Преподобномученица Мария Парижская и Москва Серебряного века (Блок, Белый, Клычков, Есенин, Вышеславцевы и др.)

0

7870 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 116 (декабрь 2018)

РУБРИКА: Память

АВТОР: Хлебянкина Татьяна Александровна

 

Ко дню рождения матери Марии (Скобцовой) - Елизаветы Юрьевны Кузьминой – Караваевой (Пиленко) – 20 декабря

 

В своей любви к Москве, её истории и культуре мать Мария (Скобцова), (08. (20).12. 1891, Рига – 31.03.1945, Равенсбрюк, Германия) признаётся в пророческой философской итоговой поэме «Духов День», завершенной 25 мая 1942 года в оккупированном Париже посредине Второй Мировой войны… Хочется повторять, как клятву, строфы этой поэмы, особенно её начало и конец: «У человека двойственен состав, - // Двух разных он миров пересеченье, - // Небесной вечности и праха сплав. // Он искры Божьей в тварной тьме свеченье, // Меж адом и спасеньем он порог. // И справедливо было изреченье // О нём: он червь, он раб, он царь, он Бог…»… Многие строки поэмы воспринимаются как афоризмы: «И было имя мне – Елизавета»; «Средь площадей ношу мой чёрный шлем…»; «Благоприятно лето мне Господне»… В Песне второй героиня возвращается к своим истокам, к Родине: «На всём печаль лежит. Гул колокольный, // И стены древние монастырей, // И странников порядок богомольный, // Дела в Москве преставшихся Царей, // Торжественных и пышных Иоаннов, // И их земля среди семи морей»… Здесь следует отметить, что по линии бабушки матери Марии - Софьи Александровны Дмитриевой - Мамоновой, она – прямой потомок Рюрика и Мономаха. А встреча бабушки с будущим супругом Борисом Петровичем Делоне (21.04.1828 – 10.02.1887) произошла именно в Москве… Благословение на брак было с трудом получено (в связи с разницей социального статуса) старинной иконой Божией Матери Трёх радостей… В Москве же впоследствии супруги Делоне и были погребены в конце 19-го века на Ваганьковском кладбище, под покровом Петропавловской церкви, причём последней  - бабушка, умершая 3 мая 1893 года через полтора года после рождения в Риге внучки Елизаветы… Поэтому будущую экскурсию по Москве матери Марии – преподобномученицы Марии Парижской – было бы уместно начать с посещения могилы предков на Ваганькове, а затем – Московского Кремля, где в Архангельском соборе похоронены великие князья Рюриковичи: Иван Данилович Калита, Иван III Васильевич, цари Иван Грозный и Иван Алексеевич (брат Петра I) и другие. Далее следовало бы поклониться Покровскому собору на Красной площади, где похоронен известный московский юродивый Василий Блаженный, о котором мать Мария писала: «А по Москве Василий, бос и наг, // С душою ангельской, с улыбкой детской, // Иоанну просто правду говорит. // Неистовый, пылает бунт стрелецкий. // Москва первопрестольная горит…». Уж не примеряла ли на себя и мать Мария вериги Василия Блаженного (о чём, кстати, есть воспоминания), когда ходила босая и полунагая, с детской ангельской улыбкой?.. Можно заглянуть и напротив – в Московский Императорский университет, который закончил дед матери Марии Борис Петрович Делоне в 1852- м году  в числе 52 воспитанников медицинского факультета, набрав в сумме 91 балл, и был признан «достойным степени лекаря»…

 

Когда же впервые мать Мария (урождённая Елизавета Юрьевна Пиленко) – появилась в Москве? Скорее всего, после смерти отца, когда семья перебиралась в Петербург, или даже до  смерти отца летом 1906-го года… А, может быть, по пути из Анапы в Петербург к бабушке Елизавете Александровне Яфимович на Литейный проспект, 57, где семья частенько гостила зимой 1-2 месяца, примерно с 1896-го года и до революции 1905-го года?..То, что душой мать Мария больше тяготела к Москве, чем к Петербургу, несомненно… Может быть, она так поспешно рано вышла первый раз замуж за Д.В. Кузьмина – Караваева (1886 – 1959), венчалась 19 февраля 1910-го года в церкви Рождества Богородицы при гимназии Александра 1, и потому, что он увёз её из Питера на свою родину в Тверскую губернию, где ранее жили и родственники Лизы… После этого она стала частенько периодически наезжать в Москву по делам литературным и прочим…, познакомилась с А.И.Толстым примерно в то же время, что и наш земляк поэт Сергей Клычков ( 05(17).07.1889 – 08.10.1937)… Вскоре начинается её тесное общение с московскими литераторами. В июне – июле 1913 года она встречается с А.И.Толстым, И.Эренбургом, поэтессой В.Меркурьевой.18 октября 1913 года Е.Ю. Кузьмина – Караваева родила в Москве  дочь Гаяну. Об этом она пишет из Москвы А.Блоку в конце ноября того же года…

 

В то время Елизавета Кузьмина-Караваева проживала в Москве на Собачьей площадке, Дурновский переулок, д. 4, кв. 13. На современной карте города нет указанной площадки, нет также этого переулка, так как Собачья площадка была снесена в 1962 году при постройке улицы Новый Арбат. Эта площадка примыкала непосредственно на север от нынешнего дома № 17 на Новом Арбате между следующимии переулками: Серебряным, Большим Николопесковским, Малым Николопесковским, Борисоглебским, Кречетниковским и улицей Композиторской, бывшим Дурновским переулком. А 3 декабря 1913-го Лиза обращается с письмом к поэту Б.Садовскому (другу С.Клычкова), интересуясь издательством «Альциона» и возможностью издать там вторую книгу стихов ( у С.А.Клычкова выходит там в это время второй сборник стихов «Потаённый сад»).

В своих воспоминаниях «Встречи с Блоком» мать Мария отмечает: «Осенью 13 года… надо ехать на север, но в Петербург не хочу… буду жить зимой в Москве, а ранней весной назад, к земле… В Москве я никого почти не знаю, кроме кое-каких знакомых моей матери…Месяца через полтора после приезда случайно встречаю на улице… Софью Исааковну Толстую…». Вскоре побывала у неё в гостях на Зубовском бульваре, а затем и у Вячеслава Иванова на Смоленском… «Вскоре опять, 26 ноября, мы вместе с Толстыми на Смоленском…»…

 

А в 1917-м Елизавета Юрьевна провела полгода до осени в Москве, увлеклась общественной деятельностью, вступила в члены партии эсеров…В конце апреля 1918 года Елизавета уехала из Анапы в Москву, где присоединилась к эсерам, которые пытались бороться с большевиками. Полгода ей пришлось находиться на нелегальном положении, рисковать и конспирироваться…. Когда она вернулась в октябре, Анапа уже находилась во власти белогвардейцев…

В 1919-м году в Москве выходит сборник стихов «Весенний салон поэтов», подготовленный И.Эренбургом, куда вошли четыре стихотворения Елизаветы Юрьевны. Приведём здесь его выходные данные и содержание (в сокращении):

Весенний салон поэтов. М., 1918  Дата издания:  1918  Страниц:    191 с.

Содержание: Предисловие. С. 7.

Абрамов С.А. Сонет («Смотреть, как рдеют листья винограда…»). С. 11.

Адамович Г.В. «Опять, опять лишь реки дождевые…». С. 12.

Цетлин М.О. «Одна звезда упала…». Подп.: Амари. С. 13.

…Арсеньева К.С. Последняя ночь. С. 17.

…Ахматова А.А. Июль 1914. [Цикл]. С. 19–20.

Ахматова А.А. Утешение. С. 20.

Ахматова А.А. «Тот голос, с тишиной великой споря…». С. 21.

Ахматова А.А. «Из памяти твоей я выну этот день…». С. 21.

Балтрушайтис Ю.К. Верую. С. 22.

…Бальмонт К.Д. Око. С. 27.

Блок А.А. Из цикла «Седое утро». С. 37.

Блок А.А. Размышления. [Цикл]. С. 38.

Блок А.А. «Рожденные в года глухие…». С. 38.

Блок А.А. «Петроградское небо мутилось дождем…». С. 39.

Бобров С.П. Судьба стиха. С. 41.

Брюсов В.Я. Ожерелье. С. 43.

…Бунин И.А. В Апеннинах. С. 53.

…Бурлюк Д.Д. «Играют старой башне дети…». С. 57.

…Белый А. Танка. С. 59.

…Волошин М.А. В эти дни. С. 63.

…Герцык А.К. Разлука. С. 68.

…Гиппиус З.Н. L’imprevisibilite (Из цикла «Молчания»). С. 70.

Глоба А.П. Из «Киргизских песен». [Цикл]. С. 71.

Гумилев Н.С. Птица. С. 72.

Гумилев Н.С. «Я не прожил, я протомился…». С. 73.

Гумилев Н.С. Наступление. С. 74.

Есенин С.А. Осень. С. 75.

Есенин С.А. «Шел Господь пытать людей в любови…». С. 75.

Есенин С.А. Корова. С. 76.

Есенин С.А. «Край родной, поля, как святцы…». С. 77.

Иванов В.И. На Оке – перед войной. С. 78.

…Иванов Г.В. «Как древняя ликующая слава…». С. 88.

…Ивнев Р. «Все забыть и запомнить одно лишь…». С. 89.

…Инбер В.М. «Ты помнишь Геную? Прогулки по утрам…». С. 91.

…Каменский В.В. Поэма о соловье. С. 94.

Клюев Н.А. Из цикла «Земля и Железо». Два отрывка. [Цикл]. С. 99–101.

Крандиевская Н.В. «Высокомерная молодость». С. 102.

…Кузмин М.А. «Я тихо от тебя иду…». С. 106.

…Кузьмина-Караваева Е.Ю. Руфь. С. 108.

Кузьмина-Караваева Е.Ю. «И жребий кинули, и ризы разделили…». С. 109.

Кузьмина-Караваева Е.Ю. «Рядом пономарь горбатый…». С. 109.

Кузьмина-Караваева Е.Ю. «Какой бы ни было ценой…». С. 110.

Липскеров К.А. Возвращаются птицы… С. 111.

…Мандельштам О.Э. «В разноголосице девического хора…». С. 114.

Мандельштам О.Э. «Образ твой, мучительный и зыбкий…». С. 114.

Мандельштам О.Э. Европа. С. 115.

Мандельштам О.Э. «Я не слыхал рассказов Оссиана…». С. 115.

Маяковский В.В. Отрывок из III части «Войны и мира». С. 117.

Маяковский В.В. Себе любимому посвящает эти строки автор. С. 123.

Маяковский В.В. Шумики, шумы и шумищи. С. 125.

Меркурьева В.А. Души неживых вещей. [Цикл]. С. 126–130.

Моравская М.Л. Лоскутный рай. С. 131.

…Парнок С.Я. «Твои следы в отцветшем саду свежи…». С. 133.

…Пастернак Б.Л. «Не как люди, не еженедельно…». С. 136.

…Рафалович С.Л. «В небе тянут журавли…». С. 141.

Савинков Б.В. «Когда принесут мой гроб…». Подп.: В. Ропшин. С. 144.

Савинков Б.В. «Гильотина – острый нож?..». Подп.: В. Ропшин. С. 145.

Савинков Б.В. «Сеял осенний дождик…». Подп.: В. Ропшин. С. 146.

Савинков Б.В. «Я шел…». Подп.: В. Ропшин. С. 146.

Соловьев С.М. На границе. С. 147.

Соловьев С.М. Перед Луцком. С. 148.

Сологуб Ф.К. «Пришли уставленные сроки…». С. 149.

…Северянин И. К черте черта. С. 151.

Северянин И. Весенние триолеты. С. 151.

Тумповская М.М. Мысли. С. 153.

Ходасевич В.Ф. В Петровском парке. С. 154.

…Цветаева М.И. «Настанет день – печальный, говорят…». С. 158.

Цветаева М.И. «Идешь, на меня похожий…». С. 159.

Цветаева М.И. Стихи о Москве. [Цикл]. С. 160–161.

Чурилин Т.В. Песня. С. 162.

…Шагинян М.С. Завязь. С. 165.

Шагинян М.С. Армянскому народу. С. 165.

Шапир Н.Л. «Пусть будет утешеньем мне…». С. 167.

Шилейко В.К. Юродивая. С. 168.

Эренбург И.Г. В смертный час. С. 169.

Эренбург И.Г. В августе 1914 года. С. 170.

…Эренбург И.Г. О себе. С. 176.

 

Конечно, мать Мария была лично знакома со многими авторами данного сборника, от А.А.Ахматовой до М.А.Волшина, В.И.Иванова, М.И.Цветаевой и И.Г. Эренбурга… Но это уже предмет отдельного исследования, надеюсь, в недалёком будущем…

… После эмиграции в 1920 -м связь с родиной у матери Марии надолго была прервана…

И самая трагическая московская страница жизни матери Марии – гибель в СССР, в Москве её дочери Гаяне (1913 – 1936), которая уехала в Россию вместе с А.И.Толстым (по преданию, её крестным отцом; хотя по метрическим книгам её крёстным был её родственник по линии Пиленко) сначала в Детское село, а затем в конце 1935-го – в Москву. Около 12 апреля она звонила оттуда в Париж, поздравляла родных с Пасхой… Скоропостижно умерла 30 августа 1936-го года и была похоронена на Преображенском кладбище 1 августа, аллея 10-20 (30)…Как-то с   этим связан Дурновский переулок, дом 1, кв.21 (там жил муж Гаяне)… И места, где жила в гостях её Гаяне, в первую очередь квартиры и дачи А.И. Толстого…

Тут возникает сопоставление: и мать Мария осенью 1913 года до весны 1914-го жила практически в соседнем доме, № 4, в том же Дурновском переулке (ныне, как выше отмечено, Новый Арбат, улица Композиторская).

Не пора ли в Москве установить памятный знак матери Марии где-то рядом, в центре Москвы, на Новом Арбате? Или скульптуру «Мать и дочь» (мать Мария и Гаяне)…Сама мать Мария в 1940-м году мечтала вернуться в Россию и упоминала при этом: «В Москве мне нужно пробыть только один день, пойти на кладбище, на могилу Гаяны…»…

 

После Великой Отечественной войны Преображенское кладбище стало фактическим центром всего российского беспоповства, там располагались духовные центры трех согласий — старопоморского (федосеевского), брачного поморского (ДПЦ) и филипповского, которому федосеевцы отдали часовню на кладбище. На кладбище действует Соборная церковь Воздвижения Креста Господня на Преображенском кладбище, Поморская моленная и Храм свт. Николая на Преображенском кладбище, бывший соборный храм Никольского единоверческого монастыря.

Долгое время погост был исключительно старообрядческим. На кладбище много купеческих захоронений, а также захоронений деятелей литературы и искусства, духовенства. На воинском участке захоронены более 10 тысяч бойцов и командиров Красной Армии… Может быть, на этом кладбище тоже надо бы установить какой-то памятный знак или крест – кенотаф матери Марии и её дочери Гаяне…

«Не слепи, меня, Боже, светом…» (мать Мария)

 

Монахиню Марию (Скобцову), её сына Юрия Скобцова (диакона) и окормлявшего их священника отца Димитрия Клепикова, участвовавших в движении французского «Сопротивления» и погибших мученической смертью Синод Константинопольского патриархата православной церкви причислил в январе 2004 года к лику блаженных мучеников и святых церкви… Знаменателен комментарий члена Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви протоиерея Владимира Воробьева, в котором отец Владимир твёрдо сказал, что пока у нас есть единство с Вселенским Патриархатом, пока между нашими Церквами есть евхаристическое общение, святые, канонизированные Вселенским Патриархатом, являются и нашими святыми… При этом протоиерей Владимир Воробьев подчеркивает, что: «Она отдала свою жизнь за други своя именно как монахиня, как христианка. Она прекрасно понимала, что ее деятельность по спасению ближних в очень страшный момент оккупации смертельно опасна. И, тем не менее, на это шла. Ее арестовали как участницу Сопротивления, но она ведь занималась не какой-то партизанской диверсионной деятельностью, а, будучи монахиней, просто всячески помогала людям, спасала людей и этим исполняла свой христианский долг. Именно поэтому ее страдания и ее мученическая смерть стали основанием для канонизации… Поэтому мы и сейчас принимаем мученический подвиг независимо от жизни человека как основание для канонизации. А в мученической кончине матери Марии нет никаких сомнений».

 

В заключение несколько слов – о супругах Вышеславцевых. Ольга Николаевна Вышеславцева, инокиня Мария в миру (04.03.1898 – 30.06.1995); с 1923 – жена художника Н.Н.Вышеславцева, друга поэта С.А.Клычкова. Она – автор книги «Пастырь во времена безбожия» (С.-Пб., 1994), посвящённой её духовному отцу Николаю Голубцову, жила, как и мать Мария, «средь улиц старинных Арбата…». Н.Н.Вышеславцев (1890 – 1952) – художник – график, автор целой галереи портретов поэтов и деятелей Серебряного века: М.Цветаевой, А.Белого, С.Клычкова, Вяч.Иванова, Б.Пастернака, Сергея Соловьёва, С.П.Боброва, Павла Флоренского и многих других…

 

В публикации использованы произведения и воспоминания матери Марии, материалы с посвящённого ей сайта; с благодарностью – книга музееведа Зои Николаевны Лемякиной «… Крестом отмеченные латы…» - Анапа, Анапский археологический музей, 2014 и др.

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов