такими актерами, как  Николай Яковченко, Александр Борисов, Нина Тамарова, Георгий Вицин, Константин Сорокин, представляющими собой великий и могучий многонациональный творческий коллектив. И конечно же, нельзя умолчать и замечательный актерский коллектив другой «солдатской кинокомедии», где фамилии, как именитых, так и молодых мастеров экрана стали узнаваемыми на долгие годы. Это конечно же, Татьяна Пельтцер, Михаил Пуговкин, Евгений Шутов, Сергей Блинников, Петр Савин и многие другие.

 

Стоп-кадр «увлеченного творчества» солдата Ивана БровкинаИ все же особо хочется отметить работу самого Леонида Быкова, сыгравшего так, что и до сих пор, вспоминая его, первое, что мы называем – его роли Максима Перепелицу и, конечно же, «Маэстро». Может быть, поэтому так и случилось, что все остальные роли в других фильмах, где Быков был и актером, и режиссером, так и остались ролями с искоркой юмора, напором смеха, переполненными народной душевной сатирой. Эти же качества были востребованы в творчестве Леонида Быкова, когда он длительный период (кроме режиссерской работы) являлся сценаристом популярного сатирического журнала «Фитиль».

 

Но главное в том, что все началось, как говорится с «Максима Перепелицы», фильма, который был нужен в те сложные 50-е годы, который востребован сегодня. Вспомни, уважаемый читатель (впрочем, как и зритель), как Максим Перепелица, веселый, озорной, 

беззлобный и находчивый парень из украинского села, несмотря на свою молодость, был весьма известным в родном селе.

Как бы там ни было, но именно роль Максима Перепелицы стала творческим стартом Леонида Федоровича в дальнейшей кинематографической жизни.

Правда, был у него недостаток - это умение придумывать всякие небылицы и отлынивать от работы. А вот любовь у него к девушке была настоящая, вот только доказать ее надо было не словами, а делами. Борясь за сердце своей любимой Маруси, он перед убытием на службу, якобы от ее имени, «рассылает» всем парням и мужикам (включая и стариков) гарбузы - традиционный украинский знак отказа в сватовстве, чем вызывает переполох в селе. Да и сюжет «Ивана Бровкина», как уже ранее отмечалось, схож до 100% повтора. Но главное ведь в том, что оба фильма до сих пор дадут фору любому многомиллионному «шедевру».

 

Собрание колхоза даже хотело лишить Перепелицу почетной обязанности служить в армии, но Максим дает слово исправиться. Впрочем, и в армии поначалу он не оставляет своих проделок. Пытаясь избежать трудностей службы, Максим по-прежнему хитрит, только здесь хитрость обходится ему то нарядом вне очереди, то арестом на гауптвахте. Однако гибкость характера, помощь друзей и старших товарищей и, конечно же, добродушный украинский (по настоящему, украинский) нрав его перевоспитывают. Проявив смекалку и инициативу во время учений, он получает звание младшего сержанта, прибывает в родное село во время отпуска, и Маруся, наконец, отвечает ему взаимностью.

 

Обе «солдатские кинокомедии» пришлись всем  по вкусу. А чего стоят, цитаты и выражения, ставшие, «крылатыми». К примеру, такие: «Тебя, что, из армии выгнали?!»; «В армии из него человека сделают»; «Эх, ты... Культурный человек, токарь пятого разряда, а не знаешь, что никотин отражается аж на нервах!»; «Там, где пехота не пройдет и бронепоезд не промчится, Максим на пузе проползет, и ничего с ним не случится» и другие. Как стоит вспомнить и о том, что в этом фильме впервые прозвучала песня «В путь», ставшая любимой для многих поколений, прошедших суровую солдатскую службу.

 

И именно, поэтому, говоря о прошедшем - ушедшем дне рождения великого сына российского и украинского народов, каким, собственно, и был Леонид Федорович Быков, хочется вспомнить о юбилее фильма, ставшего стартовым для него самого и для нашей общей духовности. Как хочется в этот день вспомнить и талантливого Леонида Харитонова, чья звезда так быстро взлетела с его образом солдата Бровкина и, к сожалению, ушла с небес в память, как память об актерах из таких двух замечательных лент…

 

 

Интернет магазин джинсов предлагает только качественные джинсы, джинсовую одежду и аксессуары известных марок Levis, Wrangler, Lee. Поставки в магазин осуществляются из США. Если нет нужного размера или модели, оставьте заказ и товар будет доставлен через 3-4 недели. Доставка наложенным платежом. 

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов