1945 год; истоки Вселенского Собора

1

8591 просмотр, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 87 (июль 2016)

РУБРИКА: Вера

АВТОР: Трофимов Олег (священник)

 

Русь святая.jpg

Истоки проведения Вселенского Православного Собора  надо искать задолго до 2016 года. Знание тех событий открывает полнокровный смысл событий, связанных с подготовкой и трудностями Всеправославного Собора в наши дни.

 

1945 год – это год Великой Победы, которая совсем не случайно выпала на Пасху (Пасхальную неделю), на день памяти покровителя Третьего Рима – Москвы – святого великомученика Георгия Победоносца. День за днём Русская Православная Церковь  активно принимала участие в приближении этой победы.

Именно Промыслом Божиим произошла эта победа. Когда немец был уже почти у стен Москвы и ему ничего уже не мешало войти в город по Волоколамскому шоссе, когда генералиссимус СССР И.В. Сталин обратился к народу со словами «Братья и сестры!», явилась милость Божия. Весь православный мир тогда молился за многострадальный русский народ. На эти молитвы отозвалась Пресвятая Богородица; Она явилась благочестивому митрополиту гор Ливанских Илии после его затвора, строго поста и молитвы. 

 

После трёх суток бдения ему явилась в огненном столпе Богородица и объявила, что он, как истинный молитвенник и друг России, избран для того, чтобы передать Промысел Божий народу российскому. Если всё, что определено, не будет выполнено, то Россия неминуемо погибнет. Богородица передала митрополиту Илии весть: «Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и из тюрем, должны начать служить. Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда – сдавать нельзя. Пусть вынесут чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут её крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Это избранный город. Перед Казанскою иконой следует совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Когда война окончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена».

Вся информация была передана Сталину, который вызвал к себе митрополита Сергия (Старгородского) и обещал выполнить перечисленные условия, т.к. не видел другой возможности спасти страну.

 

Так и было сделано, перелом и победа в войне наступили. Очевидные явные и многочисленные чудеса весьма протрезвили товарища Сталина. Хотя бы то, что Киев – мать городов русских – был освобождён  в день празднования Казанской иконы Матери Божьей. В бывшем семинаристе произошла «оттепель». В то время СССР, который иностранцы так и продолжали называть – Россия, имел небывалый авторитет в мире, даже русские эмигранты восхищались этой победой и питали надежды на перемену политики в СССР.

Несмотря на репрессии Русская Православная Церковь сохраняла свой абсолютный авторитет в мировом православии, тем более после победы. В 1943 году  было восстановлено патриаршество. Мысль о проведении Вселенского Православного Собора в то время возникла именно в русской среде, его идеологом стал святитель Серафим (Соболев), архиепископ Болгарский (1881–1950), который в 1946 году даже принял советское гражданство. Ревностный антиэкуменист (о значении этой заметки мы будем говорить позже), канонизированный Русской Православной Церковью совсем не случайно в 2016 году,  РПЦЗ  был канонизирован ещё раньше –  в 2002 году.

Сталин, имевший после победы в ВОВ небывалый авторитет, мог провести в то время любые кардинальные перемены в мире и в стране. В 1940-е годы возросло значение Церкви, многие храмы были открыты, священники возвращены из тюрем и лагерей. Триумфальными явились результаты Львовского Собора 1946 года, в результате которого произошло присоединение значительной части паствы Греко-католической Церкви в УССР к РПЦ МП. Всё это импонировало советскому правительству и лично товарищу Сталину.

 

Новоизбранный Патриарх Московский Алексий I (Симанский), считавший, что Церкви,  благодаря покровительству Матери Божией, принадлежит решающая роль в достижении победы, набравшись мужества, обращается к Сталину со следующим предложением:  восстановить роль Русской Православной Церкви как официальной в государстве, провести Вселенский Православный Собор в Москве. Всё это соответствовало политике СССР для  его утверждения в мире. Но Сталин пошёл ещё дальше, он предполагал, благодаря этому Собору,  сделать Московскую Патриархию центром мирового православия и таким образом   получить большее влияние в мире. Подготовка к Собору началась в 1945 году, а планировали провести его в 1948 году.

За эту идею ратовали и полностью поддержали её Поместные Православные Церкви, особенно просоветски настроенные Константинопольский Патриарх Максим V (Вапордзис) (1946–19.10.1948) и Сербский Патриарх Гавриил V (1938–1950). Сербский Патриархат имеет значительный вес среди славянских Церквей, поэтому его решение было весьма важно; в диптихе Церквей Патриархат стоит на четвёртом месте. Афониты также поддержали эту идею. 

Но что пошло не так? Почему этого не произошло?

 

После Ялтинской конференции 1945 года и лицемерных улыбок, бывшие союзники стали врагами. Они не прочь были даже применить ядерные бомбардировки  СССР и не могли не учитывать религиозный фактор. В 1948 году в Константинопольской Патриархии происходит американский переворот, и пророссийского Патриарха Максима V свергают. Личным самолётом президента США Гарри Трумена в Стамбул доставляется патриарх  Афинагор (Аристокл Спиру) (1 ноября 1948 – 7 июля 1972). Собор был сорван. Всё окончилось проведением в Москве Совещания Глав и Представителей автокефальных Православных Церквей в 1948 году.

Инициативу проведения Вселенского Собора, с одобрения и поддержки Римского папы,   взял на себя проамериканский патриарх. Известны его заигрывания с Ватиканом, он был даже согласен в своём экуменизме принять унию Рима и внедрение нового стиля. Учитывая такое положение дел, РПЦ была категорически против проведения Собора, тем более что эту инициативу украли у неё.

 

Идеолог Вселенского Собора святитель Серафим (Соболев), о котором мы вспоминали выше, в то время находился под давлением экумениста Экзарха Болгарской Церкви Стефана I (Шокова) (1945–1948). В июле-августе 1948 года святитель находился в Москве и был приглашён для участия в Совещании Глав и Представителей автокефальных Православных Церквей. Это было сделано для нейтрализации экуменически настроенного Экзарха Стефана I. 

«Оттепель» продолжилась недолго, Сталин не пошёл полностью тем путём, который был ему указан Богоматерью. Сталин поддержал в Сербии кровавого лидера коммунистов Иосифа Броз Тито, проводившего репрессии против сербского духовенства. Это обстоятельство весьма повлияло на решение Сербской Церкви по поводу несогласия Вселенского титула Московского Патриарха. Совсем неслучайно СПЦ в 1948 году  канонизировала русского Царя Николая, вместе с семьей расстрелянного коммунистами, причислив его к сонму святых мучеников.

В 1953 году умер Сталин, и на Церковь вновь обрушились репрессии.

 

Всё это время РПЦ не видела смысла в своём участии в Соборе, проводимом под влиянием США и Турции. Результат его был очевиден как экуменический и прокатолический, в нарушение соборного голоса Поместных Церквей. Только после заявления в апреле 2016 года Патриарха Константинопольской Православной Церкви в Шанбезе, что «решения будут приниматься в консенсусе и совместно с Поместными Церквями», они проявили активную инициативу в подготовке своего участия в этом Соборе. Но последние заявления богословского советника Константинопольского Патриарха архидиакона Иоанна (Хрисавгиза) о том, что «решения Собора будут обязательны для всех Поместных Церквей вне зависимости от их мнения и участия», сделали невозможным участие в нём Русской Православной Церкви, так как это попирает основополагающий принцип взаимоотношения Церквей – Соборность. В документы Собора не были внесены поправки от Поместных Церквей. Поэтому Собор в таком случае не  может иметь статус не то что Вселенского, но и даже Всеправославного; это не больше чем Совещание некоторых Поместных Церквей.

 

Такому положению вещей в первую очередь радуются  враги Церкви Христовой, поскольку  наметилась тенденция к возможному расколу во Вселенском Православии. На Соборе, организованном таким образом, заведомо предполагалось не решение насущных вопросов, накопившихся за последнее тысячелетие, соборным голосом, а усиление проамериканского антихристового влияния на жизнь Церкви. Благодаря  этому раскольники на Украине (УПЦ КП, УАПЦ) ожидают возможного разрыва отношений Константинопольской Православной  и Русской Православной Церквей и своего признания, легитимизации того насилия и бандеровского радикализма, которые они  осуществляют против канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Стоит вспомнить, что КПЦ не допускает к участию на этом Соборе Американскую Церковь, которая получила автокефалию от РПЦ, и не признают её. При формальном заявлении КПЦ о невмешательстве в дела на канонической территории РПЦ МП на Украине, ведутся закулисные переговоры с раскольниками. Вот они, двойные стандарты.

Принять участие в этом Соборе решила Сербская Православная Церковь, которая мотивирует своё решение тем, что будет являться голосом славянских Церквей, хотя перед этим она официально заявила об отказе участвовать в Соборе. Весьма очевидно, что иерархи Сербии, которая находится под давлением ЕС и США, не смогли противостоять этому давлению, и можно  представить, какие уже подготовлены конечные постановления и как их будут принимать. Господи помилуй!

 

Какой же выход в этой ситуации для Русской Православной Церкви?

Это возвращение к истокам Святой Руси, к миссии, предназначенной Пресвятой Богородицей: Москва – Третий Рим! Ещё при Патриархе Никоне в 1656 году был основан удивительный Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, построенный так, что в нём есть престолы для одновременного служения всех предстоятелей Поместных Православных Церквей! Также там сооружён и дополнительный престол для Армянской Апостольской Церкви, в случае если они примут Православие! В идею Москва – Третий Рим ещё тогда вкладывалось первенство Русской Церкви над всеми Поместными Церквями, решение именно в РПЦ таких вопросов мирового православия как проведение Вселенских Соборов, тем более что в то время уже не было независимых православных государств, на Руси же оставались единственные православные монархи. Сегодня ситуация весьма подобна. И единственное соответствующее место как для Всеправославного, так и для Вселенского Соборов, где не будут попираться права соборности Поместных Церквей, где Ватикан и США не имеют своего влияния – это Русь, которая и является, по статистике, первой в мире среди Православных Церквей!

Святая Русь, храни веру православную, в ней же твоё утверждение!

 

 

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ! Автор статьи протоиерей Олег Трофимов, патриот Новороссии, из-за гонений лишён имущества, жилья, места служения, нуждается в нашей помощи, просим помочь.  Карта Сбербанка России: 676196000086178580

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов