Волшебное слово

0

7653 просмотра, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 109 (май 2018)

РУБРИКА: Вера

АВТОР: Слёзкин Артемий

 

Волшебное слово ПРОСТИ

 

Волшебство, в детско-лирическом понимании, есть некое чудесное событие, которое не может произойти никаким иным, «обычно-человеческим» способом. Сказочное волшебство обычно так действует на человека, что целиком и полностью преображает его, делаем другим, – хочется верить, что лучшим.

Что же делают «волшебные слова»? Они часто меняют полярность человеческих отношений, насыщают их невидимыми токами добра и света. Что это за слова? На ум сразу приходят два: «пожалуйста» и «спасибо». Волшебные слова, знакомые с детства. Привитые с малых лет к растущему стеблю души, сращенные с ним частым вдумчивым употреблением, они и вправду способны сотворить чудо, главное чудо человеческой жизни: человек вырастает добрым, отзывчивым, благодарным и благожелательным к окружающим.

«Пожалуйста» и «спасибо» часто слетают с его уст, и их сердечная сила порой способна ломать «стены» и крушить метровые «льды». Но только до тех пор, пока эти сильные слова имеют остроту, то есть – душевность. Стоит только им войти в безрассудочную привычку, стать «американской улыбкой» – без души и тепла, всё: «волшебные» слова перестают быть таковыми, превращаясь в сухой словесный песок.

Однако существует менее заметное – в ранге «волшебных», – слово, способное одарить его пользователя величайшими благами. Это слово «ПРОСТИ». Всего шесть букв, два слога. Но какая мощь заключена в них! Какая сконцентрированная энергия – энергия созидания! Что же она может созидать? Мир! Мир с другими людьми и, как прямое следствие, мир в собственной душе – редкую драгоценность в наше время.

Прости! Как легко сказать это слово! Как легко выпустить его на свободу, свободу творить добро! Легко тому, кто жаждет мира с другими, кто бежит всякой вражды, сторонится злобы и неприязни, но всюду ищет любви, тепла и света. Как часто это маленькое слово, сказанное с искренним сокрушением, спасало чью-то семью от развода, дружбу – от ссоры, любовь – от расставания! Да, «прости» трудно произнести человеку гордому, высокомерному, считающему правым только себя самого, поглядывающего на других «сверху вниз». Но скажите, много ли среди таких «сверхувнизовцев» счастливых людей?

Зато те, кто поверил в великую силу волшебного слова «прости», могут называть себя счастливцами. Уверен: умение просить прощения за любую, малейшую вину, – а, во имя сохранения мира и согласия, даже при её отсутствии, – одна из главнейших школ жизни. Говоря «прости» другому, человек смиряет себя, признаёт мнение собеседника важнее своего собственного. И – всегда побеждает! Всегда!

Бывает, оппонент в гневе готов тебя «с грязью смешать», уже мысленно готовит уничтожающие тирады, предвкушая твое унижение… «Прости меня, пожалуйста, я не прав». И всё. Всё! Где гнев? Где злое торжество победителя? Растерянность, смущение и… прощение.

 

Кстати, раз уж мы заговорили о смирении – этой наиглавнейшей христианской добродетели, уместно сопоставить его с нашим волшебным словом. Вглядимся в саму «графику» слова «смирение». Что же мы видим? С-МИРение, сМИРение, при-МИРЕНИЕ. При таком взгляде, в прожекторном луче слова «прости», «смирение» блестит непривычными гранями.

Смирение начинается с приМИРения с ближними. Желая приобрести дар смирения, мы должны идти к ближним с МИРом, желая им только добра и света. Разве «прости» не желает того же самого? Разве у «прости» не та же задача? Вот и получается, что, учась просить прощения, что, в общем-то, не так и сложно, мы, в то же время, потихоньку научаемся величайшей добродетели смирения, то есть полной покорности воле Божией.

 

Не будет у нас мира с ближними, тем более – с близкими людьми, не будет приМИРения с ними, – напрасно надеяться, что смирение каким-то чудесным образом свалится на нас из ниоткуда и сделает учениками Христовыми, Который сказал: «...научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем...» (Мф. 11, 29).

 

Где нет мира, там нет и любви.

А где нет любви, нет и Бога.

 

Сколько друзей помирилось после «прости» одного, а потом, в ответ, и другого? Сколько пар сохранили «парность» только потому, что отсекли главу змея вражды мечём взаимного «прости»? Сколько добрых семян сеет это волшебное слово в сердцах тех людей, кто просит прощения не для проформы, а от души? Когда тебе говорят «прости», на язык сами собой просятся слова «прощаю». А потом – «и ты меня прости». Так торжествует любовь! Так главенствует всякая правда!

Простое, тихое, смиренное слово из шести букв: «п р о с т и». В этом слове «спрятаны» ещё два, раскрывающие его глубину: «просто» и «рост». Говорить «прости» просто, легко, незатруднительно. Говоря об этом простом «прости», как не вспомнить слова преподобного Амвросия Оптинского: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено – ни одного!»

 

Второе – «рост»: «пРОСТи». Прося прощение и прощая других, мы растём, врастаем в Бога, Который ждёт от нас этих простых слов, обращённых к Нему: прости, помилуй и спаси!

 

 

Где сокровище наше?

 

В Евангелии есть удивительные слова Иисуса Христа о сокровище, которое нужно собирать людям: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 19-21).

Как лично я понимаю эти слова Спасителя? Выскажу то, что пропустил через себя. Что есть истинное, непреходящее «сокровище»? То, что я считаю ценным и нужным для себя, что наполняет мою жизнь смыслом. Что есть «сердце»? Это душа человека, а если шире сказать – его разум, воля, сознание, одним словом – весь человек как таковой.

Почему Господь предостерегает нас собирать себе сокровища на земле? Очень просто: если самое важное и ценное в жизни для нас – деньги, имущество, власть, слава, почести, работа и им подобное, мы связываем со всем этим своё сердце. Иными словами, мы погружаем всего себя в эти тленные и бренные вещи, мы замыкаем себя только на них, делаем себя зависимыми от них, видя в них источник своего счастья и благополучия.

Но ведь эти так называемые «сокровища» истребляют моль и ржа, то есть мы в любой момент можем лишиться этих «сокровищ». Деньги могут украсть, дом – сгореть, автомобиль – попасть в ДТП, мы можем лишиться любимой работы, быть отстранёнными от власти. Что тогда будет? А будет вот что – мы начнём страдать. Почему? Да потому что намертво связали с этим сокровищем своё сердце, то есть – всего себя. Своё счастье мы сделали зависимым от того, что может исчезнуть в любой момент. С исчезновением своего «сокровища» мы теряем покой, а самое страшное – смысл жизни.

Спаситель предлагает нам, людям, иное место хранения своего сокровища – небо, небеса. Иными словами, истинное наше Сокровище – Господь, ибо Он есть Творец неба духовного, Царства Небесного. Жизнь дана нам для приобретения этого, главного для нас сокровища – Христа. Но, пока мы находимся в земной реальности, Христа, равно как и Ангелов, Царство Небесное, мы телесно не видим, не осязаем, не ощущаем. Всё это богатство находится ВНУТРИ нас, о чём и сказал Христос: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). Внутри – это где? В сердце! В душе! В воле! В разуме! В сознании!

Что же происходит с человеком, который собирает сокровище внутри себя, отдав сердце, то есть всего себя целиком – Иисусу Христу? Происходит удивительная вещь: человек делает себя зависимым от Христа, от Божией Матери, от Ангелов, от Царства Божия. Человек источником своего счастья делает не внешний мир, которому принадлежит телесно, а духовный мир. Мир, который никто никогда у него отнять не сможет. Если денег, имущества, карьеры, власти и прочего подобного можно вмиг лишиться по воле случая, то искренней, горячей веры во Христа никто человека лишить не может. Никто! А Христос – это благо, это радость, мир, любовь, одним словом – вечное счастье. И пока человек своим сердцем держится за Христа, он будет иметь полноту жизни.

Внутреннее, сердечное сокровище – самое надёжное, самое устойчивое пред любыми внешними «ветрами». Оно всегда – с человеком, где бы он ни был, каким бы материальным достатком не обладал, каким бы скорбям не подвергался. И Христос настоятельно советует приобретать именно это сокровище. Оно делает земную жизнь человека осмысленной, целеустремлённой, ибо он ясно видит цель жизни – уподобление Христу, единение со Христом, которые возможны через жизнь по Евангелию.

Само слово – «СОКРОВИЩЕ» подсказывает нам, каким оно должно быть. Каким? СОКРытым, спрятанным. Где же? В душе. Оно должно быть СОКРОВенным, то есть глубоко внутренним, личным. Далее смотрим. В слове «сокровище» спрятаны ещё два слова – «КРОВЬ», «КРОВ». Кровь человеческая течёт по сосудам внутри тела, кровь символизирует саму жизнь. Потому духовное богатство есть сама жизнь наша, и жизнь эта – внутри нас. Кров же – это дом, это наша тихая пристань, это место, где мы живём.

 

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 19-21).

Эти вечные слова станут пронзительным звенящим глаголом и после смерти человека. Тот, кто собирал себе сокровища на земле, вместе с этой землёй в посмертное бытие потеряет и сердце, то есть навеки погубит душу свою и войдёт в вечное страдание.

А те, кто собирал себе сокровище на небесах, во Христе, по смерти вступят в абсолютное обладание этим сокровищем. Царство Божие, приобретённое на земле, носимое глубоко внутри себя, в реальности духовного мира «сольётся», если так можно сказать, с «внешним» Царством Божиим. Человек войдёт в мир, который давно стяжал внутри себя благодаря непрерывному труду во славу Божию. И это СОКРОВИЩЕ у него не отнимется никогда…

 

 

Жить смертью

 

Смерть. Предел, граница, рассекающая человеческую жизнь на две части – «до» и «после». По учению Православной Церкви смерть – врата в иной, духовный, вечный мир. Сказать иначе, смерть – контрольно-пропускной пункт. Атеистов смерть ужасает, верующих – бодрит, вселяя надежду на долгожданную, лицом к лицу, встречу с Богом.

С позиций веры жизнь есть непрерывная подготовка к смерти, которая видится экзаменом жизни – не выпускным, вступительным. Но как готовиться к смерти, чтобы сдать экзамен на «пять»? Нужно, мне думается, жить смертью, тренируя себя своим грядущим исходом из земной жизни. Как это осуществить на практике?

 

Последняя неделя

 

Представьте – вам сообщили с абсолютной достоверностью, что вам осталась неделя жизни. Что ровно через 7 дней, в воскресенье, в 8 часов вечера, вы умрёте. Вы – верующий в Бога, православный. Как вы проведёте эту неделю?

Вы примиритесь со всеми своими врагами и недоброжелателями, испросите у всех прощения и от сердца простите сами, сняв с души тяжёлый груз обиды и вины. Вы постараетесь отдать все долги, а взятое у вас в долг простите. Деньги перестанут быть для вас ценностью, и потому вы с лёгкостью будете раздавать их нуждающимся. Одежду, обувь, личные вещи, ненужные вашим сродникам, вы также раздадите.

В эти, последние дни, вы, забыв про свой ворчливый, вспыльчивый характер, будете предельно нежны и терпимы с близкими, с друзьями, вы будете стараться любить всех – изо всех сил любить. Будете наслаждаться каждой минутой, радоваться каждому вздоху, увидите, заметив и открыв для себя, как чудесны небо, облака, солнечный свет, звёзды, море, деревья в парке.

Вы будете впитывать окружающую природу каждой клеточкой, каждым атомом тела, находя в этом великое отдохновение и утешение. Душа будет искать тепла, искать и находить – в сияющих глазах любимой жены, в беззаботном смехе дочери, в отклике знакомых и незнакомых, которых вы согрели искренней улыбкой привета.

Но самое главное – вы посвятите эту неделю, всю, до последней минутной капельки, Богу. Каждую секунду, входящую в жизнь, вы будете молиться Богу, вспоминать Бога, благодарить Бога за всё, за всё! Вы пересмотрите, переосмыслите всю свою прожитую жизнь, увидев, что вся она испорчена, изломана грехом. Что ничего доброго вы в этой жизни не сделали, а если что и сделали, кажется доброго, всё испачкано тщеславием, самомнением, самолюбованием.

Вы придёте к выводу, что надеяться на свою «хорошесть» – пустое, ибо нет её и в помине. Одна надежда – милость Божия, Его крайнее человеколюбие, желание спасения всем человекам, выкупленным у смерти Голгофской жертвой. А потому, в такт ударам сердца, в такт текущим секундам, твердите: Господи, помилуй! Господи, спаси от смерти! Господи, воскреси!

В храм – каждый день. Литургия – каждый день. Исповедь, причастие – каждый день. Не надоест! – ведь только в соединении со Христом – вся оставшаяся жизнь ваша. Только Христос теперь для вас – Жизнь, Дыхание, Свет, Мир, Душа, Вера, Свобода, Любовь. Всё отдано Ему Одному. Только – спаси, Иисусе!

И так, в накале, в напряжении всех сил души и тела – все семь дней. Наконец, приходит неминуемый, неотвратимый последний час. После него – вечность. Всё сказано, всё прощено, всё роздано. Ничто земное не имеет над вами уже никакой власти, никакого значения. Земля, с её удовольствиями и попечениями, с её цепкой мощью, – не важна. Её нет уже, исчезла, испарилась, просыпалась песком дней сквозь пальцы. Только вы и Бог. Контрольно-пропускной пункт. Экзамен всей жизни. Провален? Или сдан, Господи?

 

 

Вся жизнь как последняя неделя

 

Мы не знаем, когда будет у нас эта последняя неделя. Промыслительно знание о точном часе смертном скрыто от нас. Почему? Чтобы мы были готовы в любой момент предстать пред Создателем, не расслаблялись, а ежеминутно жили по Евангелию. Думаю, что правильно, православно жить так, как будто каждый наступивший день – начало этой, последней недели. Как же жить?

Прощать и просить прощения. Искать мира, света и тепла с близкими и со всеми, с кем сводит жизнь. Любить – искренне, всем сердцем, то есть – жертвенно, не жалея себя ради блага ближних. Презирать деньги и раздавать их, насколько позволяет положение, всем, кто имеет в них нужду. Замечать окружающую природную красоту и непрерывно славить и благодарить Творца. Не видеть во всём своём добром ничего доброго, а действительно хорошие дела приписывать Одному Богу, Его содействию и помощи.

Каяться, молиться часто, регулярно исповедоваться и причащаться. Но главное – надеяться не на себя, свои «заслуги», а исключительно на милосердие Творца. Просить, не отступая от Него ни на шаг, об этой милости. Держать в уме, как самую ценную драгоценность, последний час свой. Смерть, как говорит преподобный Иоанн Дамаскин, есть жизнь для тех, кто не забывает о ней. Смерть, если мы не забываем о ней, открывает нам жизнь вечную.

 

Тишина. Всё земное умерло. Впереди – лишь вечность. Вечность, ради которой и стоило жить. Жить смертью…

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов