Времена вне года в самодельных песнях

0

7934 просмотра, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 103 (ноябрь 2017)

РУБРИКА: Книга

АВТОР: Уткин Сергей Сергеевич

 

О книге Анатолия Васильевича Беляева «Остановленные мгновения-1», Стихотворения. Баллады. Поэмы., г.Кострома, 2011 г., ГП КО Издательский дом «Ветлужский край», 416 с.

 

 

Писателей, людей, переписывающих себя и других, вмещающих и вымещающих своё отношение к проговариваемому, за сотни лет, наделивших человечество умением писать, грамотностью, стало нестерпимо много для книгочея. Именно для него, ибо прочим, ко слову печатному не склонным, все миллиарды страниц, заполненные человеческими помыслами, замыслами, вымыслами, тайными знаниями, явью и прочим, бесполезны, бессмысленны, зряшны.

 

Козьма Прутков предупредил всех, чтоб не пытались «объять необъятное». Вот и читатель вдумчивый, ценящий время, книгу, и отведение одного другому, начинает беречь своё отношение к читаемому, прочитываемому, прочтённому. Потому и я редко отвожу минуты на авторов из района, области: даже на подлинных классиков не всегда есть время. Но среди представленного, размещённого на «Литературной странице» городской газеты «Ветлужский край» выделяю работы наиболее годные называться поэзией. Каждому читателю стоит поступать так же? Нет, вряд ли. Но соотносящим с литературой себя и исполняемое ими в словах делать обзоры публикуемого необходимо. Из стихотворений в возрасте приятно выделить претворяемое Анатолием Беляевым.

 

Книга «Остановленные мгновения» - двухтомник, первая часть которого отведена поэзии. Проза приписана ко второму. До неё мне не хотелось доходить теперь, на пути к лирике автора, потому в рассмотрении исключительно стихи первого тома. На четырёхстах страницах нашлось место и 60-ым, и совсем близким во времени к нам текстам Анатолия Васильевича. На бумагу вынесены и пейзажная лирика, и гражданская, и социальная, и стишки для детей.

 

Разный по возрасту, настроению, объёмам прописанного, поэт с интересными вехами судьбы не склонен к солипсизму, крайней замкнутости на себе. Напротив, у него находятся тёплые слова и о снеге, временах года и всему, им присущему, и о родителях, горестях войны, её победах. Беляев обретается читателем и в тонкой, взгрустнувшей о сбежавшей слишком далеко девчонке, «до того далеко, что тебе всё равно не докинуть», печальной зарисовке «Мартовский снег». Может, лучшей во всей книге.

 

Находится его талант и в печалующихся о погибших на войне строках поэм, навроде «Отцовской тропинки». Есть благодарения автора лучшим и дорогим ему людям, персонажах, к примеру, в посвящениях Янушу Корчаку, Матрёне из повести Александра Исаевича Солженицына.

 

Вспоминающие деревенскую юность стихи полнят и даже переполняют книгу историями о народных гуляниях, гумнах, высокой траве и прочем. С отсылками, аллюзиями к народной песне «Тонкая рябина», другим реалиям культуры, прижившейся в сельчанах.

 

Но всё же не они тревожат, способны растревожить лучшее, чистое в читающем. Так выходит, что чем больше слов вмещает текст Анатолия Беляева, тем слабей, малозначительней эти слова. Напротив, самые краткие, из нескольких немногочисленных катренов, работы оказываются самыми ёмкими, исполняющими авторскую грусть, поэтические сожаления в нескольких нужных именно такими глаголах.

 

Утро в деревне

 

 

Закричал и умолк – подавился морозом –

Деревенский будильник – горластый петух.

Где-то вспыхнул, дрожа, огонёк паровоза

И, ненужный при утреннем свете, потух.

 

Где-то хлопнула дверь – кто-то из дому вышел.

Над заснеженной крышею взвился дымок:

Вертикальным столбом поднимаясь всё выше,

Он хотел к облакам. И растаял. Не смог.

 

На своих «кораблях тишины» «на Ветлуге-реке» писатель живёт «налегке, даже песни» поёт «самодельные». Впрочем, это некоторое самоумаление, как мне кажется. Применение литоты к себе. Можно ли жить налегке, когда даже часть тебя способна переполнить сотни страниц? Конечно, сборник неуравновешенный вышел – рядом с примерами прекрасных поэтических сказаний (даже не просто высказываний) присутствуют скучноватые и, по читательскому ощущению, вымученные, надуманные, опустошённые слова. Можно считать их оттеняющими вкраплениями фона, подчёркивающими одарённость автора, видимую в лучших образцах творимого им на бумаге.

 

Не стоит обращаться к публицистике, которую порой вмещают в рифмованные строчки. Да и поэт в Анатолии Васильевиче интересней, дороже, чем критик политики, истории, событий. Это, несомненно, важные темы, нужные. Но не менее дорого правило оставлять «своё при себе». Не ограничивать человека его отношением к власти, злободневному, терзающему и т.д. Не стоит впадать в эту ограниченность. Себе и для себя я позволю обрамить автора тем, в чём он удаётся, как поэт, лучше всего.

 

Умелей всего он выходит в книгах в посвящениях природе, временам года. И хочется сказать благодарное слово ему именно за эти времена вне года, которые он вписал, прописал в своих стихах.

 

В марте снег, как осенние листья в саду,

Сам себе распевает у всех на виду

Похоронные марши и гимны.

И гибнет.

 

Долгой жизни в объятьях прекрасной лирики Анатолию Беляеву! Пусть он ещё долго остаётся охваченным литературой!

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов