Русский стиль

1

9055 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 114 (октябрь 2018)

РУБРИКА: Публицистика

АВТОР: Крупин Владимир Николаевич

 

Фото Маргариты КаревойКак и всякий другой, русский стиль имеет историю вопроса. Сама русская история создавала основу его, христианство его одухотворило. Историков древности, вначале с любопытством, потом со страхом бросающих взор на славянские земли, изумляло отношение славян к смерти. Пушкин не случайно взял одним из эпиграфов слова Средневековья о нас: «Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому не больно умирать».

Это отношение к смерти, которое есть вообще главное в жизни человека и нации, и выделяет русский стиль из других. Наша, русская, жизнь не здесь, она в Руси небесной. Но это не значит, что русский стиль предполагает пренебрежение к жизни земной, нет. Земная жизнь есть пропуск в жизнь небесную. Чем выше качества души, тем выше она вознесётся. Такие рассуждения, подкрепленные примерами, становятся убеждением русского художника и питают в его нелёгкой дороге.

 

Он вообще вряд ли связан с каким-либо именем. Русский стиль — дело соборное.  Другое дело — инославные. Ходжа Насреддин, Шехерезада, Хайям — вот Восток. Акутагава, Куросава — Япония, Конфуций, Лао Шэ — Китай, Фолкнер — одна Америка, Хемингуэй — другая, а третьей и не доищешься, Сервантес, Лопе де Вега, Лорка — Испания, Фейхтвангер — иудейство, Шолом-Алейхем — еврейство, Диккенс — католичество, Агата Кристи — Англия для всех и так далее. Где совпадает нация и ее основная религия, где — нет, но стиль присутствует всюду. Деление религий, растаскивание их на секты, течения фундаменталистов, новаторов, традиционалистов и лжепророков вредят стилю, понижают его авторитет. Стиль готовит мировоззрение политиков, но политики у нас без мировоззрения, только с жаждой власти, отсюда все беды.

 

Образ жизни опять же глубоко национален, отсюда борьба русского стиля за его закрепление и продление. Индейка с яблоками на Рождество — вот и Англия, спагетти, да пицца, да каппучино — Италия, но Россия — не пельмени с медвежатиной, ее блюда многочисленны, русское обилие в еде предпочитало всегда гостей. Помещик Петр Петрович Петух у Гоголя искренне сетует, что гости, перед тем как заехать к нему, по дороге перекусили. Помню по себе послевоенную нищету и голод, помню нищих, которые стеснялись войти в избу, если в ней обедали. Но обедавшие помнили о нищих. А обилие свадеб, крестин, поминок — все желанны за столом. Мы держимся за быт от того, что в нём любовь к ближним и дальним.

Убивание, высмеивание космополитами вышивки гладью и крестиком, репродукции «Трех богатырей» в колхозной столовой — все это было убиванием русского быта и стиля. Вышивка — символ. Нет у девушки в руках иголки с ниткой — давай сигарету в пальцы. Соцреализм вроде бы и не отрицал национального, но оно было во многом картонной декорацией, ряженостью, привязкой к месту действия, а действие было одинаково везде: строительство неведомого светлого будущего. Стиль же предполагает следование за идеей, за периодами жизни, их ритмом и гармонией. Стиль в семидесятилетних испытаниях сохранялся в мечте о нем. Вырастая в сороковые, пятидесятые и так далее годы, мы ведь не только «Битву в пути», да Полевого, да Паустовского читали. Одна русская сказка, одна застольная русская песня перевешивала всю тяжесть соцреализма. Нерусская культура для России как кукуруза, сеявшаяся по приказу за Полярным кругом — всё равно вымерзнет, сама вымерзнет, даже времени на возмущение ею не надо тратить.

 

А ещё повезло в тяге по русскому стилю, что в шестидесятые хлынуло на нас засилие иностранной литературы, неплохой, кстати. Но как ни хорош Фитцджеральд, а до Гончарова, например, ему как до звёзд. То есть все мы перемолотили. Гамсуна оценили, Ремарком побаловались, а мало их для русского, который уже прочёл «Как ныне сбирается вещий Олег», или «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром», «По небу полуночи ангел летел»... Для русского, даже неверующего, но просто любящего Россию, нет сомнений, что Господь был в России. И как иначе после Тютчева: «Утомленный ношей крестной, всю тебя, земля родная, в рабском виде царь небесный исходил, благословляя».

 

Ведь если русский стиль был, а он был, существовал, то он и есть, он действует, он живет хотя бы в тоске по нему. Отсюда желание возврата к нему, отсюда обязанность русского художника его продолжать.

Проживать историю или жить в цивилизации? Но я никуда не денусь, я живу в цивилизации, но как писатель я живу историей. Я вхожу в общество потребителей, я просто обязан жить сегодняшней русской жизнью. Но надо видеть в бегущем времени проблески, пусть даже и гаснущие, вечности. Прогресс демократии вижу в одном — в прогрессе разврата, насилия, пошлости, в их агрессивности, в их лихорадочном румянце, в желании заразить всех.

 

Господа иностранцы никогда не поймут России, и не надо им ничего объяснять. Кое-что понимают те, кто понимают чувством, а всякие изыскания о России, об иконе и топоре — болтовня для сытых, справка для ЦРУ. Другое дело люди, полностью, по силе своей любви к России начинающие ей служить: Востоков и Даль, Бодуэн де Куртенэ... Здесь пунктик, когда ненавидящие Россию всегда вопят о частичках нерусской крови в Пушкине, Лермонтове и так далее. Дело разве в крови, дело же в любви к России, а значит, к православию. Но вообще для иностранцев мы непостижимы. Прости, Господи, я не видел никого глупее и самоувереннее американцев. Вспомним к случаю и князя Волконского. В лекциях, читанных в Америке по русской истории и культуре, он замечает, что, заставь иностранца говорить о России, и он непременно сморозит глупость. В массовой культуре нет русского стиля, есть его знаки: «посидим, поокаем», рубаха навыпуск, присядка, калинка-малинка, казачок, но стиль — не этнография в костюме и рисунке танца — это образ мыслей.

 

Но снисходительно взглянет на наши доводы в защиту русской культуры демократ-неозападник: «Как ни кричите вы, русские, о своем самобытном пути развития, а вышло-то все по-нашему. Всякие ваши веча, да земства, да совестные суды — побоку! Приучили же вас к парламентам и спикерам, и никуда вы не делись. И префекты, и плюсквамперфекты, и мэры и мэрии, и федеральность всякая уже хозяйничает в России. Ну, кинем вам кость, дадим Думу, так это все тоже наше, западное, иначе только названное. И выборы сделаем, какие хотим, так что можете не голосовать, командовать будем мы. И в экономике будете хлебать нашу кашу, будете всю западную заваль потреблять за большие деньги. И в образовании будем вас окорачивать, своих выучим, вашим — шиш. Деньги в красный угол поместим, молитесь. Все будем мерить на деньги. Культура только наша, то есть низкопробная, массовая, все сюжеты кино и театра о деньгах, насилии, роскоши, погоне за удовольствиями. Вся трагедия индейцев Северной Америки стала основой боевиков, вся история Европы — сюжетом для развлекательных фильмов, так же поступим и с русской историей. Ивана Грозного сделаем чудовищем, Петра героем-реформатором, Екатерину самкой, Павла недоумком, Ломоносова драчуном и пьяницей, Пушкина волокитой, остальных соответственно. Посмотрят дети и взрослые десятка два лет, так и будут представлять русскую историю — в наших картинках.

 

Это нам решать, что русским пить и есть, что любить, кого выбирать, что носить, за кого воевать, русские сами не способны ни к чему. Правда, мы ни разу со времен царя Гороха не дали русским быть в своей стране хозяевами, но нам лучше знать, кому верховодить в России...»

Так примерно говорят русским демократы нового толка. Западный путь развития во всем, куда ни глянь. «Мы победили, — кричат они, — значит, мы сильнее, значит, наша идея жизнеспособней».

 

Но так ли?

 

 

 

 

Владельцы мобильных устройств могут теперь пользоваться личным кабинетом Сбербанка. Нужно скачать и установить на своём мобильном устройстве специальное приложение Сбербанк онлайн на андроид. Это удобный современный инструмент для осуществления денежных переводов, пополнения баланса и т.д. Любую операцию можно будет совершить моментально.

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Диана
2018/10/16, 13:10:27
А, по - моему, ключевая фраза размышлений Владимира Николаевича:
"Земная жизнь есть пропуск в жизнь небесную. Чем выше качество души, тем выше она вознесется." Вот в чем русский стиль. В преобладании души над всеми человеческими качествами. Ни у одного народа нет понятия - душа болит. Ни у кого ни скажут: " Жалеет- значит любит". Отсюда и наши застолья, чтобы всех накормить. Наша бедность, по меркам запада, потому что " бедность не порок" и деньги к душе не имеют никакого отношения. Отсюда наши сказки, где добро всегда побеждает зло, потому, что наш Иванушка - дурачок имеет ту самую русскую душу, и ради добра и справедливости проявляет чудеса смекалки и смелости. Поэтому и " умом Россию не понять". Русский стиль - это степень добра, самопожертвования и памяти, доведённая почти до абсолюта. Поэтому, сломить человека большой души, практически не возможно. А посему и русский народ всегда был победителем, хотя и заслуживает лучшей истории. Но завтра жизнь не кончается. Душой чувствую, у России всегда есть будущее.
Алексей Курганов
2018/10/16, 10:50:24
Я живу в подмосковной Коломне. Несколько лет назад группа местных филологов из нашего местного педагогического института (сейчас он называется иначе, но это в данном вопросе несущественно) изобрела такое понятие как "коломенский стиль" (понятие касается местной литературы0. Вопрос Крупину: правомочно ли такое литературоведческое (или литературное) определение - коломенский стиль?
Николай Полотнянко
2018/10/16, 08:36:59
Все-таки стиль --это постороннее для россии понятие, для французов, англичан стиль это всё, как справедливо заметил один из западных умников. "Острый галльский смысл" -- это преоритет стиля над смыслом у французов.
Русских характеризует не стиль, но смысл, поэтому следует говорить о человечности всего, что создано русским народом во имя справедливости для всех, которая является базовой сверхценностью русской культуры. Полнее всего русский стиль и смысл должен быть воплощен в РУССКОМ социализме.
Сейчас же достаточно беспристрастно посмотреть на Россию под ярмом западников, чтобы сделать печальное открытие: очевидным содержанием жизни русского народа стало уныние. Сегодня у России уныло всё: идеи, люди, искусство во многих его видах, все политические партии и общественные организации, уныло бегство из страны специалистов и капиталов, уныла суета вокруг Олимпиады, уныл «одобрямс» любого властного бреда вродепенсионной реформы, уныло жалкое сопротивление росту тарифов ЖКХ, в конце концов, унылы фэйсы политиков, набивших народу своим враньём неизлечимую оскомину. Не будет преувеличением сказать, что Россию подмяли под себя и заразили унынием плюгавые западники самого пошлого и амбициозного толка.
Однако важны сами по себе не только сами эти факты, но и последствия всеобщего упадка. Четветьвековая эпоха правления западников состарила русский народ лет на двести. Исчезло ощущение его исторической молодости, а ведь ещё совсем недавно Росиии превосходила Европу по всем статьям: в экономике, в науке, в военной мощи, в искусстве и спорте.
Само возрождение России под большим вопросом.
Анатолий Казаков
2018/10/16, 06:51:05
"Одна русская сказка. Одна застольная русская песня перевешивала всю тяжесть соцреализма". Господи! Какая глубокая всерьёз трогающая душу фраза...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов