Все написанные мной тематические литературные обзоры произведений русского писателя и поэта Виктора Герасина вводят читателей, любителей русской словесности в удивительный мир творчества нашего видного современника.
«Когда сажусь за стол работать, то по установившейся привычке, а привычке этой не менее тридцати лет, читаю импровизированную молитву: «Творец и Создатель, Боже! Ниспошли на меня благодать ДУХА твоего святого, дабы творил я во славу Твою и на пользу Отечеству». Последуем этой герасинской молитве и мы, прислушаемся к его мудрому слову: «Человек скажет столько слов, сколько Бог положил ему сказать. И ни слова больше, ни слова меньше. Значит, слова надо беречь, помня, что кладезь этот не бездонный. Слова надо экономить – они не безмерны. Экономия слов, бережливость их – есть продление бытия для человека. Замечено же, что долгожители, как правило, были и есть немногословны, бережливы, экономны на слово…
…«Вначале было СЛОВО, и СЛОВО было у Бога, и СЛОВО был Бог» (из «Святого Благовествования» от Иоанна). Значит, началом всех начал есть СЛОВО. СЛОВО есть БОГ. Какое же несказанное значение придаёт СЛОВУ евангелист Иоанн! Если это на самом деле так, то человек – носитель СЛОВА, не в лучшем свете предстаёт перед Всевышним, когда употребляет СЛОВО, как мало что значащий звук, когда употребляет СЛОВО для прикрытия своей слабости, подлости, лукавства, когда лицемерит СЛОВОМ, когда употребляет ЕГО во вред своему ближнему. Это ли есть Божья суть СЛОВА! Как бы всем нам научиться понятию, усвоить, что СЛОВО наше – это и есть Бог. Что стало бы с человечеством?! Какими мы стали бы другими … Пусть я буду печалиться о недосказанном, мало написанном, чем стыдиться пустого многословия. Поэт не может быть «пустомногословным», ибо Бог создаёт его, чтобы посылать через него людям любовь свою и благодать. Поэт – это проводник любви и благодати Божьей… …ЕСЛИ ВСЕВЫШНИЙ ВЛОЖИЛ В ЧЬИ-ТО УСТА ХУДОЖЕСТВЕННОЕ, ОБРАЗНОЕ СЛОВО, ТО ОН ТАК И БУДЕТ ВЛАДЕТЬ ЭТИМ СЛОВОМ. И ОТДЕЛИТСЯ ЕГО СЛОВО ОТ ВСЕГО ЛЕГКОВЕСНОГО, ТО ЕСТЬ ОТ МЯКИНЫ, И БУДЕТ УТЕШАТЬ И РАДОВАТЬ ЧЕЛОВЕКА».
Это строки из «Отдушин» – дневниковых записей писателя. При их чтении подумалось: а стоит ли идти проторенной дорогой: писать, например, традиционное «Вступление» к готовящейся к печати книге «Бессмертник родства Виктора Герасина», не дать ли вместо него слово самому писателю, творческий путь которого в 2012 году ознаменован полувековым юбилеем?!
Надеемся, что читатель не разочаруется, знакомясь с его мудростью, жизненным кредо и нравственными идеалами.
«Как это просто, – читаем в дневнике, – и как это заманчиво, что ли: жить, творить во славу Всевышнего, – то есть гуманно, человеколюбиво, праведно, жить и творить на пользу Отечеству. Нет ли здесь подхода к национальной идее? А было бы, по-моему, для России, особенно для нынешнего её состояния, неплохо во главу всей политики, всего жизненного уклада поставить задачу – жить, трудиться, творить во славу Создателя и на пользу Отечеству… Идея эта требует бессеребреничества, братства, уважения к ближнему. Россия, верю в это всей сутью своей, переболеет и оздоровлённая выйдет на путь к истине – во славу Создателю и на пользу Отечеству. Дай-то Бог нам переболеть поскорее и очиститься...»
Мир сегодня, как никогда, болеет, а его духовность переживает особую хворь: переоценку ценностей, отказ от прошлого, а то и его забвение. Литература, искусство весьма чувствительны к этому, потому и наводнены эрзацами, псевдо- и около- культурными образчиками. Классика в наши дни зажата в их тисках. И уже со всех сторон, особенно, с центра, слышатся голоса о закате литературы.
«…Нет заката литературы, просто ей клапана перекрыли, она накапливается в провинции, в глубинке России. И когда-то она выйдет на российский читательский простор. И удивится мир тому, насколько высоконравственна и духовна истинная русская современная литература… …Русская, российская кладовая литературы там, в глубинке российской. … Пока жив человек, пока жива нация, искусство, в частности, художественная литература, не умирает. Вижу, что искусство честного русского слова живёт в глубине России, в так называемой провинции, на пути слова образовались заторы, искусственно созданные плотины, но оно не исчезло, а складируется в словохранилищах. Но это до поры – до времени. Придёт час, и сорвёт он заторы, и вольно хлынет наше истинное слово на просторы России. Всего подлунного мира…». (Из дневниковых записей «Отдушины») А ведь Виктор Герасин сам именно оттуда – что ни на есть из самой глубинки. Пензенский край, где родился, и Тамбовщина, где состоялся как писатель и поэт, – это его малая Родина. Он сросся с этой русской землёй самыми естественными надёжными родственными узами, выше которых для него нет ничего на свете.
«Уважаю тех, кто Отечество несёт в себе, а не себя в Отечестве. Наши Великие именно несли в себе Отечество: всю скорбь его, всю боль и всю радость редкую, и величие недолгое. Потому они и Великие, что несут в себе Отечество... Особенно в этом смысле отличаю Ф.М. Достоевского. В нём жила такая боль Отечества, которую он не мог не выкладывать на страницы своих романов; только так, таким образом, в попытке освободить душу от великой боли Отечества, рождаются великие произведения, а их авторы остаются в истории Отечества Великими людьми. Это хорошо выразил С.А. Есенин в поэме «Пугачёв»: «Неужель под душой упаду как под ношею...». Об истоках таланта написано много, есть своё понимание их и у Виктора Герасина: «…Посмотрим, что же это за значение такое – талант, послушаем людей, знающих в этом толк. Кажется, самое краткое и ёмкое толкование выразил поэт Е.А. Баратынский: «Талант – поручение Господа Бога». Мысль эту можно развивать и развивать, применяя к творцам разных эпох и народов. Но всем ли творцам Бог одинаковое поручение дал? Может, кому-то легонькое, а кому-то такое, что нести и выполнять это поручение порой вовсе не под силу?.. Бог талантом нагружает душу так, что человек, освобождая её от тяжести, начинает творить музыку, создавать сочетание красок, сочетание слов. Такие сочетания, которые до него не бывали. Названное и всё иное творчество – есть производное души человека, созданное его душой, которой дал такое «поручение Господь Бог». Кстати, наверное, сказать: ещё не задумываясь о природе таланта, за десятилетие, или того больше, от нынешних мыслей, я записал в своём дневнике: «Бог для того создаёт Поэта, чтобы через него посылать людям любовь свою и благодать. Поэт – это проводник любви и благодати божьей к людям. Так и кажется, что я близок был к выражению Баратынского. Баратынский говорит о божьем поручении человеку, награждая его талантом. У меня же «Бог создаёт ПОЭТА (что соответствует награждению талантом) и даёт ему поручение быть» проводником любви и благодати божьей к людям». Не лишним будет привести еще одну фразу (это уже XVIII век): «Время создаёт стандарты, а таланты их разбивают». Возникает вопрос: а зачем разбивать стандарты? Видимо, для того, чтобы человек не останавливался в своём развитии. Создав стандарты, удобно устроившись среди них, что зачастую и происходит в нынешние времена, человек забывает о своём назначении, опять же о божеском, о совершенствовании, о работе над собой, над своей культурой, теряя устремлённость к познанию, поиску истины. В одной из статей, которая так и называлась «О творчестве Геннадия Попова», написанной году в 90-м прошлого века (опубликована в посмертной книге Геннадия Попова «Дела и годы». Избранное. Кн. 2-я, Тамбов. 2001), я заметил: «…степень таланта автора я стал узнавать, определять по стилю, по лёгкости письма. Когда по прозе ли, по стихам ли видишь, чувствуешь, как легко, играючи он несёт свое слово, то от прочитанного произведения становится и радостно, и так же легко… русскую классику отличает легкость письма. И в то же время яркая образность. Ненавязчивая, не притянутая за уши, не каменно-глыбистая, а такая, как есть сама наша природа и как есть сам наш характер русский… Легкость стиха, фразы – это зависит от степени таланта…».
Как видим, герасинские «Отдушины» сродни литературной лаборатории, в них и читатель, и профессиональный литератор найдет много ответов и советов, свежих новаторских суждений о художественном творчестве.
«Что интересно – на литературных сайтах, в литературных изданиях много рассуждают о графомании, и напрасно, якобы, выводят на чистую воду неумех, то есть графоманов. Графомания, как я понимаю, – это любовь графически отображать свои чувства, мысли, желания, знания... Можно ли осуждать, ругать человека за эту любовь? Нет, не следует, потому что каждого из нас научили писать, читать. Вот и пишем, вот и читаем. Книги, журналы, особенно творческие сайты, – всё это проявление любви к письму, к сочинительству. А что касается литературных сайтов Интернета, то здесь, как в бане, все равны, все голенькие. И это не возбраняется. КРАСНЫЙ ЦВЕТОК НЕ ЗНАЕТ, ЧТО ОН КРАСНЫЙ. Это знают те, кто рассматривает его. И зёрна, и плевела растут и созревают, потом, после сбора урожая, их веют, отвеивают, отделяют зёрна от плевел, потому что зёрна нужны, а плевела или жгут, или их разносит ветром. Так что только время и время, а вернее, человек в нем, человечество отделит зерна, соберет, будет употреблять их себе на пользу, а плевелы развеют ветры…».
И далее:
«Читаю повести ли, рассказы ли, стихи ли, и если душа заликует во мне, зарадуется, закричит: да это же про меня! – вот такое произведение состоялось именно для меня. В детстве страстно любил стихи Некрасова, ну, будто обо мне пишет. Позже, лет в пятнадцать, с Есениным встретился и аж заплакал: да это же про меня! И пошло... Достоевский в «Братьях...» – да это же про меня! Шолохов – да это же про меня! Константин Воробьёв, Василий Шукшин, Григорий Распутин... - да это же про меня! А у Лескова «Очарованный странник» – да это тоже про меня! Таким образом анализирую всё, что читаю, – про меня или не про меня…».
Видимо, потому столь любимы читателями десятки герасинских повестей и рассказов сегодня, они не устарели. Ибо написаны жизненно и правдиво. Их читают. И это ответ тем, кто не верит в нашего читателя.
«Когда-то в недавнем прошлом, – делится своими мыслями писатель, – СССР называли читающей страной. Кто называл? Наверное, идеологи. Не думаю, что рабочие или крестьяне, или интеллигенция были такого же мнения. Им просто, как всегда, не до вычислений было - кто, сколько и когда читает. Да, не имея телевизоров, тем более, Интернета, люди были, как бы, обречены на книгу. Как бы обречены. Но опять же, сколько было таких обречённых? Чтение – это труд, это, наконец, определённая культура сообщества. Меньше ли сегодня читателей, чем, например, в середине прошлого века? Однозначно ответить на этот вопрос не могу. Но не соглашусь и с теми, кто уверенно заявляет, что читать стали гораздо меньше».
У В.Герасина есть все основания так полагать. Ибо любители словесности не перевелись и в наше сложное, якобы, «не читательское» время. Подтверждением тому служат произведения писателя.
У них есть своя громадная многотысячная аудитория, о чём явно (количеством прослушек и скачиваний) свидетельствует и интерес слушателей к его аудиокниге рассказов « Здравствуй, это я!..» .
«…Рассказ – это один из самых сложных жанров в художественной литературе, – считает писатель. – Кажется кому-то, что коротко – это легко. Нет и нет, коротко – это и есть трудно. Всё зависит от того, у кого какое дыхание, на что рассчитанное. Представьте себе легкоатлета, который на короткой дистанции может достичь ошеломляющих результатов, а на длинной дистанции он просто бессилен. И, наоборот, на длинной дистанции успехи, а на короткой - провал. Так и в творчестве, есть романисты и есть рассказчики. Возьмите романы Толстого и его рассказы. Да, он рождён и его дыхание поставлено на длинные дистанции. То же и Достоевский. То же и Шолохов. Примеров можно приводить бессчетно из русской и мировой литературы. Зато Чехов, Бунин, Куприн... – это уже мастера короткой дистанции. С особой энергетикой, с особым дыханием». (Из дневниковых записей «Отдушины»).
Для писателя важен не сам по себе творческий процесс, а его нравственная составляющая. Он своим художественным словом заботится о духовном родстве людей, и себя считает их родным братом по сути своей человеческой. Это и есть его бессмертник родства. Потому и не приемлет тех, кто выпадает из такого гуманного рода.
«Из одного и того же дерева один делает икону, другой – дубину. Из человека то же самое, кто-то делает икону, а кто-то... Я с вами, люди добрые, со всеми, кто творчеством своим делает или пытается сделать икону и поклоняться ей, то есть, человеку поклоняться. Я всей сутью своей не терплю тех, кто человека превращает в дубину – они мои враги кровные». (Из дневниковых записей «Отдушины»)
В заключение скажем, что, видимо, нет в мире ещё одной такой гармонии, подобной духовным связующим нитям двух культур - Украины и России. Нет ощущений чище и светлее, чем чувства братства и единения украинского и русского народов.
И заслуживают всенародной любви и уважения те их представители, которые способны нести и приумножать эти миролюбивые дружественные настроения, не смотря ни на какие противоречивые исторические или политические коллизии.
Одним из них и предстаёт перед нами сын земли русской и своего народа – писатель и поэт Виктор Герасин.
Живые квесты в Москве – это страшно интересно! Игра, организованная в условиях, приближенных к реальности. Разгадка тайн и головоломок, поиск улик и ключей. А может быть, вы хотите попасть в логово вампира или проникнуть в тайны пирамид?.. На всё про всё у вас есть час! Ознакомьтесь с правилами игры и условиями участия и записывайтесь на ближайшие игры!