«Что мелькнуло и прошло»

2

8870 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 91 (ноябрь 2016)

РУБРИКА: Событие

АВТОР: Журнал ВЕЛИКОРОССЪ

 

«Что мелькнуло и прошло»

«Память равна воскрешению»

 

Вячеслав Шишков

 

 

«Что мелькнуло и прошло» - под таким девизом  в районном историко-культурном центре города Видное Московской области прошёл музыкальный ретро-вечер, посвящённый памяти и творчеству выдающегося русского композитора, автора многих романсов, песен, опер, симфоний и других музыкальных произведений Александра Александровича Алябьева (1787 – 1851).

Ретро-вечер был организован руководством РИКЦ. Вела его сотрудница Центра композитор Ирина Васильевна Маскаева. Она подробно рассказала о нелёгкой жизненной судьбе Алябьева и  его творчестве.

Были показаны кадры из документального фильма об Алябьеве, звучали его романсы: «Соловей» на слова русского поэта, друга А.С. Пушкина, Антона Дельвига, «Вечерний звон» на слова Ивана Козлова, «Нищая» на слова Беранже в переводе Дмитрия Ленского,  «Незабудочка» и другие.

 

 

«Что мелькнуло и прошло»

Романс «Соловей» на стихи Дельвига стал настолько популярным, что многими поколениями людей воспринимается как народная песня.  Сюжет романса прост – он о горестной женской доле; текст его составлен в стиле русских народных песен – и стихотворно, и музыкально, как обращение к птице соловью. В русской народной лирике соловей – вольная птица, друг, верный крылатый посол, символ ласки и нежности. Стихотворение Дельвига появилось в сборнике «Стихотворения барона Дельвига» в 1829 году, а музыка Алябьевым создана между маем 1825 и февралём 1826 годов. Это говорит о том, что стихотворение получило распространение значительно раньше, чем было опубликовано и послужило Алябьеву поводом для написания романса.

7 января 1827 года романс прозвучал на сцене Большого театра в Москве. Среди множества первых исполнителей: Прасковья Бартенева, немецкая оперная певица Генриэтта Зонтаг, итальянка Аделина Патти. В 1840 – 1850-е годы романс включала во все свои программы Полина Виардо. В Москве с исполнением романса прославился Московский вокальный квинтет Императорского театра под руководством А.И. Грабостова, было много и других исполнителей. Известны слова Петра Чайковского о романсе «Соловей»: «Иногда в музыке нравится что-то совершенно неуловимое и не поддающееся критическому анализу. Я не могу без слёз слышать «Соловья» Алябьева».

 

До сегодняшнего времени романс «Соловей» остаётся одним из самых известных русских романсов, давно войдя в классику всей российской культуры. Такой популярности способствовала удивительная выразительность и душевная простота музыки.

 

 

Ирина Маскаева проводит ретро-вечер, посвящённый памяти и творческой деятельности А.А. Алябьева.  Фото В.Ф. Кузнецова

Антон Дельвиг

 

Соловей

(вариант)

 

Соловей мой, соловей,

Голосистый соловей!

Ты куда, куда летишь,

Где всю ночку пропоёшь?

Соловей мой, соловей,

Голосистый соловей! 

 

Кто-то, бедная, как я,

Ночь прослушает тебя,

Не смыкаючи очей,

Утопаючи в слезах?

Соловей мой, соловей,

Голосистый соловей!  

 

Побывай во всех странах,

В деревнях и городах:

Не найти тебе нигде

Горемычнее меня.

Соловей мой, соловей,

Голосистый соловей! 

 

Завершился ретро-вечер исполнением романса Ирины Маскаевой на слова Анатолия Уварова – «Соловушка».  

 

Рекламное агентство «Идея Фикс» ra-ideafix.ru предлагает информировать клиентов с помощью листовок. Раздача листовок у метро – это эффективный и не самый затратный способ рекламировать товар. Рядом с метро всегда очень много людей, а другими словами – потенциальных клиентов, которым, конечно же, небезынтересно узнать о скидках и распродажах. 

Анатолий Уваров

Соловушка

 

Буйная головушка

Клонится на грудь..

Спел бы мне, соловушка,

Что-нибудь!

 

Песенку весёлую

Мне бы уделил,

Душу невесёлую

Ей развеселил.

 

Помнишь, как бывало

В роще за рекой

Песнь твоя звучала

Весеннею порой?

 

Там, с одной девчонкой,

Веря и любя,

Мы в родной сторонке

Слушали тебя?

 

Там мы обнимались –

Мялась цвет-трава,

Крепко целовались,

Кружилась голова… 

 

Но ушла девчонка –

Унесла цветы,

Из родной сторонки

Улетел и ты.

 

Скучно, одиноко

Стало мне без вас,

 Жизнь-судьба жестоко

Разлучила нас.

 

Я теперь страдаю,

Мучаюсь, томлюсь

И когда не знаю

С милой обнимусь.

 

Поскорей же звонкую

Песенку запой,

Позови девчонку

В рощу за рекой!

 

Но молчит соловушка

Песен не поёт,

Клонится головушка

И на сердце гнёт…

 

Дьякон Владимир Бобков исполняет песню Ирины Маскаевой на слова Анатолия Уварова «Соловушка»  в РИКЦ города Видное Московской области. Фото В.Ф. Кузнецова

Дьякон Владимир Бобков исполнил этот романс с таким воодушевлением, что зал захлестнула эмоциональная волна. Певец заполнил всё вокруг волшебными звуками своего голоса и передал слушателям глубокое чувствование истории и взаимосвязи между «Соловьём» Александра Алябьева и «Соловушкой» Ирины Маскаевой. Ретро-вечер в городе Видное Московской области состоялся ещё и потому, что Алябьев был в этих местах в 1843 году, о чём свидетельствуют записи сыскного агента – майора Цыпинского, следовавшего для досмотра за Алябьевым, которому было запрещено бывать в Москве и Петербурге. Он ездил к друзьям в Остафьево и Коломну. Судом вменялось ему ежедневно покаяние в Храме Рождества Богородицы, где сейчас служит дьякон Владимир Бобков – первый исполнитель романса Ирины Маскаевой «Соловушка».

И хочется верить, что люди, вслушиваясь в реальные соловьиные трели в лесах, рощах и садах России, будут помнить наследие выдающегося русского композитора А.А. Алябьева и продолжателя музыкальных традиций - современного композитора И.В. Маскаеву, а подобные музыкальные и поэтические ретро-вечера вдохновят музыкантов, поэтов и писателей на активную творческую деятельность.

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов